Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса
Автор: Сметанина Надежда Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 24.12.2015
Статья просмотрена: 3016 раз
Библиографическое описание:
Сметанина, Н. А. Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9396/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важным инструментом в преодолении кризисного состояния подростка, будь то состояние истерики, апатии, в случае потери близкого человека или попыток суицида, является индивидуальная профилактическая беседа. Эффект беседы заключается в том, чтобы ребенок «выговорил свою боль». При этом педагогу вовсе не обязательно сразу же отправлять обратившегося к нему подростка к психологу или другому специалисту.
Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.
1. Начальный этап — цель — установление эмоционального контакта, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Главная задача — убедить подростка в эмоциональном «принятии», сочувствии и готовности к пониманию. Это следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией.
Психологические приемы начального этапа:
«повторение содержания» — педагог сообщает подростку, что внимательно слушает его и понимает;
«отражение эмоций» — выделение эмоционального компонента, какого-либо факта и сообщение его подростку. Например: «Представляю, какая обида охватила тебя, когда ты услышал, как тебя грубо назвал друг». Данный прием стимулирует более открытое проявление эмоций и особенно показан в тех случаях, когда подросток испытывает тоску, подавленность, обиду;
«означивание ситуации или переживания» — выделение из высказываний основного значения: «Если, я правильно тебя поняла, учитель постоянно упрекает тебя?»;
«установление последовательности событий» — повторение сообщенных фактов в их причинно-следственной или временной последовательности;
«разработка» — углубление в тему; после того как педагог сориентировался проблеме, он направляет беседу на обсуждение наиболее важного вопроса. Разработка должна осуществляться тактично, ее нельзя превращать в расследование;
«поиск источника эмоций» — подростку предлагается задуматься над своим эмоциональным состоянием и установить его причины, поскольку для лица находящегося в кризисном состоянии, часто характерно непонимание связей между поступками и реакциями на них. Например: «Как ты сейчас чувствуешь себя? Эти чувства (обиды, злости — перечислить) вызвало у тебя это происшествие?».
2. Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису, снятие ощущения безысходности.
Вместе с подростком нужно установить последовательность событий, в результате которых сложилась критическая ситуация. Во многих случаях подростку представляется, что данная ситуация могла сложиться только у него, в силу его недостатков и ошибочных действий. Педагог должен тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации встречаются в жизни многих молодых людей (прием «преодоление исключительности ситуации»).
Часто критические обстоятельства, в силу возрастных и психических особенностей подростка, представляющие как требующие немедленного, неотложного решения. В таких случаях нужно подчеркнуть, что у ребенка есть время на обдумывание ситуации, на принятие решения (прием «снятия остроты»).
Так же необходимо во время беседы установить сведения о близких подростку людях, не связанных с данной кризисной ситуацией. Эти люди будут резервными источниками поддержки и помощи.
На втором этапе беседы используются приемы, поддерживающие и углубляющие контакт и коммуникацию:
«структурирование ситуации»;
«поддержка успехами»;
«включение в контекст»;
«терапия успехами и достижениями».
3. Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Необходимо выяснить у подростка, что является позитивно значимым для него в данный кризисный период. Совместный с педагогом поиск адекватных способов поведения придает подростку уверенности в своих силах, восстанавливает самооценку, способствует повышению ответственности за свое поведение.
Ведущими приемами этапа представляются:
«интерпретация» — высказывание гипотез, указывающих на отдельные аспекты кризисной ситуации, а также возможные способы ее разрешения;
«планирование» — побуждение к словесному оформлению планов предстоящей деятельности;
«удержание паузы» — целенаправленное молчание педагога, которое имеет своей целью предоставление подростку, возможности проговаривания разрабатываемых планов. Молчание должно сообщать подростку, что педагог ждет его слов.
4. Завершающий этап — окончательное формулирование планов действий, активная поддержка подростка. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. На этом этапе педагог должен несколько раз выслушать и внушить подростку веру в свои силы и возможности, напомнить, что ранее он успешно преодолевал трудности.
Ведущими приемами этого этапа являются:
«логическая аргументация»;
«переубеждение»;
«рациональное внушение уверенности».
В завершении работы педагог предлагает подростку дальнейшие контакт, необходимо назначить конкретное время следующей встречи. Цель второй беседы, как правило, через 2–3 дня — интеллектуальное освоение ситуации. На фоне сформировавшегося контакта педагог помогает подростку принять реальность случившегося. Осуществляется «обратная связь» — совместно разработанный план действий — совместный анализ результатов — дальнейшее планирование деятельности.
Литература:
- Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб., 2001.
- Методическое издание «Экстренная психологическая помощь в случаях совершенного суицида (попытки суицида) в образовательных учреждениях. ПОНИЦАА, Пермь, 2015.