Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Авторы: Чиркова Юлия Александровна, Антипова Дарья Александровна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2017
Статья просмотрена: 475 раз
Библиографическое описание:
Чиркова, Ю. А. Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Ю. А. Чиркова, Д. А. Антипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11809/ (дата обращения: 15.11.2024).
На сегодняшний день все более обостряется проблема интеграции в общество лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья вследствие тяжелых клинических нарушений. Среди них особого внимания и защиты требуют больные детским церебральным параличом вследствие широкой распространенности. Согласно данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации, количество больных, зарегистрированных с диагнозом «Церебральный паралич» и с другими паралитическими синдромами значительно увеличилось за последние годы [3].
Несмотря на то, что в нашей стране активно разрабатываются направления реабилитации и социальной адаптации этой категории детей, эта проблема не теряет своей актуальности, так как возникают определенные трудности. К ним можно отнести нарушение ведущих форм деятельности, эмоциональную и социальную депривацию, болезненное переживание собственного физического недостатка.
Все психологические исследования в основном проводятся в рамках возрастно-специфической деятельности, в младшем школьном возрасте таковой является учебная деятельность. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [5].
Школа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает как социальная микросреда, в рамках которой личность находится в активном взаимодействии. Младший школьник как субъект учебной деятельности развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности и познавательных процессов, а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям [4].
Особенно важно исследовать особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, поскольку именно на этом этапе онтогенеза в структуре личности младшего школьника формируются такие компоненты учебной деятельности как учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль и действия оценки [1]. Несформированность данных компонентов может негативно отразиться на развитии познавательной деятельности, а именно познавательных процессов на протяжении всего обучения в школе.
Эмпирическое исследование сформированности учебной деятельности было проведено на базе ГБОУ «Казанская школа — интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья» в период с 15 сентября по 2 ноября 2016 года. В исследовании приняли участие 28 человек в возрастном диапазоне от 8 до 11 лет, обучающихся в 2–4 классах.
Дети данной выборки имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата различного характера. Наблюдаются сочетанные нарушения зрения и нарушения речи. Успеваемость детей находится на среднем уровне. В ходе наблюдения за детьми можно сказать о том, что дети активные, адекватно принимают критические замечания, понимают инструкцию учителя на уроках.
Для диагностики уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности была использована «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» Г. В. Репкиной, Е. В. Заика [2]. С помощью данной методики можно оценить качественно уровни сформированности основных компонентов учебной деятельности, таких как учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка, и использовать для обобщения и оценки учебной деятельности каждого ученика.
Данная методика состоит из двух частей. На основе наблюдений за учебной деятельностью учащихся, педагог или психолог проводит экспертную оценку, с помощью бланка опросника.
При ответах на вопросы эксперту важно учитывать все те особенности, которые проявляются в наиболее типичных ситуациях и эмоциональных реакциях ребенка. Фиксируются, прежде всего, особенности учебной деятельности по состоянию в данный момент учебного процесса, так как если рассматривать длительный период, данные могут быть снижены. Именно при учете данных условий сведения о компонентах учебной деятельности будут являться наиболее информативными и показательными.
С помощью данной методики определяются уровни сформированности компонентов учебной деятельности. Характеристика каждого компонента учебной деятельности определяется уровнем его сформированности. Г. В. Репкина и Е. В. Заика по каждому компоненту выделяют шесть уровней развития.
Данная методика была модифицирована, для выявления более полного представления о развитии учебной деятельности, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. Так мы перевели уровни в баллы (Таблица 1), и с помощью этого выделили общий уровень (в баллах) сформированности учебной деятельности (Таблица 2).
В связи с этим, нами было выделено 3 уровня сформированности учебной деятельности: высокий, низкий и средний, описание которых проводилось на основе анализа и результатов структурных компонентов учебной деятельности.
Таблица 1
Перевод уровней вбаллы
Уровни |
Баллы |
6 уровень |
6 баллов |
5 уровень |
5 баллов |
4 уровень |
4 балла |
3 уровень |
3 балла |
2 уровень |
2 балла |
1 уровень |
1 балл |
Таблица 2
Распределение баллов по уровням
Уровни |
Баллы |
Высокий уровень |
21–30 |
Средний уровень |
10–20 |
Низкий уровень |
0–9 |
Нами был проведен сравнительный анализ по сформированности компонентов учебной деятельности между 2–4 классами. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительные результаты по шкалам методики «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» во 2–4 классах школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
По данным, представленным на рисунке, можно сказать, что учебно-познавательный интерес возрастает к 4 классу. У детей с данными нарушениями, интерес не выходит за рамки ситуативного характера, когда учащиеся, сталкиваются с новой единичной задачей, занимаются поиском способов ее решения, тогда же получая необходимые результаты, их первоначальный интерес исчерпывает себя и пропадает.
По следующему компоненту учебной деятельности целеполагание самые высокие результаты показал 4 класс, то есть ученики проявляют активность в постановке познавательных целей самостоятельно, без стимуляции. Также низкие результаты были выявлены в 3 классе. По сравнению со 2 и 4 классом ученики 3 класса принимают познавательную задачу, охотно включаются в её решение, однако возникшая познавательная цель крайне неустойчива.
Учебные действия в третьих и четвертых классах находятся примерно на одном уровне. Учащиеся вполне могут обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытаются самостоятельно перестроить известный им способ, однако могут сделать это правильно только при помощи учителя.
Действия контроля находятся примерно на одном уровне. В процессе выполнения действий ученики ориентируются на усвоенную и обобщенную им схему и успешно соотносят с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок. Допущенные ошибки обнаруживают и исправляют самостоятельно; столкнувшись с новой задачей, не могут скорректировать применяемую схему, не контролируют ее адекватность новым условиям.
Действия оценки более развиты в 3 классе и характеризуются потенциально-адекватной прогностической оценкой. Приступая к решению новой задачи, дети пытаются оценить свои возможности относительно её решения, однако при этом учитывают лишь факт её знакомости или незнакомости, а не поиска известных им способов действия. В попытке оценки своих возможностей в решении новых задач, часто допускают ошибки, учитывают лишь внешние признаки задачи, а не её структуру.
Рис. 2. Сравнительный анализ по уровням методики «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» во 2, 3, 4 классах школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Исходя из полученных результатов, на диаграмме показано процентное соотношение уровней сформированности учебной деятельности среди вторых, третьих и четвертых классов. На данной диаграмме мы можем наблюдать, что высокий уровень сформированности учебной деятельности присущ всем трем классам. Следует отметить, что больше всего испытуемых с высоким уровнем во 2 классе. При этом средний уровень по классам увеличивается, а низкий уровень к 4 классу наблюдается реже. Это может быть связано с усложнением программы, так как детям становится сложнее приспосабливаться к большому количеству информации на фоне имеющихся у них задержек в развитии и сложностей в восприятии и усвоении информации некоторых модальностей. Так же это может быть связано с имеющими комплексными нарушениями у детей, которые осложняют работу педагогов, в связи с чем, зачастую очень сложно учесть все потребности и возможности ребенка и подобрать индивидуальный подход.
Литература:
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962,-258 с.
- Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В Репкина, Е. В. Заика.- Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Сайт Министерства здравоохранения РФ — URL: https://www.rosminzdrav.ru.
- Степанова Н А. Динамика развития личности младшего школьника // Воспитание школьников. — 2011. — № 10. — С. 36–40.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б. Д.; 4-е изд. — Москва: Издательский центр «Академия», 2007. — 194 с.