Развитие внимания младших школьников на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тупталова, А. С. Развитие внимания младших школьников на уроках математики / А. С. Тупталова, Н. М. Псиола. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11813/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Ключевые слова: развитие внимания, младшие школьники, урок математики, свойства внимания

Для успешного обучения младших школьников необходимо развитие у них на должном уровне таких психических процессов, как память и внимание. Хорошее их развитие является факторами, непосредственно влияющими на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Внимание — это избирательная сосредоточенность и направленность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов [2, с. 179–180]. Выделяют следующие свойства внимания [1, 73–75]:

– Объем — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.

– Распределение — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

– Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

– Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

– Переключение — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Каждый учебный предмет в отдельности требует развития своего свойства внимания: математика — объема внимания, обучение русскому языку — распределения внимания, обучение чтению — устойчивости внимания. Именно поэтому, развивая различные свойства этого психического процесса, можно влиять целиком на весь учебный процесс.

Работу по развитию внимания следует начинать с первых дней ребенка в школе. Причем виды работы должны быть разнообразны и интересны ребенку. Одна из возможностей развития внимания у младших школьников на уроках математики, лежит в широком применении наглядного материала и дидактической игры. Заметить изменения, которые произошли в картинках (Рис. 1), найти различия (Рис. 2), графические диктанты (Рис. 3).

Рис. 1.

121060389_large_naidi5otlichii.jpg

Рис. 2.

Graficheskij-diktant-po-kletochkam-dlja-1-klassa-4.jpg

Рис. 3.

На развитие устойчивости и объема внимания можно давать следующее задание: расставь математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы равенства были верны (Рис. 4).

Рис. 4.

При закреплении таблицы умножения и деления упражнения на распределение и переключение внимания могут быть следующими:

а) У учителя картонный круг, который с одной стороны — красного цвета, с другой — синего. На обеих сторонах круга написано, например, число 5. Если учитель показывает круг красной стороной, и называет любое число, например 3, то дети должны умножить (5x3). А если учитель покажет круг синей стороной, то названное число дети должны разделить на 5.

б) Упражнение “Ладонь — кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую — в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.

в) Перед вами 3 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором — кратные 4, в третьем — кратные 3. На выполнение задания дается 15 сек.

Задачи в стихах позволяют не только тренировать переключение внимания и его распределение, но и развивают его объем.

Часто на уроке можно столкнуться с тем, что у некоторых учеников очень рассеянное внимание.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание [1, c. 75].

Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвлечении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэтому младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров [1, c. 75].

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях [1, c. 76].

Разумеется, у школьников второй вид рассеянности проявляется несколько в иной форме. Например, когда младший школьник или подросток пишет сочинение, он часто весь поглощен его содержанием и не замечает грамматических ошибок. Когда же он сосредоточен на том, чтобы ни в коем случае не сделать ошибок, содержание сочинения бывает бледным и невыразительным [1, c. 76].

Для того, чтобы избежать рассеянности внимания, необходимо при планировании урока тщательно продумывать ключевые моменты. Темп урока, краткость, четкость пояснений и инструкции, вовлечение в урок всех учеников, разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока и максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы), — все должно максимально поддерживать активное внимание учеников.

Очень часто недостаточная умственная активность детей на уроке приводит к тому, что их внимание очень неустойчиво. Если ученик на уроке неактивен, и он только слушает товарищей и объяснение учителя, то скоро устаёт и внимание его падает, он легко отвлекается.

Неустойчивое внимание отличается следующими качествами: в начале работы внимание не интенсивно; ученику требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному уроку; он медленно втягивается в учебную работу; первые минуты урока проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе. Но и достигнутая степень сосредоточенности не сохраняется длительное время и скоро сменяется падением интенсивности внимания; при отсутствии способности быстро сосредоточивать своё внимание ученик с большим трудом переключается на новые виды работы [3].

Если задания, подобранные учителем, требуют не только слушания, но и интересной практической деятельности, решения каких-то практических задач, внимание получает огромную поддержку. Работая со счетными палочками, палеткой, конструируя или рисуя иллюстрации, находя общее и различное, сравнивая, ребенок ведет активную умственную деятельность, которая, в свою очередь, является основой устойчивого внимания.

Учитель должен всегда помнить, что внимание возникает и поддерживается только в деятельности ученика, основанной на разных формах мыслительной активности. Правильно организованная учебная деятельность, всегда будет способствовать формированию внимания. На развитие внимания, всех его качеств и свойств и должна быть направлена работа учителя начальных классов.

Литература:

  1. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980.—352 с.
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.
  3. Рудик П. А. Психология. — Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения, РСФСР, М., 1955 г. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид рассеянности, внимание, развитие внимания, свойство внимания, урок математики, вид работы, младший школьник, объем внимания, переключение внимания, работа, ребенок, урок, ученик, учитель, школьник.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей. Показана взаимосвязь требований современного ФГОС с развитием спосо...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича

В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Организация физкультминуток на уроках в начальной школе

В статье рассмотрена проблема организации физкультминуток в начальной школе, их влияние на организм учащихся и как следствие на учебный процесс, также приведены примеры физкультминуток.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Похожие статьи

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей. Показана взаимосвязь требований современного ФГОС с развитием спосо...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича

В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Организация физкультминуток на уроках в начальной школе

В статье рассмотрена проблема организации физкультминуток в начальной школе, их влияние на организм учащихся и как следствие на учебный процесс, также приведены примеры физкультминуток.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...