Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Быстрова, Т. В. Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания / Т. В. Быстрова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9962/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрена проблема развития жизнестойкости осужденных различного возраста, находящихся длительное время в условиях исправительного учреждения. Показано, что жизнестойкость является личностным качеством, которое в экстремальных условиях служит ресурсом профилактики негативных личностных изменений. Приводятся результаты исследования жизнестойкости и смысложизненных ориентаций осужденных с длительными сроками отбывания наказания в зависимости от возраста респондентов.

Ключевые слова: жизнестойкость личности, вовлеченность, контроль, принятие риска, смысложизненные ориентации, осужденные с длительными сроками отбывания наказания, пенитенциарный стресс.

Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность осужденных. При этом изоляция на длительный срок позволяет достигнуть восстановления социальной справедливости, оградить общество от опасного преступника[2, с. 21, 111]. Но всегда ли позволяет организовать исправление осужденного и предупредить совершение им новых правонарушений?

Изучение личности осужденных с длительными сроками отбывания наказания показало, что большинство из них неоднократно судимы, как правило, воспитывались в неблагополучных семьях, не получали достаточного родительского внимания и любви и имели опыт негативного отношения к правовым нормам.

Осужденные испытывают пенитенциарный стресс, вызванный изменением социального и правового статуса, ограничением личного пространства, публичностью пребывания, постоянными запретами, ситуацией неопределенности. Можно констатировать значительно большее, чем в условиях свободы, воздействие микросоциального окружения на поведение людей, ее лишенных. Человек попадает в жесткую зависимость от среды, возможности выбора вариантов действий существенно сужаются. Это подтверждает и опрос сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы. В условиях жесткой регламентации поведения у осужденных развиваются такие качества, как подозрительность, недоверчивость, агрессия и др. В то же время осужденный живет в постоянном и тесном окружении людей, каждый из которых находится под влиянием негативных психических состояний.

В основе устойчивости к фрустрационным ситуациям, ведущим к агрессии, лежат способности осужденного к адекватной оценке этой ситуации и поиску смысла жизни. Как подчеркивал В. Франкл, «страдание перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл» [4, с. 54].

Особое внимание уделяется сохранению психического здоровья осужденных отбывающих длительные сроки лишения свободы.

Важным психологическим конструктом, позволяющим осужденному выжить в сложных социальных условиях, адаптироваться к длительному сроку отбывания наказания, сохранить психическое здоровье является жизнестойкость.

Согласно С. Мадди, жизнестойкость (hardiness) — это интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей[5, с. 19]. С. Мадди характеризует жизнестойкость каксочетание трех компонентов.

Первый компонент — «вовлеченность» (commitment) — подразумевает наличие у человека позиции активной включенности в жизнедеятельность. Человек с выраженной вовлеченностью считает, что «происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [3, с. 4].

Второй компонент жизнестойкости — «контроль» (control) — представляет собой убежденность человека в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего, а поэтому он мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных измененийв противовес состояний беспомощности и пассивности [1, с. 17].

Третий компонент, выделяемый в структуре жизнестойкости, — «принятие риска» (challenge). Человек воспринимает проблемы как вызов самому себе и любой опыт (как положительный, так и негативный) — как основание для личностного развития[3, с. 4].

Компонента жизнестойкости взаимосвязаны и усиливают влияние друг друга.

Эмпирическое исследование психологического содержания жизнестойкости и ее взаимосвязи со смысложизненными ориентациями проводилось среди осужденных с длительными сроками отбывания наказания в 2015 г на базе исправительных учреждений строгого и особого режимов Вологодской, Ленинградской, Нижегородской, Ярославской областей.

В исследовании приняли участие 133 осужденных, в возрасте от 20 до 59 лет, срок лишения свободы которых составил от 10 до 21 лет. Все респонденты отбывают наказание за особо тяжкие преступления, причем в большинстве своем по статье 105 УК РФ. Все осужденные ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.

В исследовании был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. Крамбо, А. Махолик в адаптации Д. А. Леонтьева). Подсчет различий между двумя независимыми выборками проводился с применением U — критерия Манна-Уитни.

Перейдем к характеристике групп осужденных по следующему критерию — возраст лиц, отбывающих длительные сроки наказания. При анализе данных психологической значимости осуществлялось деление по критерию возраста респондентов на следующие группы: от 18 до 24 лет (21 человек); от 25 до 30 лет (28 человек); от 31 до 39 лет (31 человек); от 40 до 49 лет (29 человек); от 50 до 60 лет (24 человек).

В Таблице 1 представлены данные по средним показателям жизнестойкости и ее составляющим в сравниваемых группах.

Таблица 1

Особенности жизнестойкости в группах осужденных различного возраста

Шкалы «Теста жизнестойкости»

Средние значения вгруппе осужденных от 18 до 24 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 25 до 30 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 31 до 39 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 40 до 49 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 50 до 60 лет

Вовлеченность

44,1

38,2

38,5

38,7

39,4

Контроль

33,9

32,3

37,6

32,6

32,8

Принятие риска

20,2

15,2

15,6

15,3

13,3

Жизнестойкость

98,2

85,7

91,7

86,6

85,5

Из Таблицы 1 видно, что значимые различия выявлены между группами респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 30 лет по компонентам «вовлеченность» (p≤0,05) и «принятие риска» (p≤0,01). Это указывает на тот факт, что осужденные в возрасте от 18 до 24 лет более уверенны в себе, получают удовольствие от собственной жизни. Они не чувствуют себя отвергнутыми. Также более высокие результаты по компоненту «принятие риска» означают, что респонденты из группы в возрасте от 18 до 24 лет в большей степени готовы действовать на свой страх и риск и рассматривают свою жизнь как способ приобретения опыта.

Помимо значимых различий с группой в возрасте от 25 до 30 лет выявлены значимые различия по компонентам «вовлеченность» (p≤0,05) и «принятие риска» (p≤0,01) так же у группы респондентов от 18 до 24 лет с группой от 31 до 39 лет. Это указывает на развитие «вовлеченности» и «приятия риска» у осужденных в возрасте от 18 до 24 лет. По шкале «контроль» значимо выше (p≤0,05) показатели в группе респондентов в возрасте от 31 до 39 лет.

У респондентов в возрасте от 18 до 24 лет по компоненту «принятие риска» значимые различия выявлены и с 2 оставшимися группами. У респондентов в возрасте от 40 до 49 лет и от 50 до 60 лет значимость различий по компоненту «принятие риска» на уровне p≤0,01. По шкале «вовлеченность» на уровне p≤0,05 выявлены значимые различия между группами респондентов в возрасте от 18 до 24 и от 40 до 49 лет. Развитие «вовлеченности» и «принятия риска» также выше в группе респондентов в возрасте от 18 до 24 лет.

С группами респондентов групп от 40 до 49 лет и от 50 до 60 лет у группы респондентов от 18 до 24 лет выявлены значимые различия по общему уровню жизнестойкости (p≤0,05). Это указывает, что осужденные в возрасте от 18 до 24 лет испытывают внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях реже, более гибко в них реагируют и воспринимают стрессы как менее значимые.

Итак, можно предполагать, что с возрастом у осужденных отбывающих наказание в исправительном учреждении уровень жизнестойкости снижается.

По компоненту жизнестойкости «контроль» выявлены значимые различия на уровне p≤0,05 между группой в возрасте от 31 до 39 лет и группами в возрасте от 25 до 30 лет, от 40 до 49 лет и от 50 до 60 лет. Таким образом, осужденные в возрасте от 31 до 39 лет более уверены в возможности влияния на происходящее, контролировании своей жизни, ощущают, что сами выбирают свой жизненный путь.

Данные по методике «Тест смысложизненных ориентаций», в зависимости от возраста респондентов представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Средние значения по шкалам «Теста смысложизненных ориентаций» в группах осужденных различного возраста

Шкалы «Теста смысложизненных ориентаций»

Средние значения вгруппе осужденных от 18 до 24 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 25 до 30 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 31 до 39 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 40 до 49 лет

Средние значения вгруппе осужденных от 50 до 60 лет

Цели в жизни

32,2

30,6

33,7

31,5

30,2

Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность

27,6

26,7

28,8

28,9

32,3

Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией

24,6

23,0

25,4

24,5

23,5

Локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)

23,3

20,9

23,4

20,8

19,2

Локус контроля — жизнь, управляемость жизни

29,0

26,0

28,5

26,7

27,9

Общий показатель осмысленности жизни

97,8

94,6

102,0

99,3

97,4

Значения по шкале «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» значимо выше (p≤0,05) у респондентов в возрасте от 50 до 60 лет по сравнению с группами в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 30 лет. Таким образом, осужденные в возрасте от 50 до 60 лет в большей степени воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Статистически значимые различия на уровне p≤0,01 выявлены по шкале «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» между группой респондентов в возрасте от 31 до 39 лет и группами от 25 до 30 лет и от 40 до 49 лет, т. е. осужденные в возрасте от 31 до 39 лет в большей степени ощущают себя сильными личностями, считают, что способны построить собственную жизнь в соответствии с намеченными целями. Между указанными группами выявлены различия при p≤0,05 по шкалам «результативность жизни, удовлетворенность самореализацией», «локус контроля — жизнь, управляемость жизни» и «общий показатель осмысленности жизни», где показатели также выше в группе респондентов в возрасте от 21 до 39 лет.

Результаты по шкале «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» значимо выше у респондентов в возрасте от 31 до 39 лет по сравнению с группой в возрасте от 40 до 49 лет при p≤0,01, а с группой в возрасте от 50 до 60 лет при p≤0,05. Следовательно, у осужденных в возрасте от 31 до 39 лет более выражена установка «Я — хозяин жизни», у них преобладает представление о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии с намеченными целями.

Так же значимые различия (p≤0,05) по шкале «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» выявлены и у группы респондентов в возрасте от 50 до 60 лет с группой в возрасте от 31 до 39 лет. Показатели так же значимо выше у осужденных в возрасте от 50 до 60 лет.

Проведенный нами корреляционный анализ, позволил выделить следующие положительные связи между шкалами методик «Тест жизнестойкости» и «Тест смысложизненных ориентаций». Положительные связи выявлены при p≤0,01 между всеми шкалами «Теста смысложизненных ориентаций» и шкалой «принятие риска» «Теста жизнестойкости». Также выявлены значимые положительные связи (при p≤0,01) между всеми шкалами «Теста жизнестойкости» и шкалой «локус контроля — жизнь, управляемость жизни», шкалами «Теста жизнестойкости» и шкалой «цели в жизни». Выявлена положительная корреляционная связь (при p≤0,01) между шкалой «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» и «вовлеченность»

Итак, выявлена устойчивая положительная связь между 2 методиками. Таким образом, при изучении жизнестойкости личности важно исследовать и ее смысловую составляющую.

Таким образом, бесспорно, всех осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы исправить нельзя. Есть такие осужденные, пребывающие длительный период времени в условиях изоляции, которые адаптировались, приспособились к жизни в исправительных учреждениях настолько, что не представляют себя в других условиях, начинают бояться свободы, к которой ранее так стремились, поэтому освободившись снова совершают преступления, чтобы оказаться в привычной обстановке. Но есть среди осужденных и такая категория, которая во что бы то ни стало стремится к исправлению, мечтает быстрее выйти на свободу, чтобы вернуться к родным и близким людям, устроится на работу, начать новую законопослушную жизнь.

Следовательно, проведенное нами исследование может использоваться при разработке коррекционных программ, направленных на повышение уровня жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания.

Литература:

  1. Александрова Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научн. конференц. — М.: Институт психологии РАН — 2005. — С. 16–21.
  2. Комментарий УК РФ / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. — М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2011. — 876 с.
  3. Леонтьев, Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл. — 2006. — 63 с.
  4. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Виктор Франкл; Пер. с нем. — 4-е изд. — М.: Альпина нонфикшн, 2013. — 239 с.
  5. Хачатурова М. Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом / М. Р. Хачатурова // Организационная психология. — 2012. — Т. 2. — № 3. — С. 16–31.
Основные термины (генерируются автоматически): возраст, осужденный, группа респондентов, локус контроля, длительный срок отбывания наказания, группа, различный возраст, среднее, Я-хозяин жизни, эмоциональная насыщенность.

Ключевые слова

контроль, смысложизненные ориентации, вовлеченность, жизнестойкость личности, принятие риска, осужденные с длительными сроками отбывания наказания, пенитенциарный стресс., пенитенциарный стресс

Похожие статьи

Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания

В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать к...

Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми

Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности волевого дефицита осужденных с выученной беспомощностью, поиск возможных мер по ее профилактике

В статье представлены зарубежные и отечественные подходы к формированию и развитию силы воли, раскрыты компоненты успешного прививания волевых качеств лицам, отбывающим наказание, а также рассмотрены первопричины возникновения беспомощного состояния ...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Похожие статьи

Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания

В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать к...

Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми

Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности волевого дефицита осужденных с выученной беспомощностью, поиск возможных мер по ее профилактике

В статье представлены зарубежные и отечественные подходы к формированию и развитию силы воли, раскрыты компоненты успешного прививания волевых качеств лицам, отбывающим наказание, а также рассмотрены первопричины возникновения беспомощного состояния ...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...