Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Психология развития

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 30.10.2015

Статья просмотрена: 3953 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9032/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования. Разработка и внедрение единого и целостного федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. условиях единства, непрерывности и преемственности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования дошкольников, среди которых: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями в условиях единства, непрерывности и преемственности. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста, создавая, таким образом, оптимальные условия для полноценного физического и психического развития детей.

Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте [4].

Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми, около 70 % — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30 % нуждаются в реабилитации, 45 % — в коррекционной помощи того или иного направления [2].

Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и организация вариативных форм дошкольного образования, служб раннего сопровождения, психолого-медико-педагогических центров, консультативно-диагностических пунктов, создаются и разрабатываются новые программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста. Раннее психолого-педагогическое сопровождение сегодня является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку преддошкольного возраста и его семье

Общей цельюпсихолого-педагогического сопровождения являетсясоздание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка раннего возраста;подготовка с создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений и прочих субъективных переживаний;создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него значимой; профилактика и выявление различных психологических причин нарушений развития ребенка;содействие успешной социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского учреждения;оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям, воспитателям, специалистам. Приобщение участников образовательного процесса к психологической культуре.

Достижение главной цели и решение задач психологической службы обеспечиваются созданием и соблюдением в образовательном учреждении психологических, социально-психологических и психолого-педагогических условий, гарантирующих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Основными видами деятельности педагога-психологагрупп кратковременного пребывания является: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическая диагностика;психологическая коррекция и развитие;психологическое консультирование.

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключается в том, чтобы знакомить взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития детей, социальной ситуации развития, достичь понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском образовательном учреждении.

Психологическая профилактика строится на глубоком анализе всех воздействий на ребенка, условий жизни, воспитания и обучения с целью заранее предупредить или предохранить от нежелательных последствий для его развития и жизни.

В контексте практического решения поставленныхФГОС ДО задачпсихологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать всю образовательную деятельность. Психологическая диагностика в группах кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения направлена на выявление актуального уровня развития ребенка, отслеживание процесса его социальной адаптации, определение психологических причин трудностей детей при адаптации, выявление детских склонностей, способностей и индивидуальных психофизических особенностей, а также изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад). Подобная диагностика своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит, избежать проблем в дальнейшем психическом развитии ребенка.

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в образовательной организации благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению нарушений в физическом и психологическом развитии детей.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) проводится по вопросам воспитания, развития и социальных взаимодействий.

Модель психолого-педагогического сопровождения:

1 этап — первичное консультирование родителей (законных представителей). Предварительный сбор информации о семье и ребенке, анкетирование родителей. Изучение медицинской карты и анамнестических данных. Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.

2 этап наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к условиям группы кратковременного пребывания. Одновременно с наблюдением педагогом-психологом проводятся комплексные профилактические мероприятия, помогающие ребенку пережить адаптационный синдром.

3 этап психолого-педагогическая диагностика уровня развития детей. Важной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих особенности в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации, а также изучение индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Собранные данные вносятся в индивидуальные карты психофизического развития ребенка раннего возраста с целью отслеживания гармоничности или дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

4 этап психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Выделение данного этапа условно, поскольку педагог-психолог начинает работу по психолого-педагогическому сопровождению с первого дня открытия группы кратковременного пребывания.

При проведении психолого-педагогического сопровождения специалистам необходимо учитывать, во-первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Первая особенность состоит том, что маленький ребенок может воспринимать только те воздействия взрослого, которые адресованы лично ему. Необходимы взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение — все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения взрослого. Вторая особенность — неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию бесполезны, т. к. дети еще плохо понимают их и не могут регулировать свое поведение посредством слова. Следствием этого является необходимость эмоционального вовлечения детей, создания общего смыслового поля, эмоциональной включенности взрослого в нужные действия [6]. Развитие познавательных процессов базируется на основе формирования образов зрительного и слухового восприятия, осязания. Своеобразие восприятия ребенка раннего возраста заключается в его фиксации только одного качества объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. На данном этапе работы также происходит разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ.

5 этап — рекомендации родителям и педагогам. Аналитическая и организационно-методическая работа.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей подразумевает по собой не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работыс детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и родителю в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В контексте практического решения поставленных ФГОС задач психолого-педагогическое сопровождение реализует принцип единства и целостности, что означает объединение усилий всего педагогического коллектива, всех специалистов дошкольной образовательной организации.

 

Литература:

 

  1.                Айсина Р. М. Социализация и адаптации детей раннего возраста. Психологическое сопровождение семьи //Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6.
  2.                Баранова М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3.                Волков Б. С. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в его развитии //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2011. — № 10.
  4.                Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005.
  5.                Левченко И. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования //Коррекционная педагогика. — 2010. — № 5.
  6.                Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, кратковременное пребывание, психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, раннее детство, этап, детский сад, образовательная деятельность, практическое решение.

Похожие статьи

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Похожие статьи

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