О значимости компьютера (интернета) в жизни подрастающего поколения
Автор: Перфилова Оксана Викторовна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 07.10.2016
Статья просмотрена: 586 раз
Библиографическое описание:
Перфилова, О. В. О значимости компьютера (интернета) в жизни подрастающего поколения / О. В. Перфилова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11169/ (дата обращения: 15.11.2024).
В эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому… Юношеская жажда новизны контрастирует с присущей зрелому возрасту ориентацией на стабильность…
И. С. Кон
Какую роль играет компьютер в жизни подрастающего поколения?
Странный на первый взгляд вопрос, чем является в нашей жизни интернет или компьютер. В настоящее время мы даже представить себе не можем жизнь без этих понятий! Но не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Около двух третей свободного времени наши дети проводят у экрана компьютера. И дети, и подростки, и юноши растут сегодня в сложном, «удвоенном» мире. Один реальный: дом, школа, колледж, работа, семья. Другой компьютерный (виртуальный): любой континент, любая культура, любые события от личной драмы до глобальных исторических катаклизмов и пр.
Первый, действительный мир достаточно однообразен. Он ведь существует в реальном времени, где один день похож на другой. Даже у взрослого человека возникает подчас желание «выпрыгнуть» из буден — хочется перемен. А каково же подростку, юноше, каждый день меняющемуся, в однообразном мире? Для подростков и юношей, как отмечают учёные, характерны различные способы мироощущения: романтически-оптимистический (он преобладает), оптимистически-реалистический и прозаически-скептический. Они хотят с помощью интернета выйти из удручающего мерного движения буден, хотят отвлечения, остроты переживания… И в этом однозначно может помочь интернет, если нет реальной возможности что-то изменить или чем то отвлечься.
Но есть и другая сторона этого вопроса. Что, кроме отвлечения и иллюзорных перемен несёт интернет или даёт работа с компьютером, с теми многообразными программами, которыми он набит. Монитор, а в нём целый мир — необъятный, непознаваемый, предлагающий отправиться в путешествие по любой из сотен дорог. И при этом — такой безопасный и свой собственный. Здесь можно забыть о том, кто ты есть и о том, что происходит вокруг тебя — забыть обо всём…
В «докнижный» период единство слова и дела осуществлялось естественно и понятно. Накопление опыта и знания было совмещено благодаря прямому и постоянному контакту старшего (учителя) и младшего (ученика). Проблем перехода от знаний к действию не существовало, поскольку момент истины ощущался не умственным озарением, а достижением цели. Появление книги нанесло сильнейший удар по единству слова и дела, отделило процесс накопления знаний от их применения, создало новые формы жажды знаний и новые ощущения постижения истины. И как сказал ещё в XVI веке Монтень: «Учёность чисто книжного происхождения — жалкая учёность!» Это означает, что задача программирования появилась задолго до изобретения компьютеров. И компьютеры лишь актуализировали проблему программирования, так же как книгопечатание актуализировало проблему грамотности. И, тогда мы видим компьютер как объект подачи информации. И «кнопочное» образование, при котором учащемуся остаётся лишь выбирать некие ответы из числа заготовленных заранее, ведёт к пассивности: одно дело самому строить лабиринт, другое — всего лишь искать из него выход. Многие компьютерные программы (большинство) — то же самое. Что задачник с известными ответами. И в этом случае такой «помощник» воспитывает леность ума и ничего более, отдаляет слово и мысль от дела и поступка! Что сказал бы насмешливый Монтень об «учёности через компьютер»? Наверное, что компьютер актуализировал тягу к умственному лежебочничеству.
Психология развития за последние 30 лет сделала немало очень важных наблюдений, из которых следует неоднозначность этого вопроса: если компьютер в руках подростка как «помощник» выхода из реальности и он уходит в интернет потому, что находит там самое важное — способ выражения себя, способ повышения самооценки, то это может перерасти в навязчивое желание быть в интернете чаще, т. е. в «интернет-зависимость». Проблемы реальной жизни начинают казаться далёкими и маловажными. Человек постепенно начинает терять интерес к творчеству, к познанию, потребляя изо дня в день информационный фаст-фут, не требующий умственного напряжения. С другой стороны неоспорима огромная важность обучения работы с компьютером. Когда мы только ищем развлечений и лёгких путей решения — это одна сторона использования интернета и компьютерных программ, но когда у нас есть цель развития и поиска — это совсем другие задачи и совсем другой подход к вопросу необходимости этих двух составляющих современного мира. Через несколько лет общество, интенсивно оснащаемое всё новыми, более современными компьютерами, потребует от людей особых знаний и умений, и мы сегодня обязаны предугадать — каких именно. А для этого необходимо как можно раньше учить подрастающее поколение «правильной» работе с компьютером (или в интернете).
Общение с компьютером вырабатывает особый стиль мышления, прививает определённые навыки умственных действий, которые жизненно необходимы всякому современному человеку, чем бы он ни занимался. С точки зрения психологии развития, люди, умеющие работать на компьютере (пользователи обучающих программ в интернете) приобретают навыки и умения различного плана:
– Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств. Это означает, что, видя конечную цель, человек должен определить последовательность простых и более или менее стандартных операций, которые к ней ведут и каждая из которых ему доступна.
– Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи. Иными словами, из моря фактов по каким-то точным признакам быстро отобрать лишь нужные, не упустив при этом ничего существенного.
– Дисциплина языковых средств. Она предполагает умение правильно, чётко и однозначно формулировать мысли в понятной собеседнику форме.
Все перечисленные навыки и умения имеют общекультурную, общеобразовательную, общечеловеческую ценность и необходимы в современном мире практически каждому, независимо от его образовательного уровня и сферы приложения его профессиональных интересов.
Так необходимо ли учиться работать на компьютере (пользоваться интернетом)? Тем, кто знаком с возрастной психологией эта необходимость понятна, так как данный вид деятельности развивает способность к абстрактному мышлению. Современный человек попросту не сможет выжить в скором будущем в постоянно усложняющемся мире, если будет реагировать на каждое новое изменение всякий раз заново, спонтанно. Поэтому ему необходимо, учась на конкретных реалиях своего нынешнего бытия, вырабатывать правила на будущее. Это и есть абстрактное мышление — оно вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего — в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой; в способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить его на другую; в искусстве прогнозировать ход событий и угадывать причинную, закономерную связь между ними. Всё это невозможно без определённой привычки к абстрагированию.
Многие компьютерные программы и интернет-источники чрезвычайно активизируют интеллект подрастающего человека. Но он не станет учить то, что ему не интересно, тут всё в руках учителя! И работа с компьютером с точки зрения психологии мыслится не как ещё одна специальная дисциплина, а как средство облегчить постижение всех других предметов.
Компьютер всегда создаёт игровую обстановку, которая в обучении особенно ценна тем, что из игры можно выйти, не утратив достоинства. И в целом методы и приёмы убыстрения и углубления образования с помощью компьютера неисчислимы — они ограничиваются лишь пределами нашей фантазии и степенью конкретного знания возрастной психологии…
В своё время на меня произвели большое впечатление идеи профессора Сеймура Пейперта. Он, вероятно, первым среди психологов и педагогов взял на вооружение концепции работы с обучающими компьютерными программами и в серии экспериментов убедительно показал, что ребёнок научается что-то делать только после того. Как он поймёт, как это делается. Лишь тогда новые и новые тренировки закрепляют успех. И это касается не только постижения детьми неких теоретических положений, но и так называемых программ реального времени — спорта, музыки и пр.
Мы неизмеримо усилили свой интеллект, сделав частью своей натуры способность планировать собственные действия, вырабатывать и общие правила, и вытекающий из них частный способ их применения в конкретной ситуации. А с помощью чего мы добились этого?..
Будучи и вместилищем многих знаний, и время препровождением, и развлечением, и отдыхом, компьютер в конечном итоге становится немалой силой в формировании личности своего юного почитателя. Но в каком направлении личность эта станет складываться — зависит не столько от информации, полученной с экрана, сколько о нас с вами, педагогов, воспитателей подрастающего поколения.
Литература:
- Ефремова О. И. Успешность личности/Социальная психология в вопросах и ответах/ Под редакцией В. А. Лабунской. — Ростов-на-Дону, 2004.-354с.
- Проблемы компьютеризации обучения. «Математика в школе». 1986 г. № 1.
- Современные образовательные технологии/ под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.