Непосредственное и опосредованное общение современных подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рослякова, С. В. Непосредственное и опосредованное общение современных подростков / С. В. Рослякова, Л. А. Гельт. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10804/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представлены результаты анкетирования подростков, направленного на выявление влияния интернета на выбор приоритетного вида общения, оценки подростками приоритетных видов деятельности в интернете, представлений о дружбе и друзьях.

Ключевые слова:подростки, непосредственное общение, опосредованное общение

В настоящее время, когда человек не представляет себе жизни без интернета, когда все чаще мы обращаемся к электронной почте, Skype, сайтам, позволяющим общаться и приобретать новых друзей, к телефону и другим устройствам для общения, интересными становятся вопросы, касающиеся популярности и влияния опосредованного различными устройствами (телефоном, компьютером и др.) общения на современных детей, особенно на подростков, которые проходят процесс взросления и социализации через общение. Вопросы прежде всего связаны с представлениями и общепринятым мнением о том, что подростки много играют в сети в ущерб общению и учебе, что общение в реальной жизни сейчас не так популярно, как в сети, что у детей нет друзей и тем более настоящих.

Чтобы опровергнуть или подтвердить данные утверждения, в октябре 2015 г. было проведено анкетирование, в котором принимали участие 156 подростков 12–15 лет — учащиеся школ г. Челябинска. Среди них приблизительно равное количество представителей женского (48 %) и мужского (52 %) пола. Большинство респондентов 14-ти лет (67 %), приблизительно одна треть 13-ти летних респондентов (29 %) и совсем незначительное количество 12-ти и 15-ти летних участников анкетирования (1 % и 3 %).

Кроме того, для проведения исследования были изучены работы по влиянию интернета на современных подростков, опосредованному общению, представлениям подростков о дружбе, особенностях их социализации Ю. М. Барановой [2], А. Б. Грецова [3], Т. Г. Пташко [5] и др.

Цель исследования: изучить непосредственное и опосредованное общение подростков.

В исследовании решалось несколько задач:

  1. Выявить интерес подростков к общению вообще и различным его видам по опосредованности (непосредственному и опосредованному техническими устройствами); выявить приоритетный для подростков вид общения и сравнить степень его значимости для подростков.
  2. Выявить, есть ли у подростков проблемы в общении.
  3. Выявить наличие и количество друзей у современных подростков, понимание сущности дружеских отношений.

На изучение интереса подростков к общению было направлено несколько вопросов анкеты. Результаты анализа ответов на первый вопрос показали, что 96,8 % подростков любят общаться. Прежде всего их привлекает общение в компании друзей (83,3 %), но при этом подростки также предпочитают общаться дома с родителями, в школе (по 33 %). Последняя цифра, по нашему мнению, говорит о том, что современные подростки все же не так часто бывают в компании, как их сверстники предыдущих поколений, и много общаются с родителями дома и одноклассниками в стенах школы [4]. В социальных сетях нравится общаться только 30 % опрошенных, по телефону еще меньше — 11,5 % респондентов, что скорее всего связано с теми «неудобствами», которые доставляют технические средства при общении: невозможность восприятия собеседника, отсутствие непосредственного контакта, затруднения в реализации собственного невербального экспрессивного репертуара. Малая часть опрошенных подростков 9 % готовы общаться опосредованно потому, что нет визуального контакта или можно обмануть собеседника.

Представленные выше результаты были подтверждены ответами респондентов на вопрос: «Что больше всего интересует подростков в интернете?» Больше половины (61 %) опрошенных выбрали ответ «Общение». При этом игровая деятельность в интернете была выбрана 33 % респондентов, что почти вполовину меньше предыдущего показателя и опровергает мнение о повальном интересе подростков к играм в интернете и указывает на приоритетность общения. Даже ответ «Поиск информации» значительно чаще встречается, чем «Игра», его выбрали 56 % подростков. Интересно, что «Поиск информации» близок по количеству выборов подростками к ответу «Общение». Это, с нашей точки зрения, не удивительно, поскольку учебная деятельность предполагает использование подростками интернета как современного и необходимого источника информации.

Кроме того, в исследовании подросткам было предложено ранжировать различные виды общения по степени значимости для них. Респонденты поставили на 1-е место непосредственное общение со сверстниками, а второе и третье заняли общение в сети и по телефону. При этом непосредственное общение в качестве преимущественного выбрали 63 % подростков, общение в сети 19 %, по телефону 18 %. Из результатов видно, насколько «живое» общение актуальнее для детей подросткового возраста.

Подводя итог данной части исследования, отметим: подростки как и раньше любят общаться. Несмотря на растущую популярность опосредованного общения, «живое» выбирают значительно больше количество подростков (почти в два раза). Опосредованное общение не только не является приоритетным, но и значительно уступает в выборе современными подростками живому диалогу с родителями и одноклассниками. Подростки предпочитают общение любому другому виду деятельности: игре и учебе. При этом поиск учебной информации в интернете ближе по количеству выборов к общению, чем игра.

