Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов
Автор: Кузнецова Лейла Эдуардовна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 31.10.2015
Статья просмотрена: 449 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов / Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9038/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации инвалидности. Эмпирически выделены показатели психологической беспомощности, личностные предпосылки ее проявления у детей-инвалидов. Обозначены основные направления психологического сопровождения детей-инвалидов.
Ключевые слова: психологическая беспомощность, трудная жизненная ситуация, дети-инвалиды, адаптивность, социально-психологическая адаптация, дезадаптивное поведение, система отношений личности, личностно-ситуационный подход, стратегии совладания со стрессом, психологическое сопровождение.
Происходящие в современном мире социально-экономические и социокультурные изменения с одной стороны открывают огромные возможности для самореализации людьми своего личностного потенциала, с другой — отличаются жесткостью и безразличием к судьбе человека. Общество требуют от людей готовности к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций, проявлению активной жизненной позиции, ответственности за принятие жизненно-важных решений и построение своего жизненного пути в целом. Многие люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, ощущают социальную незащищенность. Со временем, они привыкают надеяться только на себя и значимых других — близких людей, несмотря ни на какие невзгоды и неприятности находящихся рядом с ними и поддерживающих их.
Безразличие общества, рост количества трудных жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, делает актуальным изучение феномена психологической беспомощности у людей, переживающих трудное жизненное событие или ситуацию. К такой категории людей следует, прежде всего, отнести детей-инвалидов, имеющих соматические и психические ограничения в возможностях, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию.
К сожалению, количество детей-инвалидов растет с каждым годом. Общество оставляет данную социальную категорию населения наедине со своими проблемами, порождая у них состояние психологической беспомощности. Дети-инвалиды и их родители давно свыклись с таким отношением к себе. Только их жизненная активность помогает им бороться с трудностями: находить квалифицированных врачей и психологов, получать льготы на лекарства, квоты на получение бесплатной медицинской помощи. Единственное, что четко обеспечивает государство, это прохождение ими медицинских комиссий, медико-социальных экспертиз для подтверждения диагноза и группы инвалидности. Все что касается квалифицированного медицинского лечения, психологического сопровождения, которое так необходимо детям-инвалидам, не организовано в нашей стране на должном уровне.
Серьезные нарушения в соматическом и психическом здоровье детей, ограничивающие их возможности в обучение и жизнедеятельности, приводящие к получению ими статуса «инвалид-детства» можно назвать трудной жизненной ситуацией [2, с. 140]. Трудная жизненная ситуация — это ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью, приводящая к снижению адаптационного потенциала личности и развитию дезадаптивных процессов [1, с. 150].
У человека, попавшего в трудную ситуацию, в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение социально-психологической адаптации, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством ранее существующих моделей и способов деятельности. Происходит нарушение системы отношений личности, и прежде всего отношения к себе, другим людям и окружающему миру [1]. Без социальной поддержки у людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, происходит рост психологической беспомощности.
На сегодняшний день, психологическая беспомощность как целостный феномен в психологии рассматривалась недостаточно. Проблеме формирования психологической беспомощности у людей в трудных жизненных ситуациях посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: А. Адлера, В. В. Аршавского, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, А. Н. Дёмина, Б. Д. Карвасарского, В. А. Лабунской, А. О. Прохорова, И. М. Никольской, В. Райха, М. М. Решетникова, B. C. Ротенберга, Г. Ю. Фоменко, 3. Фрейд, К. Хорни и др.
Теоретический анализ данных исследований показывает, что психологическую беспомощность необходимо рассматривать с точки зрения личностно-ситуационного подхода. С одной стороны трудная жизненная ситуация, переживаемая личностью как субъективно непреодолимая, с другой — жизненная пассивность и зависимость человека, способствуют формированию личностной беспомощности. Люди, склонные к переживанию психологической беспомощности, используют пассивные непродуктивные стратегии преодоления трудностей, часто отказываются от действий по преодолению сложных жизненных ситуаций. Со временем, психологическая беспомощность становится личностным свойством, проявляющемся в постоянной недооценке личностных ресурсов и субъективной переоценке тяжести трудной ситуации, сопровождающемся негативными эмоциями и приводящем к нарушению социально-психологической адаптации личности и развитию дезадаптивных процессов [2, с. 142].
Можно утверждать, что психологическая беспомощность, переживаемая детьми-инвалидами, накладывает серьезный отпечаток на развитие их личности, на формирование системы отношений, особенности преодоления трудных жизненных ситуаций в целом.
Становится понятным, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть психологическую беспомощность, затрудняющую социально-психологическую адаптацию детей-инвалидов. Как важно сформировать у личности ребенка, имеющего ограничения в развитии, принятие себя таким, какой он есть, актуализировать его ресурсы и возможности, помочь поставить адекватные достижимые цели и следовать им [2, с. 142].
Многолетняя работа в городской детской поликлинике г. Шахты Ростовской области в качестве психолога позволила не только наблюдать за детьми-инвалидами и их родителями, но и провести психологическое исследование данной категории населения. В исследовании приняли участие дети-инвалиды в количестве 50 человек в возрасте от 14 до 18 лет, имеющие различные заболевания.
Целью исследования было изучение личностных предпосылок проявления феномена психологической беспомощности у детей в трудной жизненной ситуации инвалидности.
Было выдвинуто предположение, что психологическая беспомощность личности проявляется в психоэмоциональном состоянии и стратегиях поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Адаптивность личности, представленная в образе мира человека, определяет выраженность психологической беспомощности в ситуации инвалидности.
Использовались следующие методы психодиагностики: для изучения психологической беспомощности — методика цветовых выборов М. Люшера, методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», «Шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), опросник «Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях» Н. Г. Осуховой, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн в адаптации Т. А. Крюковой. Для изучения образа мира личности и уровня социально-психологической адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.
Проведенное исследование показало, что большая часть детей-инвалидов — 74 % переживают состояние психологической беспомощности. Их психоэмоциональное состояние характеризуется сниженным настроением, выраженной фрустрационной напряженностью, низкой самооценкой, избеганием трудностей, боязнью неудач, агрессивностью, тревожностью, ригидностью. Наблюдаются признаки хронической астенизации, нервно-психического напряжения в связи с неудовлетворенностью потребности в самореализации, которая проявляется повышенной тревожностью и раздражительностью.
Потребность в свободе действий сталкивается с постоянными запретами окружения, собственной тревогой и ожиданием неудачи, неуверенностью в своих возможностях. Мотивация достижения блокирована препятствиями и трудностями.
У детей-инвалидов, особенно слабовидящих и слабослышащих, наблюдается высокая чувствительность, обидчивость, эмотивность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиск признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Выявлена высокая чувствительность к трудным жизненным ситуациям. В трудных ситуациях они предпочитают использовать стратегию избегания, представляющую усилия человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее; стратегию поиска социальной поддержки, заключающуюся в усилиях человека найти в обществе информацию, материальную и эмоциональную помощь; стратегию дистанцирования, которая заключается в отделение испытуемого от проблемы, попытке забыть о ней; стратегию противостояния, которая состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. Преобладает копинг, ориентированный на избегание и эмоции.
У 26 % детей-инвалидов наблюдается благоприятное психоэмоциональное состояние, чувствительность к трудным жизненным ситуациям умеренная, в трудных жизненных ситуациях они используют стратегию планового решения проблемы, заключающуюся в выработке плана действий и следования ему; стратегию самоконтроля, заключающуюся в старании регулировать собственные чувства и действия; стратегию позитивной переоценки. Преобладает копинг, ориентированный на решение задачи.
На основании полученных результатов можно утверждать, что у 74 % детей-инвалидов наблюдается психологическая беспомощность, проявляющаяся в неблагоприятном психоэмоциональном состоянии и пассивных стратегиях поведения в трудных жизненных ситуациях: избегание, дистанцирование, противостояние, поиске социальной поддержки.
