Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников
Автор: Иванова Анастасия Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 28.01.2017
Статья просмотрена: 360 раз
Библиографическое описание:
Иванова, А. С. Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11794/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время можно считать доказанным факт существования зависимости поведения человека от механизмов вероятностного прогнозирования и антиципации, которые раскрывают способность индивида к предвосхищению будущего, т. е. способность к опережающему отражению [1].
Целью нашего исследования было изучение особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы. Такое поведение может стать показателем низкой сформированности прогностической компетентности, так как, нарушая социальные нормы, дети не прогнозируют возможные последствия своей деятельности.
Исследование слабовидящих младших школьников проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В круг исследования было включено 22 учащихся с нарушениями зрения 2- 4 классов в возрасте 8–10 лет.
Для исследования слабовидящих младших школьников нами был использован «Опросник Ахенбаха для учителей». Опросник направлен на исследование особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми и подростками. Предполагается, что большой опыт взаимодействия с ними позволит эксперту объективно оценить характеристики поведения.
Данный опросник позволяет выявить особенности отклоняющегося поведения детей и подростков по 2 группам шкал:
1) Первичные шкалы: Замкнутость; Соматические проблемы; Тревожность; Нарушения социализации; Проблемы мышления; Проблемы с вниманием; Делинквентное поведение; Агрессия.
2) Производные шкалы: Показатель внутренних проблем; Показатель внешних проблем
В ходе анализа опросника Ахенбаха были получены следующие результаты:
Рис. 1.
По данным рис. 1, можно сделать выводы о том, что у учащихся вторых классов с нарушениями зрения наиболее выражены проблемы с вниманием, что обусловлено нарушениями зрения. Выраженная тревожность и агрессия связаны с трудностями социализации, которые обусловлены первичным дефектом, а также соматическими проблемами.
Рис. 2.
Исходя из данных рис. 2, можно сделать вывод, что у учащихся третьих классов с нарушениями зрения так же как и у учащихся вторых классов наиболее выражены проблемы с вниманием. Для учащихся третьих классов характерны тревожность, замкнутость, агрессивное поведение, данные проблемы обусловлены возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также нарушениями социализации из-за чувства малоценности и осознания своего дефекта.
Рис. 3.
На рис. 3, можем наблюдать некоторые повышения проблем с вниманием у учащихся четвертых классов. Проблемы с вниманием можно связать с тем, что у учащихся четвертых классов помимо трудностей зрительного восприятия информации возрастает сложность учебного материала. Тревожность, агрессия и возросшие показатели делинквентного поведения обусловлены осознанием своего дефекта.
Рис. 4.
Таким образом, для детей с нарушениями зрения наиболее характерны проблемы с вниманием, что обусловлено первичным дефектом — нарушением зрения. А оно в свою очередь, обуславливает дефекты вторичные, которые проявляются в тревожности и агрессивности школьников, а также нарушениями социализации из-за чувства малоценности и осознания своего дефекта.
Рис. 5.
По данным рис. 2, наиболее ярко проблемы с внимание выражены у учащихся четвертых классов, это обусловлено возрастанием сложности учебного материала и трудностями при усвоении его учащимися. Для учащихся третьих и вторых классов также характерны выраженные проблемы с вниманием, обусловленные зрительными особенностями детей. Выраженность агрессии более высока у учащихся младших классов. Агрессия у школьников связана с долгим процессом их адаптации в рамках школьного обучения и возрастанием переживания собственного нарушенного развития. Более высокий уровень делинквентного поведения, характерный для учащихся четвертых классов, обусловлен трудностями в осознании и усвоении социальных норм общества, а также трудностями в регуляции собственного поведения. Тревожность выражена на относительно одинаковом уровне у всех возрастных категорий.
Рис. 6.
На рисунке 6 наиболее ярко особенности поведения выражены у учащихся четвертых классов с нарушениями зрения, что обусловлено повышением требований к их учебной деятельности. Показатели внутренних и внешних проблем выражены на относительно одинаковом уровне, что свидетельствует о том, что исследуемые особенности поведения характерны для всех возрастных категорий учащихся с нарушениями зрения.
Таким образом, мы наблюдаем, что для младших школьников с нарушениями зрения наиболее характерны проблемы с вниманием, что обусловлено первичным дефектом — нарушением зрения. А оно в свою очередь, обуславливает дефекты вторичные, которые проявляются в тревожности и агрессивности школьников. Так как младшие школьники начинают осознавать свой дефект и возникают переживания неполноценности.
Показатели внутренних и внешних проблем у младших школьников находятся примерно на идентичном уровне, что говорит о том, что учащиеся переживают трудности как внутри себя, так и во внешнем их проявлении.
Возросший уровень делинквентного (асоциального) поведения учащихся четвертых классов обусловлен трудностями в осознании и усвоении социальных норм общества, что впоследствии вызывает трудности в регуляции собственного поведения.
Литература:
- Солобутина М. М., Фролова А. В. «Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование» // вестник тггпу. — 2010. — № 1 (18). — с.1–5.
- Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич- «Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования».