Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе
Автор: Гасанова Гюльнара Анатоллу кызы
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2017
Статья просмотрена: 1834 раза
Библиографическое описание:
Гасанова, Г. А. Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе / Г. А. Гасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11828/ (дата обращения: 19.12.2024).
Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направлениях, в том числе в образовании. Работа педагога в высшем учебном заведении предполагает не только наличие профессиональной грамотности, компетентности, мастерства, умением управлять коллективом, но и обладать коммуникативными, перцептивными и интерактивными навыками.
Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль
Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии, к проблеме развития педагогического общения и повышения его профессионального мастерства, проявляющегося, прежде всего в образовательном процессе.
Цель работы заключается в изучении особенностей общения педагога со студентами, типов взаимодействия между педагогом и обучающимися. В процессе работы над данной темой нами были поставлены и решены следующие задачи:
− экскурс в историю изучения данной проблемы;
− изучение представления педагога о собственном стиле общения.
Объектом исследования были выбраны преподаватели педагогического факультета в количестве 38 человек Бакинского Славянского университета.
Для выявления особенностей взаимодействия преподавателя со студентами была использована модификация стандартизированного наблюдения В. Г. Маралова, С. А. Шейна (опросник «Стиль педагогического общения» [10].
Прежде чем приступить к изложению экспериментальной части исследования, представляется важным провести краткий экскурс в историю изучения данной проблемы, остановится на таких понятиях, как педагогическое общение, стиль педагогического общения. Отдельные аспекты поставленной нами проблемы были предметом пристального изучения таких психологов, как: Б. С. Волкова [1], И. А. Зимней [2], В. А. Кан-Калик [3], Н. А. Морева [6], В. М. Целуйко [9], А. А. Леонтьева [4], М. И. Лисиной [5].
Нельзя не согласиться со Сластениным В. А: «педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [7, с. 557]. Зимняя И. А. отмечала в своем исследовании: «педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников» [2, с. 332]. Ею же были предприняты исследования, которые были связаны с организацией работы по устранению барьеров, возникающих в процессе общения. Заслуживает особого внимания определение стилей педагогического общения, предложенного Кан-Калик В. А: «под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» [3, с. 97].
В литературе имеется огромное количество различного рода упражнений, деловых игр, коррекционных заданий, основная суть которых — научить общающихся правильно взаимодействовать в процессе выполнения коммуникативной задачи. Сегодня достаточно часто встречаются работы, в которых рассматриваются практические аспекты психологии педагогического общения, даются рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе — Волкова Б. С. [1], Чернова Г. Р., Слотина Т. В. [8].
Перейдем в экспериментальной части исследования, в котором приняли участие преподаватели педагогического факультета Бакинского славянского университета (38 человек). На первом этапе нами было проведено наблюдение за взаимодействием преподавателя со студентами. В бланк, предварительно подготовленный нами, были занесены особенности общения педагога со студентами на занятиях, фиксировались значения по нижеследующим параметрам.
Таблица 1
Образец бланка фиксации наблюдения
Способы воздействия педагога (Ф.И.О. педагога) |
Эмоциональные реакции |
||
«+» |
«-» |
||
разрешает |
запрещает |
||
поощряет |
наказывает |
||
хвалит |
ругает |
||
обращает внимание |
игнорирует |
|
|
Организует |
дисциплинирует |
|
|
помогает |
не оказывает помощи |
|
|
предоставляет самостоятельность |
контролирует |
||
просит |
требует |
||
заинтересовывает |
не вызывает интереса |
||
Таблица 2
Результаты обследования преподавателей (опросник «Стиль педагогического общения» С.А.Шейна)
Стили педагогического общения |
Количество испытуемых (38) |
В% |
|
12 |
31 |
|
9 |
23 |
|
6 |
15 |
|
5 |
13 |
|
3 |
7 |
|
1 |
2 |
|
1 |
2 |
|
1 |
2 |
Характеристика ДДС даёт заметное повышение бальных оценок по параметрам отзывчивости и лидерства, доступности влиянию окружающих и самую низкую оценку по качеству негативизма.
Альтруистическому и конформному стилю свойственны достаточно высокие показатели по степени подчинения, они как бы находятся в зависимости от своего окружения. Если сравнить конформный стиль с альтруистическим, то можно с уверенностью отметить факт отзывчивости, лидерства в большей степени, представленный у альтруистического стиля.
Отстраненность и замкнутость — участь индифферентного стиля: отстраненность, закрытость в общении. Высокие показатели свойственны авторитарно-монологическому и рефлексивно-манипулятивному стилю, особенно по лидерским и качествам, связанным с уверенностью в себе. Безусловно, зависимость от окружающих, тенденция к подчинению — все это атрибуты, которые не свойственны данным стилям общения.
