Отношения в структуре профессионально-ценностных ориентаций личности специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самойлик, Н. А. Отношения в структуре профессионально-ценностных ориентаций личности специалиста / Н. А. Самойлик. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11812/ (дата обращения: 19.12.2024).



Возрастающая в последнее время потребность научных знаний в области психологии труда является показателем изменения тенденции социального развития, а именно перехода от позиции «потребителя» в активную профессиональную деятельность, направленную не только на удовлетворение своих личных потребностей, но и осознания значимости реализуемого труда для общества в целом. В условиях современного общества все актуальнее начинает звучать проблема формирования конкурентоспособного специалиста, качественно выполняющего комплекс стоящих перед ним профессиональных задач и способного реализовывать себя в нестандартных профессиональных ситуациях. Как известно, конкурентоспособность специалиста выражается в высоком профессиональном статусе, с одной стороны, а с другой, — зависит от уровня соответствия качеств личности и ее профессиональных знаний. В данном случае вполне обоснованно встает вопрос о факторах, влияющих на личностное развитие в период получения и реализации выбранной профессии.

С нашей точки зрения, интегративным образованием, позволяющим рассмотреть значимость и осмысленность профессии для личности, являются профессионально-ценностные ориентации. Данный психологический конструкт имеет достаточно хороший уровень научной проработанности в области педагогической профессии, однако, в других профессиональных сферах является не изученным. Ранее нами были предприняты попытки анализа структурно-функциональной модели профессионально-ценностных ориентаций и разработка на ее основе психодиагностической методики изучения типа профессионально-ценностных ориентаций личности [7; 8].

Предложенная нами модель профессионально-ценностных ориентаций включает в себя ценности-отношения, позволяющие объективно переживать и эмоционально отражать взаимодействие между людьми в процессе профессиональной деятельности.

Феномен отношений представляет собой один из наиболее дискуссионных вопросов междисциплинарного характера. В большей степени категория «отношение» была рассмотрена в философии. При этом следует подчеркнуть, что предложенная учеными-философами особая форма принятия личностью ценностей, именуемая «ценностное отношение», до настоящего времени не теряет своей актуальности. В работе М. С. Кагана ценность характеризуется как специфическое отношение, связывающее в единую систему объекта как носителя ценности и субъекта его оценивающего [3]. Работая над категорией «ценностное отношение», С. Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов, В. Т. Харчева, З. Н. Чавчавадзе, В. А. Ядов предложили анализировать ее с точки зрения многоуровневой целостной структуры, детерминирующей значимую реальность для конкретной личности.

Изучением отношения, как научного феномена, в психологии занимались такие ученые, как Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. Я. Гозман, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, В. Н. Куницына, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, С. Л. Рубинштейн и другие. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость более целенаправленного изучения отношений в связи с социальной потребностью личности и направленностью его на межличностное взаимодействие. Так, например, основоположник отечественной теории отношений В. Н. Мясищев отмечает, что «отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость становятся характерными для личности» [5, с. 28]. Ценностные ориентации в контексте набора совокупных отношений человека к значимым для него объектам предлагают исследовать С. К. Бондырева и Д. В. Колесов [2].

В тоже время, как утверждает Л. Н. Коковина: «система ценностных отношений и должна составлять содержание воспитания» [4, с. 140]. Именно поэтому категории «ценности» и «отношения» в педагогической науке получили большую представленность и теоретико-практическую обоснованность. Данную идею продолжает реализовывать в своей работе Н. А. Асташова, утверждая, что «именно ценностные ориентации представляют мир отношений, значений, фиксирующих и обобщающих социальный и индивидуальный опыт» [1, с. 7].

Таким образом, проблема отношений присутствует во многих научных направлениях, что наглядно демонстрирует ее актуальную и потенциальную возможность для более глубокого методологического анализа. Исходя из взаимообусловленности и взаимозависимости понятий «ценности» и «отношения», представляется необходимым рассмотреть значение категории «ценности-отношения» в структуре профессионально-ценностных ориентаций личности.

Несомненным является тот факт, что в ходе профессиональной подготовки специалиста особое значение имеет система отношений, включающая ценностные ориентиры и условия профессионального роста в ситуации межличностного взаимодействия. Для достижения профессионализма важно организовать стратегию профессионального роста с опорой на значимость реализуемой профессиональной деятельности, как для себя, так и для социума в целом. Ценности профессии во многом обусловливаются способностью личности переживать их и формировать к ним объективное личностное отношение.

