Рекомендации матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Гасанова, Э. Д. Рекомендации матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями / Э. Д. Гасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11611/ (дата обращения: 15.11.2024).



Появление в семье ребенка с интеллектуальными нарушениями ведет за собой череду эмоционально-личностных нарушений матерей. Исходя из статистических данных, известно, что в большинстве все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, поход в кино или театр, развлечения — все свое время, силы, внимание и жизнь они отдают ребенку. Именно поэтому матери в первую очередь нуждаются в помощи специалиста.

Личностные деформации матерей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками матерей, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.

Все эти факторы обусловливают острую необходимость в оказании матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями, специальной психологической помощи [1].

Анализ теоретической базы, позволил выявить самые часто встречаемые вопросы, которые больше всего беспокоят матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями:

1. «Почему это со мной?»;

2. «Почему мой ребенок не такой как все?»;

3. «За что?» [1; 2; 3; 4].

К сожалению, в настоящее время отсутствует единая государственная система психологической помощи матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями. Именно поэтому разработка комплексного подхода психологической помощи матерям детей с интеллектуальными нарушениями обретает приоритетное значение.

Под концепцией психологической помощи матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями, понимается системный подход, который позволяет оказать матерям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, которая включает в себя психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию [1].

Согласно рекомендациям В. В. Ткачевой и И. Ю. Левченко по психокоррекции эмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо проводить беседы с матерями, в первую очередь, затрагивая такие темы:

  1. Как справиться с проблемой, когда в семье появился ребенок с интеллектуальными нарушениями;
  2. Супружеские взаимоотношения;
  3. Мать и ребенок в окружении друзей, родственников;
  4. Мать и ребенок в общественном месте и другое [1].

Откровенные беседы матерей со специалистом помогают им иначе взглянуть на возникшие проблемы, трудности, индивидуальные особенности своего ребенка.

Также возможно проведение групповых занятий. Они сближают матерей между собой, помогают стать более раскрепощенными, возникают дружеские связи. В ходе подобных занятий матери могут поделиться своими проблемами, найти поддержку, а также высвободиться от потока накопленных эмоций.

Проведение психологических тренингов, направленных на создание положительного психоэмоционального климата, а также формирование положительных установок у матерей, может являться одним из вариантов проведения группового занятия.

Задачи психологических тренингов:

  1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций матерей;
  2. Формирование новых положительных жизненных ориентиров и устоев;
  3. Развитие адекватной самооценки;
  4. Развитие умений преодолевать жизненные трудности;
  5. Коррекция детско–родительских отношений.

Результативность психокоррекции эмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, согласно В. В. Ткачевой и И. Ю. Левченко, заключается в том, что участники в процессе занятий:

− получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;

− переживают те эмоциональные ситуации, которые испытывают в реальной жизни;

− воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не смогли справиться;

− учатся быть более внимательными и чуткими как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, позитивному отношению к себе;

− обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;

− учатся вербализировать и понимать собственные чувства;

− проводят эмоциональную коррекцию своих отношений [1].

Установление правильных взаимоотношений специалиста с матерями детей с интеллектуальными нарушениями требует от специалиста большой выдержки, терпения, душевного тепла и сострадания. Матерям в свою очередь необходимо научиться не скрывать проявления своих истинных эмоций и переживаний, не бояться обращаться за помощью к специалистам самостоятельно, а также проявлять искренность, открытость и доверие к профессионалу.

По мнению В. В. Ткачевой создание государственной системы психологической помощи матерям позволит многим из них правильно реализовать свои жизненные потребности. Автор утверждает, что психологические проблемы матерей ведут к травматизации их личности, что увеличивает в социуме число травмированных лиц, а также к снижению стабильности в обществе и государстве. Эти факторы объясняют потребность создания государственной системы психологической помощи матерям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями [1].

Ряд эмоциональных проблем ведет за собой не только нарушение психоэмоционального состояния матерей, но и всей семьи в целом. В первую очередь, несомненно, страдает сам ребенок, из–за чего его психологическое состояние может только ухудшиться. Каждая мать, воспитывающая ребенка с интеллектуальными нарушениями, нуждается в помощи специалиста. Часто встречаемая проблема — это боязнь мам обращаться самостоятельно за помощью, так как это может указать на их отклонения того или иного рода. Поэтому следует вести работу с такими матерями очень аккуратно, какие бы внешние факторы отторжения и негативизма не проявлялись, внутри они сами осознают и просят о помощи и поддержке.

Литература:

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: 2008. 240 с.

2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]: Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком — Клиническая и специальная психология — 2014. Том. 3, № 2. ин-т. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Galasuk.shtml

3. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. [Электронный ресурс]. ин-т. — Режим доступа: http://kidsunity.org/book/299218_0A5D5_tkacheva_v_v_tehnologii_psihologicheskogo_izucheniya_semey_v.doc

4. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 320 с. ин-т. — Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/tkacheva–vv–tehnologii–psihologicheskoy–pomoschi–semyam–detey–s–otkloneniyami–v–razvitii_a6

Основные термины (генерируются автоматически): мать, психологическая помощь, ребенок, нарушение, государственная система, мать детей, очередь, помощь специалиста, реальная жизнь, эмоциональное состояние матерей.

Похожие статьи

Ассистивные технологии сопровождения детей с нарушением зрения

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Особенности коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Разговор с воспитателями о мотивации детей дошкольного возраста

Проект экспериментальной деятельности с детьми с нарушением слуха

Виды альтернативной коммуникации для детей с церебральным параличом

Похожие статьи

Ассистивные технологии сопровождения детей с нарушением зрения

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Особенности коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Разговор с воспитателями о мотивации детей дошкольного возраста

Проект экспериментальной деятельности с детьми с нарушением слуха

Виды альтернативной коммуникации для детей с церебральным параличом