Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы
Автор: Самойлик Наталья Анатольевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 20.09.2016
Статья просмотрена: 1807 раз
Библиографическое описание:
Самойлик, Н. А. Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н. А. Самойлик. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11026/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного учреждения влияет на продуктивность выполнения служебных задач, имеющих социальную и личностную значимость.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, духовно-нравственное развитие, ценности, профессионально-ценностные ориентации
Профессиональное развитие личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) — процесс непрерывный, требующий систематической работы не только над профессиональными характеристиками, но и над личностными особенностями специалиста пенитенциарной отрасли правового режима. Как справедливо замечает по этому поводу Е. А. Климов: «профессия не только «требует» некоторых личных качеств, но и развивает их» [3, с. 161]. Специфичность профессиональной деятельности сотрудников исправительного учреждения во многом обусловлена постоянным взаимодействием с осужденными, находящимися в изоляции и зачастую испытывающими отрицательные эмоции в отношении сложившейся ситуации.
Определяя принадлежность профессиональной деятельности сотрудника УИС к типу «человек-человек», И. И. Купцов и Г. С. Карпова выделили отличительные характеристики данной деятельности [4]. К таковым характеристикам авторы относят: «нормативность, проявляющаяся в строгой регламентации и контроле со стороны государства; экстремальность, которая заключается в многообразии служебных задач и экстремальных условиях несения службы; властный характер, обусловленный контролирующей, надзирающей, воспитательной функциями, возложенными на работников исправительных учреждений» [Там же, с. 22].
Подобные характеристики профессиональной деятельности способствуют достаточно быстрому эмоциональному выгоранию, а в некоторых случаях приводят к профессиональным деструкциям, как психологического, так и соматического характера. Кроме существенного влияния на психику человека, профессиональные деструкции сказываются на продуктивности профессиональной деятельности, что чревато дестабилизацией деятельности конкретной службы или отдела, а также и исправительного учреждения в целом.
В тоже время, как отмечают исследователи: «продолжающееся реформирование УИС требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки сотрудников новой формации, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотно, обладающих гражданской зрелостью и глубоким чувством патриотизма, способных обеспечить деятельность УИС на качественно новом уровне» [7, с. 53]. В данном случае, следует полностью согласиться с авторами и высказать свою позицию по данному вопросу. На наш взгляд, одним из факторов, влияющих на профилактику профессиональных деформаций сотрудников УИС, является духовно-нравственная сфера специалиста пенитенциарной системы.
Понятие «духовно-нравственного развития» не является новым в отечественной науке. На протяжении уже нескольких лет проблема духовно-нравственного развития человека является актуальной. В ходе осуществления служебной деятельности сотрудники имеют дело с лицами, для которых свойственны искаженные представления о духовности и нравственности, что может дестабилизировать духовно-нравственную сферу специалистов пенитенциарной системы.
Подчеркнем необходимость рассмотрения категории духовно-нравственной сферы сотрудников УИС в следующих аргументах. Во-первых, категория нравственности позволяют оценить содержание нравственных явлений в пенитенциарной среде. Во-вторых, нравственность, как личностное образование, проявляется, прежде всего, в действиях и поступках и отражает этический уровень развития сотрудника исправительного учреждения. В-третьих, духовно-нравственная сфера сотрудников УИС ориентирована на формирование у них духовно-нравственных понятий и суждений, применяемых в профессиональной деятельности при работе с осужденными. В-четвертых, руководствуясь духовно-нравственными основами в своей служебной деятельности, сотрудники одновременно ассимилируют их в более общие конструкты личностных ценностей, детерминирующих результативность деятельности.
Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственной сферы проявляется, прежде всего, в социальном статусе их происхождении. Как известно, ценностные ориентации, являются одним из базовых личностных образований, отражающих сознательное отношение человека к окружающей социальной действительности и оказывающих существенное влияние на все стороны реализуемой деятельности (Б. Г. Ананьев, Н. А. Журавлева, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, А. В. Серый, Ш. Шварц, В. А. Ядов, М. С. Яницкий). Ценностные ориентации и духовно-нравственная сфера личности позволяют определить свою точку зрения по основным жизненно важным вопросам и проблемам, а также детерминируют деятельность и поведение в обществе.
О неразрывной связи ценностей и духовно-нравственных ориентиров личности отмечается у В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева. Согласно авторскому подходу, данные категории образуют духовность, включающую в себя «нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними» [6, с. 113–114].
Особое место в структуре значимых личностных ориентаций имеют профессионально-ценностные ориентации, определяющие позицию человека по отношению к реализуемой профессиональной деятельности и ее результатам. Осознанные профессионально-ценностные ориентации выступают в роли регуляторного механизма мотивации в профессиональной деятельности и образуют личностные смыслы значимой деятельности. Профессионально-ценностные ориентации отражаются в целях, интересах и способах самореализации личности в труде.
Психологическая категория «ценности» и ее содержательная структура наиболее значимы для анализа духовности как личностного образования. Как констатирует М. С. Каган: «духовности ценностно наполнены и имеют ценностное измерение. Именно ценности в их смысловой содержательности и общечеловеческой значимости характеризуют ее реальное содержание. Духовности — категория, интегрирующая все аспекты субъективной жизни человека вокруг единого центра — ценности» [2, с. 90].
Психологические характеристики ценностной сферы сотрудников пенитенциарного учреждения обусловлены необходимостью постоянного обращения к нравственно-духовным ценностям, как отдельного человека, так и человечества в целом. Аксиологический статус духовно-нравственного развития специалистов УИС представляет собой системообразующий элемент, задающей вектор профессиональной деятельности и заключающийся в исправлении осужденных и профилактике рецидивной преступности.
К ведущим духовно-нравственным качествам курсантов ФСИН, а значит и сотрудникам, Ю. С. Исмагилова относит следующие [1]. Социально-политические качества, состоящие, по мнению автора, из преданности Родине, патриотизма, толерантности к другим взглядам и идеям, не противоречащим законодательству и нравственности. Служебно-боевые качества представлены такими понятиями, как «офицерская честь, достоинство, курсантское товарищество, преданность службе; ответственность, самостоятельность, решительность, самообладание, работоспособность при решении служебно-профессиональных задач» [Там же, с. 73]. Служебно-воспитательные качества связаны с личностными особенностями сотрудников УИС и направлены на продуктивность служебной деятельности. К таким качествам, по мнению автора, следует отнести порядочность, справедливость, терпимость, уважительность по отношению к осужденным. Профессионально-коммуникативные качества ориентированы на коммуникативность, гибкость, контактность при общении с начальствующим составом, коллегами, подчиненными и разными категориями осужденных.
Класс профессионально-культурных качеств сотрудника УИС составляют устойчивый интерес к общественным ценностям, позволяющим культурно организовать собственный досуг и индивидуальную и групповую воспитательную работу со всеми группами осужденных. Индивидуально-личностные качества проявляются в стремлении к саморазвитию, профессиональной самоактуализации, креативной деятельности, расширению представлений о духовно-нравственной и служебно-профессиональной сфере каждого специалиста УИС [1].
В структуру профессионально-ценностных ориентаций сотрудников УИС необходимо включать духовно-нравственную составляющую в связи с тем, что, с одной стороны, она создает условия для личностного, а, значит, и профессионального развития. С другой стороны, препятствует более раннему профессиональному выгоранию. Кроме того, имея значимые духовно-нравственные убеждения относительно принципиально важных сторон служебной деятельности, сотрудники позволяют формировать нормы и правила того профессионального сообщества, которое значимо для их личности.
Принимая и осознавая нормативные характеристики реализуемой профессии, специалисты УИС способны сохранять и продуктивно реализовывать личностные позиции относительно противоречащих им взглядов и убеждений. Интеграция значимой личностной позиции и духовно-нравственных ценностей в процессе профессиональной деятельности сотрудников исправительного учреждения определяет необходимость осознания и принятия социальной престижности профессии и возможности дальнейшего профессионального роста. Таким образом, успешное сочетание данных личностных категорий в структуре личности сотрудника УИС играет важную роль мировоззренческого ориентира в ходе осуществления профессиональной деятельности с опорой на духовно-нравственные ценности.
Подведем итоги. Актуальность детального анализа духовно-нравственной основы профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования не вызывает сомнений. Духовно-нравственная сфера профессиональной деятельности специалистов исправительного учреждения отражает определенный уровень профессионального мировоззрения, демонстрирующего значимость реализуемой деятельности.
Однако, духовно-нравственная сфера не может выступать в качестве единственного личностного образования, обусловливающего осознание социальной важности деятельности по исправлению осужденных. Духовно-нравственная сфера сотрудников УИС представляет собой психологический конструкт, входящий в профессионально-ценностные ориентации.
Профессионально-ценностные ориентации выражают отношение человека к профессии и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения в ходе реализации цели служебной деятельности. Профессионально-ценностные ориентации личности включают в себя различные аспекты взаимоотношений человека с профессиональным сообществом. Специфика данного типа взаимоотношений основана на духовно-нравственных ценностях как во взаимодействие с коллегами, так и осужденными.
Литература:
- Исмагилова Ю. С. Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России // Вестник ТГУ. — 2010. — № 6 (86). — С. 72–75.
- Каган М. С. О духовном // Вопросы философии. — 1985 — № 9. — С. 89–101.
- Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 456 с.
- Купцов И. И. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России / И. И. Купцов, Г. С. Карпова // Прикладная юридическая психология. 2013. — № 4. — С. 20–30.
- Павлов И. В. Духовно-нравственное воспитание курсантов / И. В. Павлов, И. И. Павлов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 1(36). — С. 34–36.
- Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
- Социально-психологические аспекты деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография / Под общ. ред. Н. П. Поливаевой; ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. — 183 с.
Ключевые слова
ценности, профессионально-ценностные ориентации, духовно-нравственное развитие, сотрудники уголовно-исполнительной системыПохожие статьи
Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе
В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...
Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы
В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...
Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности
В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: лично...
Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования
В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...
Психолого-педагогические мероприятия при обучении спасателей, направленные на развитие личностных качеств
Профессионализм специалиста определяется уровнем его профессиональной подготовленности и профессионально важными психологическими качествами, определяющими эффективность и успешность в определенной профессиональной деятельности. Соответственно этому,...
Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития
В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенност...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...
Роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников ФСИН
В данной статье анализируется роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН). Она осуществляется через приобретение специальных знаний, умени...
Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации
Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...
Похожие статьи
Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе
В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...
Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы
В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...
Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности
В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: лично...
Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования
В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...
Психолого-педагогические мероприятия при обучении спасателей, направленные на развитие личностных качеств
Профессионализм специалиста определяется уровнем его профессиональной подготовленности и профессионально важными психологическими качествами, определяющими эффективность и успешность в определенной профессиональной деятельности. Соответственно этому,...
Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития
В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенност...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...
Роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников ФСИН
В данной статье анализируется роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН). Она осуществляется через приобретение специальных знаний, умени...
Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации
Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...