Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью
Автор: Скрипкина Надежда Витальевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 06.02.2017
Статья просмотрена: 514 раз
Библиографическое описание:
Скрипкина, Н. В. Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11850/ (дата обращения: 15.11.2024).
Для успешной реализации педагогических задач на современном этапе необходимо опираться на содержательные основы в структуре деятельности педагога, которые позволяют выполнять ее эффективно.
Педагогическая деятельность это — преднамеренное создание условий для становления личности (как обучающегося, так и самого педагога — профессионала). При этом педагогическая деятельность является особым видом социального взаимодействия, которое реализуется в процессе совместной образовательно-воспитательной деятельности.
Поскольку раскрытие характеристик социально-психологического взаимодействия возможно только «с учетом внутренних содержательных связей» [5, c. 81], то для характеристики этих связей нам необходимо обратиться к понятию «направленность личности» [5, c. 82], которая определяет все стороны социально-психологического взаимодействия и проявляется в ценностных ориентациях личности.
Для того чтобы определить содержательную сторону деятельности (в том числе и педагогической) необходимо определить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями [1, c. 114]. В самом общем плане, отношение определяется как «качественная определенность взаимодействия» [3, c. 84].
Содержательная сторона педагогической деятельности, на наш взгляд, выражается в удовлетворенности профессиональной деятельностью и в выбранной педагогом модели ориентации на ценности образования и реализуется в определенной направленности, ценностных ориентациях и отношениях педагога к детям. Мы полагаем, что в условиях положительных личностных отношений педагогов к детям, социально-психологическое взаимодействие положительно сказывается как на эффективности педагогической деятельности в целом, так и на личностном росте всех участников взаимодействия в частности.
Одним из критериев эффективности профессиональной деятельности является удовлетворение работой, которая представляет собой эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется [4].
Удовлетворенность профессиональной деятельностью является интегральной психологической характеристикой отношения личности к различным аспектам трудовой активности и возникает первоначально как психологический результат, а в дальнейшем выступает как фактор, стимулирующий развитие личности в профессиональной деятельности [2].
Одной из важных целей современного образования является удовлетворение образовательных потребностей и интересов человека. Для того чтобы личностные образовательные задачи обучающегося на всех уровнях образования были решены, необходимо чтобы педагог был удовлетворен своей деятельностью. Мы считаем, что удовлетворенность педагогической деятельностью не должна ограничиваться поиском факторов, стимулирующих деятельность педагогов, поскольку эти факторы сами по себе не дают объяснение, почему деятельность одного педагога эффективна, а другого нет.
На наш взгляд, существуют ценностные основания удовлетворенности педагогической деятельностью, которые базируются на направленности и ценностных отношениях педагогов. Исходя из этого предположения, мы организовали исследование, направленное на выявление ценностно-смысловых компонентов, которые отражаются на показателях удовлетворенности педагогической деятельностью.
В исследовании приняли участие 304 педагога образовательных учреждений г. Челябинска: 151 – воспитателей дошкольных учреждений и 153 — учителей школ. Исследование включило применение специально разработанного на базе семантического дифференциала теста СОУЛ — система оценочных установок личности (Панасюк А. Ю.); методику «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методику «Изучение направленности личности» (В. Смекал, М. Кучер); методику «Факторы, стимулирующие и препятствующие работе» (Т. М. Шамова).
В ходе нашего исследования положительное отношение к детям выявлено у 54, 9 % педагогов дошкольных образовательных учреждений и у 45,1 % учителей. Это педагоги, работающие в ситуации диалогического, творческого, личностного и индивидуализированного взаимодействия.
Такое взаимодействие обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т. п. от учителя учащимся, но и их взаимообогащающее личностное развитие [6].
У педагогов с положительным отношением к детям мотивирующим фактором в достижении поставленных целей являются такие качества, как чуткость (заботливость) и честность (правдивость, искренность), для них важно счастье других людей. Их ценности ориентированы на этические ценности, ценности общения и ценности принятия других людей. Показатель удовлетворенности педагогической деятельностью у педагогов с положительным отношением к детям выше — 3,96, чем у педагогов с негативным отношением к детям — 2,73 (t=2,321, при р<0,05).