Согласно авторскому подходу В. Н. Мясищева, отношения представляют собой единицу психического анализа личности, проявляющуюся в двух аспектах. Первый аспект позволяет констатировать ведущую функцию отношений, заключающуюся в отражении личности окружающей действительности. В основе второго аспекта лежит предположение о развитии и внутреннем обогащении человека ходе реализации межличностных взаимоотношений [5]. Профессиональная деятельность представляет собой совокупность взаимоотношений сотрудников между собой, сотрудников и руководителей, а также представителей конкретной профессии и объектов труда. Далее автор продолжает, отмечая, что именно «взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет результат взаимодействия» [5, с. 21]. Таким образом, в структуре значимости в профессиональной деятельности, вслед за С. Л. Рубинштейном, следует дифференцировать группу ценностей, характеризующих отношение человека к другим людям [6]. В данном случае значимость другого человека воспринимается как равноправного партнера по общению и взаимодействию, что значительно повышает продуктивность профессиональной деятельности.

Кроме того, небезразличное отношение к профессиональной деятельности, при которой она становится для личности жизненно важной потребностью, предполагает личностное отношение к конкретным участникам профессиональной деятельности.

Однако, осмысленность важности профессиональной деятельности во многом зависит и от отношения человека к себе как специалисту, способного реализовать себя как «Я-профессионал». Ценности, в основе которых находятся представления человека о самом себе, позволяют получать удовлетворение от профессиональной деятельности и личностном вкладе в нее. Представленная группа ценностей-отношений демонстрирует направленность профессионального самосовершенствования личности и достижения профессионального мастерства. Профессиональные ценности необходимо анализировать в качестве личностных ориентиров, в соответствии с которыми человек придает смысл профессиональной деятельности и организует поведение, полностью или частично соответствующее выбранной или осуществляемой профессии, а, следовательно, изменяет отношение к себе и постоянно осмысливает профессиональный образ Я.

Третью группу отношений профессионально-ценностных ориентаций составляют отношения человека к профессиональному сообществу. Данная группа представлена потребностями и мотивами, опосредующими признание социальной значимости профессиональной деятельности. Интерес к нормам и требованиям профессиональной группы предполагает формирование профессионального сознания специалиста и его объективную оценку осуществляемой деятельности.

Принадлежность к определенной профессиональной группе означает не только принятие ее социально признанных ценностей, но и необходимость соблюдения норм и принципов профессионального сообщества, корректируя свое поведение в соответствии с ними. Профессионально-ценностные ориентации представляют собой один из содержательных компонентов личностной системы ценностей и отражают значимое для личности отношение как непосредственно к профессиональной деятельности, так и отношение к профессиональной группе в целом. Отношение к профессиональной группе формируются чаще всего на основе психологического благополучия личности в коллективе. Через позитивные представления друг о друге, создание ситуации личностного роста, постановки целей и осмысленности результата труда происходит становление специалиста с развитой системой ценностно-смысловых ориентаций. Отношение к профессиональной группе развиваются также на основе характера совместной деятельности и уровня личной заинтересованности в продуктивности профессиональной деятельности.

Подводя итоги данной работы, следует подчеркнуть актуальность изучения отношений в структуре профессионально-ценностных ориентаций. Профессиональная деятельность включает в себя целый комплекс отношений, определяющих успешность выполняемого труда. В структуре ценностей-отношений следует выделять отношение к себе как специалисту, отношение к другим представителям профессионального сообщества и отношение к профессиональной группе в целом. В подтверждение данных выводов следует привести слова С. Л. Рубинштейна о том, что «наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [6, с. 383].

Литература:

  1. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  2. Бондырева С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. — 144 с.
  3. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  4. Коковина Л. Н. Ценностно-смысловые ориентации личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2009. — № 2. Т.15. — С. 139–143.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 400 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2012. — 224 с.
  7. Самойлик Н. А. Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2016. — № 1 (65). — С. 121–125.
  8. Самойлик Н. А. Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций личности // Мир науки. — 2016. — Т. 4. № 2. — С. 38.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная группа, отношение, ориентация, отношение человека, профессиональное сообщество, значимость, межличностное взаимодействие, профессионально-ценностная ориентация личности, профессиональный рост.

Похожие статьи

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Похожие статьи

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога