Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире
Авторы: Михалец Ирина Викторовна, Волчкова Анна Дмитриевна, Гарбуз Екатерина Дмитриевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 03.06.2016
Статья просмотрена: 12098 раз
Библиографическое описание:
Михалец, И. В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире / И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е. Д. Гарбуз. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704/ (дата обращения: 19.12.2024).
Давно доказано, что человек не может существовать вне общества и, живя в нем, человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми. И главным инструментом таких взаимодействий выступает общение. Несмотря на то, что человек, погруженный в этот процесс с раннего детства, усваивает необходимые нормы и правила, набираясь опыта, все равно сталкивается с проблемами, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Если разобраться, то современное общество и мир вокруг нас создают такие условия, в которых у людей нет возможности качественно общаться друг с другом.
Существует множество различных определений понятия общение. Нам близко мнение А. А. Бодалева, который предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми” [1].
Выделяют следующие основные функции общения:
– инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
– синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
– самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
– трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
– экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
– социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
– социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Таким образом, вся наша жизнь есть процесса общения с теми, кто нас окружает — от членов семьи до незнакомца на улице.
Но не всегда общение с окружающими приносит нам положительные эмоции, и мы получаем удовольствие от этого процесса. Напротив, часто человек попадает в затруднительные ситуации с установлением контакта с людьми и старается найти альтернативные формы общения. В современном мире с появлением новейших технологий (сотовые телефоны, компьютеры и др. гаджеты) общение все чаще становится виртуальным.
Каким же образом современный мир влияет на общение между людьми?
Во-первых, снижается когнитивное значение процесса непосредственного общения между людьми. В нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире — СМИ, интернет. И часто мы лучше знаем подробности жизни знаменитых, но чужих нам людей, чем то, что волнует наших близких. Вместо разговоров с теми, кто рядом с нами, мы читаем-смотрим-слушаем о событиях, не имеющих к нам никакого отношения. Это приводит к безразличию, мы разучиваемся понимать и сопереживать.
Во-вторых современные дети вместо того чтобы познавать мир, слушая рассказы старших, задавая им бесконечное множество вопросов, как это было раньше, теперь слушают телевизор и активно используют «Яндекс» и «Гугл» в поисках ответов. Таким образом, обесценивается личность и опыт человека — близкого, реального — в процессе общения с окружающим миром с самого детства. И когда ребенок вырастет, он опять предпочтет компьютер человеку.
В-третьих, современный мир — это многообразие социальных ролей, которые нам приходится играть и большинство из них требуют шаблонного поведения, что становится причиной излишней формальности, в отношениях не хватает непосредственности, искренности, душевности. Формальным становится и общение.
В-четвертых, общение в социальных сетях позволяет нам быть в курсе того, что происходит у наших друзей — чаще всего лишь «друзей». Каков процент «друзей» «Вконтакте» или «Одноклассниках», с которыми вы действительно общаетесь — пишите личные сообщения, например, и регулярно видитесь в реальной жизни? Виртуальное общение дает нам бесценную возможность оставаться на связи с теми, кто живет далеко от нас, и легко знакомиться с новыми людьми, однако так же легко и прекращать любой контакт. Из-за этого ценность таких связей снижается в нашем восприятии. Легко пришло, легко ушло.
Виртуальное общение также дает возможность скрывать свои истинные эмоции и даже выдавать себя за кого-то другого, прятаться за маской. Вы всего лишь образ, так же как и ваши собеседники по другую сторону монитора.
Виртуальное общение между людьми является неотъемлемой частью повседневной жизни, и, конечно, у такого вида общения есть свои плюсы и минусы.
Безусловно, положительной чертой является то, что Интернет помогает нам реализовывать все функции общения, упомянутые выше, что является очень важным, так как общение страдает, если нарушена или отсутствует хоть одна из них.
В жизни мы окружены делами и заботами, и иногда нет возможности и времени встретиться лично. В интернете же очень легко поддерживать отношения со многими людьми, а также находить новых знакомых, ведь в реальной жизни у нас, зачастую, просто не хватает на это смелости. Виртуальное общение раскрепощает людей, ведь можно расслабиться и не вступать в живое общение.
Для многих социальные сети являются отличным способом для самоутверждения и самовыражения и повышения самооценки за счет «выкладывания» фото или видео и зарабатывания «лайков» и одобрительных комментариев.
В поисках новых знакомств человек четко формулирует свои требования (для дружбы, отношений), что значительно сокращает время и список претендентов.
И, безусловно, большим плюсом является то, что мы можем легко общаться с человеком, который находится на другом краю земли за тысячи километров от нас.
С другой стороны, любое виртуальное общение, какое бы оно замечательное не было, никогда не заменит живого, где слова подкрепляются эмоциями, жестами и мимикой.
Помимо этого, можно легко обмануться в своих ожиданиях. При виртуальном общении практически невозможно распознать истинные качества человека, черты его характера. Поэтому при переходе на живое общение мы разочаровываемся, узнавая его настоящего.
Также есть опасность столкнуться с преступниками, психически нездоровыми людьми, которые могут причинить вред.
Для многих Интернет становится наркотиком и полностью заменяет живое общение.