Педагоги с положительным отношением к детям в профессиональной деятельности наиболее удовлетворены: взаимоотношениями с родителями детей (4,5); взаимоотношениями с руководителем, настроением в коллективе, его жизнерадостностью, оптимизмом (4,4); тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается работа педагога (4,3); готовностью коллег оказать помощь в работе, отношением коллектива к работе, творческой атмосферой в коллективе (4,2); заботой администрации об удовлетворении нужд педагога, культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе и тем, насколько рационально используются силы педагога (4,1). Среди факторов, препятствующих эффективности педагогической деятельности, педагоги с положительным отношением к детям выделяют собственную инерцию, состояние здоровья, ограниченные ресурсы и стесненные жизненные обстоятельства. К факторам, стимулирующим педагогическую деятельность, педагоги с положительным отношением к детям относят доверие, новизну деятельности и возможность экспериментировать, интерес к работе и организацию труда, и внимание к проблемам обучения со стороны руководства.
Педагоги с негативным отношением к детям наиболее удовлетворены следующими показателями педагогической деятельности: взаимоотношениями с коллективом (4,5), культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом (4,3), отношением коллектива к работе (4,2), взаимоотношениями с руководителем (4,2). Среди факторов, препятствующих эффективности педагогической деятельности, педагоги с негативным отношением к детям выделяют условия работы (3,3), недостаток времени (3,1), состояние здоровья (3,0). К факторам, стимулирующим педагогическую деятельность, педагоги с негативным отношением к детям относят доверие (4,0) и интерес к работе и организацию труда (4,0).
В ходе исследования нами были проанализированы взаимосвязи ценностно-смысловых компонентов (ценностных ориентаций, направленности и личностного отношения педагогов к детям) и факторов, стимулирующих педагогическую деятельность (табл.1).
Таблица 1
Взаимосвязь ценностных оснований ифакторов, стимулирующих деятельность педагогов
№ |
Ценностные основания педагогической деятельности |
Факторы, стимулирующие педагогическую деятельность |
Эмпирическое значение rs |
Значение p |
1. |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
новизна деятельности, возможность экспериментировать |
0,56 |
p≤0.01 |
2. |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег по работе) |
внимание руководства к проблемам обучения и развития педагогов со стороны руководства |
0,53 |
p≤0.01 |
3. |
Направленность на взаимодействие |
возможность получения признания в коллективе |
0,496 |
p≤0.05 |
4. |
Направленность на задачу |
взаимоотношения с коллегами, совместный отдых |
0,493 |
p≤0.05 |
5. |
Направленность на взаимодействие |
пример и влияние коллег и руководителя |
0,49 |
p≤0.05 |
6. |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
согласованность и единство действий педагогов, взаимоотношения с родителями |
0,486 |
p≤0.05 |
Критическое значение: r = 0,51 (р ≤ 0.01) или r = 0,49 (р ≤ 0.05) |
||||
Так, для педагогов удовлетворенных профессиональной деятельностью необходимо иметь возможность экспериментировать и творчески развиваться. Для них важно общественное признание и внимание руководства к проблемам обучения и развития педагогов. Педагоги удовлетворенные профессиональной деятельностью обладают широтой взглядов, согласовывают свои действия с действиями своих коллег, стремятся наладить взаимоотношения с родителями. Для них положительный пример и влияние коллег и руководителя учреждения является важной составляющей эффективного профессионального взаимодействия.
Наше исследование показало, что у педагогов с положительным отношением к детям средний показатель удовлетворенности педагогической деятельностью выше, чем у педагогов с негативным отношением к детям (t=2,321, при р<0,05). При этом первые более ориентированы на взаимодействие и на возможность получения признания в коллективе; вторые — на выполнение профессиональных задач и на совместный отдых с коллегами.
Таким образом, в условиях положительных личностных отношений педагогов к детям, социально-психологическое взаимодействие положительно сказывается на эффективности педагогической деятельности. Одним из критериев эффективности, как результативности осуществляемого процесса, является удовлетворенность профессиональной деятельностью, которая представляет собой интегральную психологическую характеристику отношения личности к различным аспектам трудовой активности. И поскольку удовлетворенность является психологическим результатом трудовой активности, который в тоже время стимулирует дальнейшее развитие личности в профессиональной деятельности, необходимо учитывать ценностно-смысловые компоненты ее формирования.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 363 с.
- Гордиенко В. Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя // Проблемы целостности и непрерывности образования (Материалы Российской научно-практической конференции): сб. научн. статей. — Иркутск, 2004. — С. 150–154.
- Еремеев Б. А. Отношение к человеку/ Б. А. Еремеев // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 84–85.
- Лысенко Ю. Н. Эффективность профессиональной деятельности // Монография / Ю. Н. Лысенко. — М-во общ. и проф. образования РФ. Самар. гос. пед. ун-т, 1998.
- Новиков В. В., Мануйлов Г. М., Козлов В. В. Психологическое управление в кризисных социальных сообществах / В. В. Новиков, Г. М. Мануйлов, В. В. Козлов. — М.: ГАЛА-Издательство, 2009. — 436с.
- Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.