С проблемой общения тесно связано понятие «дружба». Изучая представления современных подростков о дружбе и общении с друзьями, прежде всего было выявлено, сколько у них друзей в реальной жизни. Оказалось, что около 10 % опрошенных имеют 1–2 друга, 90 % указали на большее их количество, которое в некоторых случаях доходило до 100 и более человек. В своем варианте ответа больше половины респондентов указали, что у них очень много друзей, больше 10 человек. Данный факт подтверждает, что подростки имеют друзей. Но в то же время большое количество друзей говорит о не совсем верном представлении о дружбе, которая предполагает тесное доверительное общение, основанное на глубоком взаимопонимании, поддержке и помощи [1]. Можно предположить, что только 10 % опрошенных подростков понимают, что такое дружба и дружеское общение, остальные 90 % либо не понимают этого, либо не имеют настоящих друзей. Хотя 94 % подростков указали на то, что у них таковые имеются.

В социальных сетях есть друзья у 98 % опрошенных подростков. При этом около 8 % имеют друзей в количестве до 10 и от 10 до 20 человек, остальные 90 % респондентов указали на количество более 20 человек. В своем варианте ответа число варьировалось от 57 и до 678 человек.

Результаты анализа ответов на вопросы, касающиеся наличия друзей, прежде всего подтверждают тот факт, что подростки активно общаются, взаимодействуют. То, что респонденты указали на такое большое количество друзей, свидетельствует о их не совсем верном представлении о дружбе, смешении понятий «друг», «приятель», «знакомый» «товарищ». На данные представления, как нам кажется, влияние оказывают сайты, на которых все знакомые называются «друзьями». Поэтому современные подростки любое общение, взаимодействие, любые контакты расценивать как дружбу.

С активным включением подростков в интернет-общение можно предположить о возникновении у них проблем в общении непосредственном. Данное предположение подтвердилось ответами опрашиваемых. 9 % подростков откровенно признались о наличии у них проблем в общении, 23 % опрошенных отметили, что скорее есть проблемы, чем нет. Следовательно почти у трети опрошенных, по их мнению, есть проблемы в общении. При этом 28 % говорят о том, что проблемы «скорее нет, чем есть». 40 % подростков считают, что у них нет проблем в общении. Большинство подростков не отмечают наличие коммуникативных проблем, поэтому в ситуации общения 68 % подростков готовы вступить в диалог. Остальные (21 %) по разным причинам затруднятся заговорить в компании незнакомых людей или вообще не станут начинать общения.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим:

  1. Интернет-общение, несмотря на свою популярность, не является приоритетным для современных подростков; как и прежде они любят общаться непосредственно, вживую; подростки предпочитают общение с друзьями в компании, хотя многим нравится общаться дома и в школе.
  2. Общение в интернете подростки предпочитают игре и поиску информации, хотя выбор последнего показателя также частотен среди подростков, что говорит о популярности интернета как источника учебной информации.
  3. Опосредованное общение в сети Интернет масштабно: у современных подростков огромное количество контактов, широкий круг общения. Можно отметить факт интенсификации общения. Но данный факт повлиял на представления современных подростков о понятии «друг», оно приобрело широкое значение и благодаря интернет-сайтам стало тождественным понятию «знакомый», хотя подростки указывают и на наличие настоящих друзей.
  4. Подростки имеют проблемы в общении, но при этом не проявляют чрезмерный интерес к опосредованному общению в интернете или по телефону; малая часть (одна десятая) подростков готовы общаться опосредованно потому, что нет визуального контакта или можно обмануть собеседника.

Литература:

  1. Артишевская Т. М. Педагогическое диалогическое общение: учеб. пособие / Т. М. Артишевская, В. Ф. Жеребкина. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. — 94 с.
  2. Баранова Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю. М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — С. 104–109.
  3. Грецов А. Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками / А. Г. Грецов // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. — СПб., 2005. — С. 73.
  4. Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения: монография; под ред. С. Д. Якушевой. — Новосибирск: СибАК, 2013. — 244 с.
  5. Пташко Т. Г. Теоретический аспект процесса социализации ребенка / Т. Г. Пташко // Дети-Молодежь-Общество: сб. статьей. – 1997. — С. 96.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, общение, опосредованное общение, друг, интернет, непосредственное общение, проблема, верное представление, визуальный контакт, малая часть.

Ключевые слова

подростки, непосредственное общение, опосредованное общение

Похожие статьи

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Феномен субъективного переживания одиночества цифровым поколением

В статье рассмотрены возможные психологические особенности субъективного переживания одиночества цифровым поколением и основные причины его возникновения. Представлены результаты эмпирического исследования уровня субъективного переживания одиночества...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Исследование развития профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Автором представлены результаты эмпирического исследования готовности подростков к выбору профессии. Автор статьи делает вывод о том, что у подростков не сформирована сп...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью тандем-метода

Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем-метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».

Проблемы литературного чтения поколения Z

В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...

Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков

Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Похожие статьи

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Феномен субъективного переживания одиночества цифровым поколением

В статье рассмотрены возможные психологические особенности субъективного переживания одиночества цифровым поколением и основные причины его возникновения. Представлены результаты эмпирического исследования уровня субъективного переживания одиночества...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Исследование развития профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Автором представлены результаты эмпирического исследования готовности подростков к выбору профессии. Автор статьи делает вывод о том, что у подростков не сформирована сп...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью тандем-метода

Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем-метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».

Проблемы литературного чтения поколения Z

В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...

Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков

Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...