Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников
Авторы: Пономарев Петр Андреевич, Штильников Денис Егорович, Пономарева Алла Петровна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 05.05.2017
Статья просмотрена: 3357 раз
Библиографическое описание:
Пономарев, П. А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников, А. П. Пономарева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12364/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать специфику адаптационного процесса студентов-первокурсников. Показывается роль преподавателей в создании условий для оптимального протекания адаптации на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: адаптация, развитие, требования, нормы, ценностные ориентации, студенты
Современные высшие учебные заведения призваны давать не только профессиональную подготовку, но и являться культурными центрами, содействующими личностному развитию студентов и их оптимальной адаптации в обществе. В решении этих задач важную роль играет создание условий для социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Успешная адаптация студента на начальном этапе обучения является важным условием успешной учебно-познавательной деятельности. Исходя из этого, проблема изучения социально-психологической адаптации студентов-первокурсников является актуальной.
В научной литературе широко рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации. Большинство ученых, рассматривают социально-психологическую адаптацию как диалектический многоуровневый процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к правильному соотношению ценностей и целей личности и группы. Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредствам общения в области общественных и межличностных отношений.
Мы разделяем мнение А. А. Наичаджян, которая под социально-психологической адаптацией понимает процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, находясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностного взаимодействия, индивид приобретает различные механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые имеют адаптивное значение.
Характерными чертами проблемной ситуации являются:
1) ощущение личностью наличия блокады, когда возникает препятствие перед её целенаправленной деятельностью;
2) переживание трудности, которую предстоит преодолеть;
3) временное незнание способов, путей решения задач, выхода из ситуации, способов её преобразования;
4) необходимость принятия какого-либо решения.
Следует отметить, что в процессе разрешения проблемной ситуации происходит не только приспособление личности к новым условиям социальной среды, но и активное взаимодействие с ней.
Существуют основные стадии адаптационного процесса. Основой для их выделения служит наблюдение за поведением личности в сфере взаимодействия с членами группы. Выделяют три основные стадии адаптации:
1 стадия — ориентировочная — характеризуется несоответствием между ожиданиями адаптирующейся личности и реальным положением дел в новой социальной микросреде.
2 стадия — истинной адаптации — характеризуется сравнением соответствия выдвигаемых требований и их реализации членами группы.
3 стадия — стабилизации — характеризуется установлением гармоничных отношений между адаптирующейся личностью и социальным окружением. [1, с.331–332,337]
Начиная обучение в высшем учебном заведении молодые люди начинают выполнять требования новой социальной роли- студента — это наиболее значимый период, влияющий на самореализацию личности и профессиональное самоопределение. В этот период студент знакомится с психологической средой выбранного им учебного заведения, с которой ему предстоит взаимодействовать в дальнейшем. Адаптация к вузовским условиям обучения связана с резким изменением социального статуса личности. Происходит усложнение деятельности и меняется представление об особенностях новой социальной микросреды. К основным факторам, влияющим на адаптацию студентов относят: информационную и эмоциональную загруженность; адаптацию на бытовом уровне и т. д.
По мнению М. А. Ивановой, эти факторы могут быть сгруппированы следующим образом:
‒ адаптационные трудности на различных уровнях: понятийном, информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д.
‒ психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макро- и микросреду;
‒ учебно-познавательные трудности, связанные с адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, освоения навыков самостоятельной работы;
‒ коммуникативные трудности, т. е. с администрацией факультета, с преподавателями и сотрудниками, межличностное общение внутри малой учебной группы, учебного потока, в общежитии, и т. д.;
‒ бытовые трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельности, принятия решений и разрешения проблем. [2, c.8–9]
В любом учебном заведении первокурсники сталкиваются с проблемами, связанными с адаптацией, разрешение которых без помощи педагогов приводит к стрессам, неуспеваемости и ухудшению здоровья. Новая обстановка, самостоятельная организация учебной деятельности и многое другое может привести к образованию психологических проблем, проблем в общении с преподавателями и сокурсниками.
