Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков
Автор: Шевелева Екатерина Игоревна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.02.2017
Статья просмотрена: 5241 раз
Библиографическое описание:
Шевелева, Е. И. Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков / Е. И. Шевелева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11863/ (дата обращения: 15.11.2024).
В последнее время заметно увеличивается число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством [1, c. 45]. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, в том числе и у детей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения [1, c. 102]. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Исходя из всего вышесказанного, возникает проблема своевременной коррекции девиантного поведения. Это и является актуальностью данной работы. Рассмотрим коррекцию девиантного поведения подростков методом арттерапии.
Существует много определений психологической коррекции, в чём-то расходящихся друг с другом.
В психотерапевтической энциклопедии Б. Д. Карвасарского под психологической коррекцией понимается «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» [2, c. 96].
Г. С. Абрамова рассматривает психологическую коррекцию как «обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, т. е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека» [3, с. 62].
С. Ю. Головин в словарь практического психолога определяет психокоррекцию как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [4, c. 71].
Арттерапия — представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством [5, c. 69]. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает других. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми, также позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Арттерапия способствует гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [5, c. 112]. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
В психокоррекционной практике арттерапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития [6, c. 82]. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности; актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.
Основные цели арттерапии:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.
- Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.
- Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
- Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
- Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
- Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития [5, c. 50].
Основные функции арттерапии:
1) Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2) Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3) Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Занятия арттерапией способствуют снятию эмоционального напряжения, коррекции механизмов психологической защиты (демонстративности, негативизма, агрессии), коррекция тревожности, негативных установок и социальных барьеров, развитие ощущения собственной значимости. Метод арттерапии не имеет возрастных ограничений в использовании, является средством свободного самовыражения и самопознания [7, c. 73].
Современная арттерапия включает в себя множество видов и направлений, например:
1) музыкотерапия — основан на целительном воздействии музыки на психологическое состоянии человека.
2) психодрама — человек повторяют свои действия путем театрализации, представляя свои внутренние процессы при помощи сценического действия;
3) изотерапия–коррекция посредством изобразительной деятельности;
4) библиотерапия–воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (в т. ч. сказкотерапия);
5) игровая терапия — метод коррекции посредством игры;
6) песочная терапия — сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
7) танцевальная терапия — в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим пережить, распознать, выразить свои чувства;
8) куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
9) кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию [7, c. 102];
10) фототерапия — использование фотоматериалов и слайдов в работе.
Направления арттерапии в целом основывается на специфике каждого вида искусства, а разнообразие техник практически не ограничено [7, c. 85]. И при этом, не важно, умело выполнена работа или нет. Важно, что чувствует человек во время художественной деятельности, какие новые переживания вспыхивают в нем, какие жизненные процессы благодаря этому в нем побуждаются. И если при этом человек испытывает удовлетворение и радость от проделанной работы, то это уже ключ к успеху.
В качестве коррекционного механизма также может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения [7, с. 130]. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих представлений — гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее поведение. В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование [8, с. 172]. Таким образом, девиантный подросток, занимаясь творческой деятельностью, продвигается по пути собственного развития, тем самым высвобождая в себе творческие силы, которые могут помочь ему в преодолении кризисных ситуациях. Любой вид искусства и любая творческая деятельность способны повысить адаптационные возможности личности за счет освобождения психики от лишних отрицательных переживаний, а приобретенный новый опыт влияет на человеческую психику и она становится более уравновешенной.
Литература:
- Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. — М., 2006.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2000.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. — М., 1986.
- Головин. С. Ю. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998.
- Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А. А. Осипова. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2010.
- Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007.