Анализ стилей педагогического общения, который был выявлен нами в процессе проведенного исследования, позволило классифицировать взаимодействие в образовательном процессе в системе «педагог-обучающийся» по двум противоположным линиям развития и взаимодействия в образовательном процессе. Нам представляется важным остановиться на двух ключевых звеньях:
− Основанном на монологе стиль общения, способствующий созданию ситуации единовластного доминирования, авторитарного взаимодействия с обучающимися, что накладывает на него определенные ограничения.
− Совместный диалог, равенство сторон, организация совместного творчества в общении и взаимодействии между участниками образовательного процесса, создание равного и доверительного отношения между педагогом и студентом.
Анализ содержания выделенных в результате проведенного исследования стилей педагогического общения показывает, что наличие данных линий в развитии педагогического общения, идет по пути противопоставления как личностных, профессиональных установок педагога по отношению к целям, методам обучения и воспитания обучающихся, так и по линии роли педагога в образовательном пространстве. В нашей исследовательской работе были выявлены высокие показатели по ДДС — 12 человек, затем ИС — 9 чел. и АМС — 6 чел. Наблюдение показало, что использование в учебном процессе доверительно-диалогического стиля общения способствовало созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а показатели в период сессии отличались хорошими результатами.
Экспериментальное исследование процесса общения, взаимодействия педагога с обучающимися привел нас к выводу о том, что в организации целостного педагогического общения доминирующую роль следует отводить завоеванию педагогом инициативы на занятии, как средстве оптимизации управления его познавательной деятельности. Сравнив результаты использованных методов, мы пришли к выводу, что важным и необходимым фактором оптимизации и эффективности педагогического общения было бы внедрение опыта исследования проблем педагогического общения в практику обучения студентов и разработку комплекса упражнений, необходимых для профессиональной психолого-педагогической подготовки будущих преподавателе. Ввиду того, что работа была проведена на педагогическом факультете, в рамках данной исследовательской работы нами были разработаны методические рекомендации, с последующим обсуждением ее основных моментов на семинаре, посвященном педагогическому общению.
Литература:
- Волкова Б. С. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015. – 333 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
- Кан-Калик В. А. К Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр, «Академия», 2002. — 576 с.
- Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения. Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 240 с.
- Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. М.: Владос, 2007. — 295 с.
- Шейн С. А. Диалоги как основа педагогического общения // Вопросы психологии. – 1991. — № 1. – С. 44–52.
Похожие статьи
Особенности мотивационной работы в командной составляющей организации
Формы и методы мотивации работников постоянно изменяются и усовершенствуются в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов. Весомым направлением является слаженная командная работа, которая создает соответствующий микроклимат в коллекти...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве
В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...
Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога
В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...
Исследование социальных компетенций младших школьников
Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали ...
Интеллектуальное творчество как фактор успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования
Современная Россия переживает сложный период модернизации и преобразований во всех сферах жизни. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс и информационно-компьютерные технологии изменяют сложившийся уклад жизни, формируя новое сознание,...
Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии
Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза
В отечественной системе высшего образования произошли перемены, вызванные необходимостью его интеграции в международное образовательное пространство. Согласно требованиям новых ФГОС ВО у выпускника вуза должны быть сформированы общекультурные, общепр...
Основные аспекты и критерии формирования коммуникационной компетентности педагогов
Важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста работающий в системе «человек — человек» должно стать совершенное владение коммуникативными компетенциями. Высококлассный педагог умеет устанавливать социальные контакты с другими люд...
Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога
Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение актуальност...
Похожие статьи
Особенности мотивационной работы в командной составляющей организации
Формы и методы мотивации работников постоянно изменяются и усовершенствуются в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов. Весомым направлением является слаженная командная работа, которая создает соответствующий микроклимат в коллекти...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве
В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...
Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога
В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...
Исследование социальных компетенций младших школьников
Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали ...
Интеллектуальное творчество как фактор успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования
Современная Россия переживает сложный период модернизации и преобразований во всех сферах жизни. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс и информационно-компьютерные технологии изменяют сложившийся уклад жизни, формируя новое сознание,...
Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии
Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза
В отечественной системе высшего образования произошли перемены, вызванные необходимостью его интеграции в международное образовательное пространство. Согласно требованиям новых ФГОС ВО у выпускника вуза должны быть сформированы общекультурные, общепр...
Основные аспекты и критерии формирования коммуникационной компетентности педагогов
Важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста работающий в системе «человек — человек» должно стать совершенное владение коммуникативными компетенциями. Высококлассный педагог умеет устанавливать социальные контакты с другими люд...
Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога
Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение актуальност...