Создание благоприятных условий для протекания адаптационного периода является главной задачей педагогического коллектива высшего учебного заведения. В ходе образовательного процесса создаются педагогические условия, которые способствуют выявлению и коррекции негативных проявлений, препятствующих социально-психологической адаптации студентов. Широкие возможности для оптимизации социально-психологической адаптации студентов представляют привлечение их в систему студенческого самоуправления, в общественную, спортивную, художественную, научно-исследовательскую деятельность.
С целью изучения особенностей адаптации в вузе студентов- первокурсников нами была разработана анкета, которая включала вопросы, направленные на исследование затруднений, связанных с адаптацией. В ИСОиП (ф) ДГТУ было проведено исследование среди студентов Социально-гуманитарного факультета специальность «Юриспруденция».
Опрос показал, что больше половины студентов испытывали затруднения, связанные с адаптацией на начальном этапе обучения. Около 60 % опрошенных отмечают, что затруднения исчезли после первого семестра, почти 10 % испытывают их до сих пор и 30 % данных затруднений не испытывали.
Было выявлено, что 10 % студентов испытывали затруднения в психологическом аспекте адаптации (отношения с преподавателями, одногрупниками и т. д.) 35 % студентов заявили, что испытывали значительные затруднения при адаптации к общественной жизни вуза.
Более 50 % студентов отметили, что затруднялись принимать участие в научной деятельности.
Исследование показало, что уровень адаптивности среди юношей и девушек неодинаков. Почти 75 % юношей отметили, что затруднений по различным аспектам адаптации никогда не испытывали, а почти 60 % девушек указали, что справились с различного рода затруднениями по истечении первого семестра. Исходя из этого можно заключить, что юноши легче адаптировались к новым социальным условиям.
Таким образом, сущность социально-психологической адаптации заключается в принятии ценностных ориентаций, норм, требований, установок новой социальной среды и следование им в своём поведении и жизнедеятельности. [3]
Разрешение проблемных ситуаций происходит в результате выбора и использования индивидуальных способов общения и поведения для достижения состояния адаптированности.
Для успешной адаптации студента необходимым является проявление активной позиции, в процессе приспособления к новым социальным условиям. Студент должен сам выбирать и находить способы достижения той или иной цели, а преподаватель — создавать для этого условия, то есть речь идёт об организации совместной деятельности преподавателей и студентов.
Важно создать положительную атмосферу и условия жизнедеятельности с первых дней пребывания студента- первокурсника в учебном заведении.
Проведенное мною исследование показало, что процесс адаптации достаточно сложен, и его успешность зависит от быстроты и легкости преодоления студентами- первокурсниками затруднений.
Именно на первом курсе формируется стремление молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности и активно продолжается «поиск себя».
Литература:
- Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека: учебник –М.,2006.-744с.
- Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России., 2001–353с.
- Пономарев П. А., Савченко С. В. Социальная дезадаптация несовершеннолетних в современном обществе // Аллея науки, 2017 № 5 (17) январь. URL:http://www.alley-science.ru/domains_data/files/Journal_January_2016/SSOCIALNAYa %20DEZADAPTACIYa %20NESOVERShENNOLETNIH %20V %20SOVREMENNOM %20OBShESTVE.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
Похожие статьи
Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации
В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...
Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе
В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...
Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза
В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...
Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка
В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...
Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации
Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...
Психологические условия формирования социального поведения детей на этапе предшкольной подготовки
В статье рассматриваются психологические условия формирования социального поведения старших дошкольников в процессе подготовке к школе; представлены компоненты и критерии формирования социально-приемлемых форм поведения. Социальное поведение дошкольн...
Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Поведение старшеклассников и подростковые проблемы
Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...
Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения
Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...
Похожие статьи
Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации
В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...
Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе
В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...
Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза
В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...
Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка
В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...
Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации
Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...
Психологические условия формирования социального поведения детей на этапе предшкольной подготовки
В статье рассматриваются психологические условия формирования социального поведения старших дошкольников в процессе подготовке к школе; представлены компоненты и критерии формирования социально-приемлемых форм поведения. Социальное поведение дошкольн...
Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Поведение старшеклассников и подростковые проблемы
Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...
Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения
Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...