Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе
Авторы: Маджидов Джасур Бахтиярович, Маджидова Вазира Махмуд кизи, Шарофиддинов Абдулла
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.01.2017
Статья просмотрена: 1100 раз
Библиографическое описание:
Маджидов, Д. Б. Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе / Д. Б. Маджидов, В. М. Маджидова, Абдулла Шарофиддинов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11762/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: злоупотребления, сложная действительность, осознание своих ошибок, наблюдение, состояние ума индивидов, индивидуальные потребности, внешнее выражение
Социальный интеллект — это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта. Она предполагает развитие умения понимать себя, свое поведение, действия других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваться поставленной цели.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей.
Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.
Второе, более специальное определение термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т. е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т. п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.
Принимая во внимание наличие указанных значений социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций — типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй — накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д.
Только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций — типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй — накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д. Исходя из которого, адаптация понимается как равновесие между ассимиляцией (или усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (или приспособлением этих схем к определенной ситуации). Любой процесс развития человека, в том числе и социального, — это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Можно выделить две формы развития ребенка:
1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т. п.;
2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе.
М. И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности — потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях. Т. е. существуют и необходимы для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта — и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности.
Надо отметить, забегая вперед, что правомерность и значение последнего утверждения становятся особо очевидными в свете данного исследования. В нем наглядно демонстрируется необходимость организации социально-психологической работы с молодежью, моделирование и развитие социального интеллекта для профилактики социально-ненормативного поведения.
Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект — это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М. И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т. д.
Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности — повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» (Емельянов, 1985). Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности — особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.
На основе анализа литературы можно выделить следующие источники развития социального интеллекта.
Жизненный опыт, — ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие:
− он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды;
− он индивидуален, т. к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.
Искусство, — эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.
Общая эрудиция– это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.
Научные методы — предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.
Вывод о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен человек, кажется вполне оправданным. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживаются на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
Таким образом, социальный интеллект — интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий.
Литература:
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия. 1994.
- Пиаже Ж. О природе эгоцентрической речи. В кн.: «Хрестоматия по общей психологии». М., 1981.
- Психология межличностного познания. Под ред. Бодалева А. А. М., «Педагогика», 1981.
- Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М. И. и Шорохова Е. В. М., «Наука», 1979.
Ключевые слова
наблюдение, индивидуальные потребности, злоупотребления, состояние ума индивидов, внешнее выражение, сложная действительность, осознание своих ошибокПохожие статьи
Психологический феномен межличностных потребностей индивидуума
В статье описывается феномен межличностных потребностей, а также его составляющие — потребность во включенности, в аффекте и в аффилиации, а также раскрывается характеристика социального поведения людей, формируемое в зависимости от степени описываем...
Эмоциональный интеллект — друг или враг?
В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.
Самосознание в аспекте психологической безопасности
В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...
Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников
Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых ...
Дихотомия индивидуальности и аберрации
В статье рассматривается проблема искаженного восприятия индивидуальности людьми двадцать первого века, а также средства контроля современного массового человека и несоответствие определенных массами понятий их истинным значениям.
Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема
В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.
Изучение процесса формирования личности человека
Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...
Педагогика: воспитательная деятельность педагога
Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в дея...
Похожие статьи
Психологический феномен межличностных потребностей индивидуума
В статье описывается феномен межличностных потребностей, а также его составляющие — потребность во включенности, в аффекте и в аффилиации, а также раскрывается характеристика социального поведения людей, формируемое в зависимости от степени описываем...
Эмоциональный интеллект — друг или враг?
В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.
Самосознание в аспекте психологической безопасности
В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...
Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников
Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых ...
Дихотомия индивидуальности и аберрации
В статье рассматривается проблема искаженного восприятия индивидуальности людьми двадцать первого века, а также средства контроля современного массового человека и несоответствие определенных массами понятий их истинным значениям.
Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема
В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.
Изучение процесса формирования личности человека
Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...
Педагогика: воспитательная деятельность педагога
Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в дея...