В современном мире именно последняя проблема фигурирует больше всего. Поэтому мы и решили выяснить, действительно ли общаться посредством интернета намного проще, чем вживую и если да, то почему. Также нас заинтересовало, какую роль играет общение в социальных сетях в жизни школьников и студентов, девушек и юношей.
Для изучения роли виртуального общения в жизни современной молодёжи было проведено онлайн-анкетирование.
Мы предположили, что:
– школьники проводят больше времени в сети Интернет, чем студенты;
– молодым людям проще общаться в сети Интернет, чем вживую;
– для молодёжи предпочтительнее обмениваться информацией через социальные сети или мессенджеры;
– Интернет значительно облегчает учёбу, и большинству будет сложно обойтись без его помощи.
Мы разделили целевую аудиторию на школьников (14–17 лет) и студентов (18–21 год). Было опрошено 44 представителя.
Результаты онлайн-анкетирования представлены в сравнительной таблице 1. Для нас было важно понять, есть ли различие в ответах студентов и школьников.
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов ишкольников (%)
Студенты |
Школьники |
|
1.Сколько времени вдень, обычно, Вы проводите всети Интернет? |
||
1–2 часа |
50 |
50 |
3–6 часов |
67 |
33 |
более 6 часов |
50 |
50 |
2. Для чего Вы, восновном, используйте сеть Интернет? |
||
Общение (соцсети, мессенджеры и др.) |
58 |
42 |
Учеба (работа) |
58 |
42 |
Игры он-лайн |
80 |
20 |
Мультимедиа (музыка, фильмы и т. д.) |
62,5 |
37,5 |
3. Зарегистрированы ли Вы хотя бы водной социальных сетей? Если да, то вкакой? |
||
Нет |
0 |
0 |
Да |
86 |
14 |
4. Где Вы пользуетесь социальными сетями чаще всего (место)? |
||
Дом |
72,5 |
27,5 |
На уроке (паре, работе) |
69 |
31 |
По дороге домой (во время других дел) |
82 |
18 |
5. Случалось ли такое, что Вы не успевали выполнить важное задание (работу) из-за долгого времяпрепровождения всети? |
||
Часто |
57 |
43 |
Иногда |
58 |
42 |
Редко |
52 |
48 |
6. Смогли бы Вы успешно учиться (работать, саморазвиваться) без помощи Интернета? |
||
Да |
50 |
50 |
Нет |
70 |
30 |
Не знаю |
53 |
47 |
7. Для чего Вы, восновном, пользуетесь социальными сетями? |
||
Общение со знакомыми, которыми видитесь в реальной жизни |
55 |
45 |
Мультимедиа (фото, фильмы, музыка) |
59 |
41 |
Новости |
61 |
39 |
Люди, с которыми вы не можете видеться в реальной жизни по каким-либо причинам |
77 |
23 |
Поиск групп по интересам |
66 |
34 |
Для новых знакомств |
44 |
66 |
Работа |
62,5 |
37,5 |
8. Где Вам проще ипривычнее общаться? Почему? |
||
по телефону, по Skype (FaceTime) |
0 |
0 |
Вживую |
56,25 |
43,75 |
в социальных сетях, в мессенджерах (Viber, iMessage, WhatsApp и т. д.) |
64 |
36 |
9. Какие группы Вам более интересны всоцсети? |
||
Группы коллективов из реальной жизни |
60 |
40 |
Клубы любителей (науки, политики, фотографии, иностранных языков, животных, путешествий, спорта и т. д.) |
70 |
30 |
Развлекательные группы (юмор, телепередачи, фан-группы и т. д.) |
67 |
33 |
Группы брендов, которыми вы пользуетесь |
33 |
67 |
Анализ результатов анкетирования показал, что студенты в среднем проводят больше времени в Интернете, чем школьники. Большинство и школьников, и студентов посвящают от 3 до 6 часов своего свободного времени сети Интернет.
Студенты используют Интернет преимущественно для общения, учёбы, онлайн игр и для пользования мультимедийными файлами. Школьники тоже используют Интернет для общения и учебы. Удивило, что гораздо меньше школьников (20 % против 80 %), предпочитают проводить время за онлайн-играми. Скорее всего, у студентов для игр не хватает времени.
Абсолютно все опрашиваемые зарегистрированы в социальных сетях, среди которых они указали «Вконтакте», «Instagramm» и «Twitter».
Также мы выяснили, что Интернет редко является причиной нехватки времени на выполнение домашнего задания, как у школьников, так и у студентов (по мнению опрошенных).
Студенты более активно, чем школьники пользуются интернетом как дома, так и во время учебы и в транспорте.
При анализе результатов ответов на вопрос «Смогли бы Вы успешно учиться (работать, саморазвиваться) без помощи Интернета?» оказалось, что студентам было бы тяжелее обходиться без материалов Интернета, чем школьникам. Это вызвано тем, что студенты нуждаются в гораздо большем объёме дополнительной информации, а в школах такая необходимость возникает намного реже.
Исходя из последних тенденций в общении, о которых мы упоминали ранее, мы предполагали, что для молодёжи легче общаться посредством сети Интернет, но результаты опроса показали обратное: и студенты и школьники предпочитают живое общение виртуальному.
Литература:
- http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html