Для детей-инвалидов, переживающих состояние психологической беспомощности, характерен низкий уровень адаптивности, проявляющийся в неуверенности в себе и сниженном доверии другим людям, внешнем уровне субъективного контроля, пассивности, зависимости, подчинение воле обстоятельств, «уходу» от решения проблем. Преобладает эмоциональный дискомфорт, выражающийся в раздражительности, повышенной тревожности или наоборот апатичности. Внешний локус контроля в наибольшей степени проявляется в области неудач и области здоровья. Винят в своих проблемах других людей, приписывают ответственность за свое здоровье врачам, недостаточно информированы о своем здоровье.
У 26 % детей-инвалидов наблюдается средний уровень адаптивности, проявляющийся в уверенности в себе, принятие себя и умеренном доверие других людей; внутреннем локусе контроля т. е. ориентации на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентировании личной ответственности и компетентности. Достаточно информированы о своем состоянии здоровье, надеются на выздоровление, строят планы на будущее.
Таким образом, личностными особенностями, способствующими проявлению психологической беспомощности и нарушающими социально-психологическую адаптацию к ситуации инвалидности, являются: неуверенность в себе, сниженный уровень доверия другим людям, повышенная тревожность, пессимистичность, экстернальность, зависимость, избирательная пассивность, уход от решения проблем, недостаток решительности и настойчивости в достижении поставленных целей.
Личностными особенностями, препятствующими проявлению психологической беспомощности и обеспечивающими оптимальную социально-психологическую адаптацию к ситуации инвалидности, являются: уверенность в себе, способность к проявлению доверия другим людям, оптимистичность, самостоятельность, склонность к доминированию, ответственность и настойчивость в достижении поставленных целей, интернальность, ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого.
Исследование показало, что формирование психологической беспомощности отражает не просто принятые человеком в данный момент способы поведения или реагирования, а связано с устойчивыми личностными диспозициями, образом мира личности, в котором отложился и закрепился опыт отношения к себе, к людям, к жизни в целом, опыт оценивания причин своих успехов и неудач. Адаптивность личности, представленная в образе мира человека, определяет выраженность психологической беспомощности в ситуации инвалидности.
Проведенное исследование позволило определить основные направления психологического сопровождения детей-инвалидов:
- Психологическое консультирование родителей с целью:
гармонизации стиля воспитания среди значимых других;
выработки последовательности и адекватности в предъявлении требований и санкций;
снижения тревоги за жизнь и здоровье детей;
формирования психологической готовности к принятию зоны возможностей своего ребенка и восприятию его как личности, способной добиться успеха в рамках адекватных для нее жизненных целей.
- Психокоррекционная работа с детьми-инвалидами, направленная на:
повышение адаптивности личности через формирование позитивного отношения к себе, принятия себя и понимания своих возможностей;
формирование позитивного отношения к миру, позитивного мышления;
формирование поведенческой гибкости, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
повышение жизненной активности, формирование интернального локуса контроля;
осознание основных жизненных ценностей, целей и смысла жизни;
нормализацию психоэмоционального состояния, ощущения себя здоровым, нужным и любимым человеком, способным преодолевать трудные жизненные ситуации.
- Психологическое консультирование детей-инвалидов по мере возникновения трудностей с целью снижения негативности переживаемых эмоций, переосмысления возникшей ситуации, активизации личностных и поведенческих ресурсов.
Литература:
- Кузнецова Л. Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям. // Гуманитарные и социально-экономические науки. — Вып. 2. — М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. — С. 150–152.
- Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей — инвалидов с точки зрения личностно-ситуационного подхода // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4–5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — С. 140–142.
Ключевые слова
психологическое сопровождение, Дети-инвалиды, адаптивность, психологическая беспомощность, дети-инвалиды, социально-психологическая адаптация, система отношений личности, стратегии совладания со стрессом, трудная жизненная ситуация, дезадаптивное поведение, личностно-ситуационный подходПохожие статьи
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника
В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.
Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...
Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников
В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...
Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе
В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста
В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...
Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...
Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...
Похожие статьи
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника
В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.
Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...
Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников
В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...
Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе
В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста
В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...
Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...
Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...