Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию
Автор: Махлеева Людмила Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 16.12.2015
Статья просмотрена: 482 раза
Библиографическое описание:
Махлеева, Л. В. Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию / Л. В. Махлеева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9346/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждый раз сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. В современных условиях важно быть конкурентно-способным специалистом. Для правильного выбора профессии, необходима помощь психолога в создании условий для ориентации старших школьников на профессию. Важно создать психолого-педагогические условия в ориентации старшеклассников на профессию, именно это позволяет стать хорошим профессионалом в своем деле. Этому вопросу посвящено не мало работ, я остановлюсь лишь на самых значимых и известных.
Одним из важнейших условий ориентации в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогические условия рассматривались в контексте изучения профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы (В.И. Журавлев, А.И. Смирнов, Е.А. Климов); в изучении интересов к определенной профессии (Я.Л. Коломенский В.Г. Немировский, Л.В. Сохань и др.); психологических предпосылок профессионального самоопределения (А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин, М.В. Кириллова, Е.А. Климов и др.). В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии и профессионального обучения.
В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой старшего школьника в условиях выбора профессии. Выбор профессии — это процесс принятия старшеклассником решения относительно получения социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда [1].
Выбор профессии — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Быть конкурентно способным специалистом связано с понятием «профессиональная ориентация». Это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Об активном выборе своей профессии молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуется, и учитываются в соответствии с поставленными целями. На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека — условия ситуации или его в выборе своих интересов. О пассивности личности говорят тогда, когда он «идет на поводу» обстоятельств, ситуации или целей других людей. И, наоборот высокий уровень активности в процесс профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений [4].
Содержание деятельности — это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений. Из указанного становится очевидным, что нет, не может и не должно быть тотальных (всеобщих) — якобы научных — утверждений о том, что является «вообще» результатом своего выбора как деятельности, или что является здесь «вообще» средствами. Истина здесь конкретизируется применительно к этапу, к индивидуальной ситуации развития человека как субъекта и, понятно, также применительно к тому, говорим ли мы о работе педагога, содействующего выбору профессии старшеклассника.
В связи с этим необходимо учитывать: многолетний ход развития человека, как субъекта труда неоднороден. Он распадается на качественно определенные и своеобразные возрастные этапы [5].
В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства, должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессионально жизненных путей. А результатом заключительного цикла выбора профессии (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» («я сама») выбрал профессию (а не того, что «меня заставили» и т.п.). [3]
Активность в выборе профессии связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающего человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому здесь от педагогов требуются и такт, и высокий профессионализм, и активное противостояние психолого-педагогическому «любительству» и знахарству.
Следуя всему вышеизложенному, можно определить следующую компонентную структуру профессионального самоопределения:
- Ценностно-смысловой компонент;
- Целевой компонент;
- Познавательный компонент;
- Деятельностный компонент [2].
Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии, консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.
Таким образом, в работе учителя можно выделить следующие направления:
Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;
Профессиональное воспитание — формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;
Профессиональная активация — создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности;
Профессиональная диагностика школьника — изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов;
Педагогическая профконсультация — рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.
Итак, выбор профессии старшего школьника можно рассматривать как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Быть конкурентно способным — это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии, содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием, важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.
Литература:
- Горностаева, З.Я Проблема профессиональной консультации в школе. \З.Я. Горностаева.-М.:Открыт.школа.-1998.-№ 2.-93с.
- Драгунова, Т.В. Подросток.\Т.В. Драгунова.-М.:Знание, 1998. — 143с.
- Климов, Е.А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы.\ Е.А. Климов.-М.:Посвещение,1990.-213с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.\И.Ю. Кулагина. М.:ТЦ»Сфера», 2001. -164с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.-М.:Дрофа, 2000.