Поведение человека в трудных ситуациях
Авторы: Кадырова Малика Кахрамоновна, Абдувахобова Дилдора Эркиновна, Эшмурадов Олмос Эльаманович, Расулов Бекзод Уктамович, Абдукадырова Назира Холикназаровна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.01.2017
Статья просмотрена: 6905 раз
Библиографическое описание:
Поведение человека в трудных ситуациях / М. К. Кадырова, Д. Э. Абдувахобова, О. Э. Эшмурадов [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11761/ (дата обращения: 15.11.2024).
Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликта как трудной жизненной ситуации. Конфликты существовали всегда, а конфликтология как наука возникла совсем недавно. О конфликте писали еще древние мудрецы, хотя это слово не употреблялось в те времена. Многие из них рассматривали конфликт с позиции осуждения ссор и столкновений между людьми и советовали их избегать.
Ключевые слова и фразы: эмоциональные переживания, ситуативная тревожность, конфликтоустойчивость, мотивационный компонент-состояние
Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.
Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму. В силу своей трудности он и требуют мобилизации и психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется по средством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнению В. Мерлина, когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация.
Если в стремлении я личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть троякой. Эмоции выступают как индикатор трудности, оценка значимости ситуации для личности, фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека в трудно ситуации.
Ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человеку ход и тот реальности по средством активизации и механизмов психологической защиты.
Ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее беззначительной мобилизации своих ресурсов. Например, трудность боевой операции будет различна для новичка и для бывалого воина. Таким образом, личность реагирует на ситуацию в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Ряд специалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечают роль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации. Так В. Небылицын отмечает, что только в экстремальных условиях, ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукция выработанных способов поведения и обнажаются закрытые наслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации, среди которых главное—это основные свойства нервной системы.
Следует более подробно остановиться на такой специфической реакции личности на трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В структуре психической напряженности выделяют побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (М. Дьяченко):
- Перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
- Интеллектуальную (когда человек затрудняется решить задачу);
- Эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
- Волевую (когда человек не может управлять собой);
- Мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные траты нервной системы. Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение продолжительных отрицательных сдвигов в настроении, повышение утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мотива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека. Устойчивые и не устойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по разному.
Трудная ситуация показывает, что решающим фактором является ситуативная тревожность. При этом у психологически неустойчивых детей отсутствуют эффективные способы преодоления трудностей и остро переживается личностная угроза. Иногда у них наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще более дезорганизует поведение, что приводит к возникновению «волны дезорганизации».
В последние годы появились работы, посвященные проблемам психологической устойчивости личности в ситуациях социального взаимодействия (С. Ерина, А. Анцупов). Что такое психологическая устойчивость? Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:
- Типа нервной системы человека;
- Опыта человека, профессиональной подготовки;
- Навыков и умений поведения и деятельности;
- Уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный познавательный), мотивационный и психомоторный. Одни исследователи считают ведущим компонентом познавательный. Часто эмоциональный и волевой компоненты представляют как эмоционально-волевую устойчивость и считают ее ведущей (М. Дьяченко, В. Власов, П. Корчемный, Н. Феденко, А. Столяренко). В некоторых исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости рассматривается мотивационный компонент. Несмотря на различие точек зрения относительно иерархии компонентов, по мнению большинства исследователей, психологическая устойчивость это непросто их сумма, а интегральное образование.
«Удельный вес» составляющих структурных компонентов психологической устойчивости у конкретного человека не может быть одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. психологическая устойчивость — это неустойчивость вообще. Показателем устойчивости является не стабильность как таковая, вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задач к задаче.
Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях. Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.
Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента.
Не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем. Волевой компонент конфликтов устойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия к сознательном у контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.
Познавательный компонент — это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает:
− умение определить начало предконфликтной ситуации;
− анализ причин возникновения конфликта;
− умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации ии личности оппонента, атак же своего поведения;
− умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
− способность быстро принимать правильные решения;
− способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы;
− способность к аргументации и цивилизованной полем или в условиях спора.
Мотивационный компонент-состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальном у поведению в трудной ситуации взаимодействия обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.
Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается ц умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, недопускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений, координации и скованности движений.
По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы «задача—личные возможности (или) стремления—условия среды», вызывает психическую напряженность у человека. Выделяют трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации конфликты.
Поведение человека в трудной ситуации зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов. В основном личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Кроме того, эффективность поведения в трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряженности человека. Чем выше уровень психической напряженности, тем более дезорганизовано поведение человека в трудной ситуации.
Оптимальному поведению личности в трудной ситуации помогает ее способность справиться со стрессовыми факторами. Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость — способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.
Глава уровни проявления и типология конфликтов важной задачей любой науки является упорядочение, приведение в систему знаний о той совокупности явлений, которые выступают объектом ее изучения. Обоснованность и детальность классификаций могут быть одним из критериев степени развития науки. Разработка проблемы классификации конфликтов-необходимый элемент системного подхода в конфликтологии.
Классификация-научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта той или иной группе, называется основанием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п.
Если в качестве оснований для классификации выбирать существенные признаки конфликтов, то она будет называться естественной. Такие классификации имеют познавательное значении.
По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено психологами.
В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация не найденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.
Конфликты существовали всегда, а конфликтология возникла совсем недавно — в нашем веке.
О конфликте — даже не употребляя это слово — писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. Конфликт как таковой в его общих чертах не являлся специальным предметом исследования.
Литература:
- Анцупов А. Я. Конфликтология. «Ульяновский Дом печати», 1996.
- Кармин А. С. Конфликтология. Издательство «Лань», 1999.
- Леонов Н. И. Конфликтология. Издательство «Лань», 1997.
Ключевые слова
ситуативная тревожность, эмоциональные переживания, конфликтоустойчивость, мотивационный компонент-состояниеПохожие статьи
Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение
Конфликты часто сопровождают нас на протяжении жизни. Они возникают в процессе общения людей, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает «столкновение». Как мы знаем, в основе л...
Психологические детерминанты супружеских конфликтов
Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...
Управление конфликтами в системе управления человеческими ресурсами в медицинских организациях
В любой организации межличностные и внутригрупповые отношения в основном формируются в результате деловых связей, общих интересов и идей. В идеале они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечения работникам душевного ко...
Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние
Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...
Профилактика конфликтов в организации
В данной статье рассмотрены особенности возникновения конфликтов в организации. Также определены основные способы профилактики конфликтов в организации. В российской общественной жизни выживание организаций в условиях острой конкуренции приводит к пр...
Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся
В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости. Актуальность данной темы вызвана тем, что в образовательных учреждениях обучающиеся не способны справляться с неожиданными ситуациями, не владеют стратегиями и способами пр...
Служба примирения как форма борьбы с буллингом
В настоящее время оскорбления, драки, унижения и издевательства между участниками образовательного процесса становятся обыденностью. Буллинг — это серьёзная социально-педагогическая проблема, которая затрагивает большинство людей. Актуальность темы о...
Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время
Статья посвящена такому известному каждому человеку переживанию, как страх. Страхи сопутствуют человечеству на протяжении всего его существования, однако каждому историческому периоду свойственны свои, отличительные страхи. Новое время — это период в...
Работа школьного психолога с тревожными детьми
Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...
Психологические концепции формирования самооценки
Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...
Похожие статьи
Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение
Конфликты часто сопровождают нас на протяжении жизни. Они возникают в процессе общения людей, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает «столкновение». Как мы знаем, в основе л...
Психологические детерминанты супружеских конфликтов
Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...
Управление конфликтами в системе управления человеческими ресурсами в медицинских организациях
В любой организации межличностные и внутригрупповые отношения в основном формируются в результате деловых связей, общих интересов и идей. В идеале они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечения работникам душевного ко...
Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние
Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...
Профилактика конфликтов в организации
В данной статье рассмотрены особенности возникновения конфликтов в организации. Также определены основные способы профилактики конфликтов в организации. В российской общественной жизни выживание организаций в условиях острой конкуренции приводит к пр...
Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся
В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости. Актуальность данной темы вызвана тем, что в образовательных учреждениях обучающиеся не способны справляться с неожиданными ситуациями, не владеют стратегиями и способами пр...
Служба примирения как форма борьбы с буллингом
В настоящее время оскорбления, драки, унижения и издевательства между участниками образовательного процесса становятся обыденностью. Буллинг — это серьёзная социально-педагогическая проблема, которая затрагивает большинство людей. Актуальность темы о...
Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время
Статья посвящена такому известному каждому человеку переживанию, как страх. Страхи сопутствуют человечеству на протяжении всего его существования, однако каждому историческому периоду свойственны свои, отличительные страхи. Новое время — это период в...
Работа школьного психолога с тревожными детьми
Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...
Психологические концепции формирования самооценки
Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...