Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 1711 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, А. М. Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки / А. М. Давыдова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/11907/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии.

Семья — первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Факт появления ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на родителей, и всех членов этой семьи, удручающе. Чаще всего родители считают, что рождение «особого» ребенка — это «приговор», что его обучение и развитие будет невозможным. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляя их в родильных домах или передавая на воспитание в специализированные учреждения. Но даже семьи, не отказавшиеся от своих детей, долго справляются с пережитым шоком.

Выделяют несколько схем поведения родителей при появлении ребенка с дефектами [2]:

  1. принятие ребенка и его дефекта. У родителей не проявляются чувства вины или неприязни ребенка;
  2. реакция отрицания — отрицание, что ребенок страдает дефектом;
  3. реакция чрезмерной защиты, опеки. Ребенок становится предметом чрезмерной любви родителей.
  4. скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым воспитанием;
  5. открытое отречение, отвержение ребенка. Родители осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением.

Многие семьи не могут смириться с тем, что ребенок родился с дефектом. Родители стараются оградить своего ребенка от физических нагрузок, сделать большинство вещей за него, даже, если ребенок может сделать их сам. Именно такое поведение родителей пагубно влияет на ребенка. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не могут самостоятельно подойти к правильному воспитанию ребенка. Им необходима квалифицированная помощь педагогов, медиков, психологов, социальных работников.

В последнее время в России появляется все больше учреждений, занимающихся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами здоровья. Одним из таких учреждений является Лекотека.

Лекотека — это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей, основной целью которой является создание благоприятных условий для развития личности ребенка и психологической поддержки семьи [3].

Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимулирование игровой деятельности, раннее выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же организация естественного взаимодействия ребенка с членами семьи. Родители являются активными участниками всего коррекционно-развивающего процесса. Они учатся взаимодействовать с ребёнком так, чтобы активизировать его развитие.

Организация Лекотеки позволяет семьям получить своевременную помощь, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком. Деятельность Лекотеки сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Одним из методов работы с родителями в Лекотеке является проведение тренингов.

Главная цель тренинга — создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

Задачи:

– установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;

– улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и знакомерностей его развития;

– достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

– выработка навыков адекватного и равноправного общения,

– формирование адекватной самооценки;

– укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

– приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;

– формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Правила функционирования тренингового пространства для членов группы [1]:

– стараться говорить максимально искренне;

– стараться максимально быть в настоящем, придерживаясь принципа «здесь и теперь», высказываться только от своего имени, и о том, что воспринято, прочувствованно;

– избегать кулуарных разговоров;

– не говорить о других участниках в третьем лице, а обращаться

– непосредственно к ним;

– говорить «Я», а не «Мы» или «Все»;

– использовать обращение на «Ты» во время работы группы;

– выслушивать взгляды, мнения членов группы, обдумывать их, но

– принимать решения самостоятельно;

– высказывать свое мнение по любому вопросу.

Оптимальный количественный состав группы 10–12 человек. Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводится один — два раза в месяц.

Большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие.

Можно выделить несколько преимуществ тренингов:

– родительская группа оказывается обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям;

– группа облегчает процессы самопроверки, самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере не возможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяет понять себя, излечить себя и повысить уверенность в себе;

– родители могут быть не только участниками событий, но и зрителями. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, участники группы, через механизм идентификации с человеком, работающим на «горячем стуле», актуализируют свой собственный опыт, испытывая реальные эмоции и в результате этого, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы. Зрители принимают участие в обсуждении терапевтической сессии, делятся своим опытом проживания похожих ситуаций;

– семьи, участвующие в тренинге, получают обратную связь и поддержку от других членов группы, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В группе отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, оказывающей помощь и получающей ее. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы.

– тренинговая группа способствует личностному росту, самораскрытию участника. В группе личность неизбежно ставиться в положение, вынуждающее ее к самоисследованию и интроспекции.

Часто родители знают, чего они хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, и, соответственно, повышается самооценка личности.

Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, представить различные варианты разрешения конфликта, проиграть различные стратегии поведения. Каждый участник тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами, овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений.

Группа помогает процессам самораскрытия, самоиссследования и самопознания, повышению родительской рефлексии.

В результате тренингов с семьями, у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничества». Коррекционные упражнения позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятию его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей.

Таким образом, родители, регулярно принимающие участие в тренингах, дарят детям тепло и любовь, учатся внимательно выслушивать ребенка, помогать ему в постепенном разрешении его проблем, принимать индивидуальность ребенка, одобрять проявления его самостоятельности, радоваться успехам [4].

Литература:

  1. Аврамова Т. И. Гештальт-терапевтический тренинг. Теория. Практика. — Воронеж, 2002. — 76 с.
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
  3. Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения./Сост.: Т. В. Сапожникова, Ю. А. Мазеева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньшикова, З. С. Подорогина; под общ. ред. Т. В. Сапожниковой.- Бийск, 2015.-414 с.
  4. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. — М.: Гном-Пресс, 1999.- 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, группа, ограниченная возможность здоровья, семья, дефект, обратная связь, отвержение ребенка, отношение родителей, член группы.

Похожие статьи

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку

Похожие статьи

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку