Представления юношей и девушек о сновидениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рассоха, В. С. Представления юношей и девушек о сновидениях / В. С. Рассоха. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12493/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена проблеме значения сновидений в жизни человека. На основе эмпирического исследования предоставлены данные о том, какое значение сновидениям придают юноши и девушки.

Ключевые слова: сновидение, толкование сновидений, символика сновидений, «вещие сны», сон, бодрствование

Сновидение является одним из самых интересных и загадочных психических явлений. Разработкой проблемы сновидений занимались различные ученые и философы. Порой их представления были далеки от научных, так некоторые называют сновидения «проводниками», связывающими сознание человека с «потусторонними силами». Однако есть и вполне научные взгляды.

С развитием науки и техники, проблемой сна как физиологического состояния и сновидений начали заниматься физиологи. Изучение активности мозга во сне показало, что сон делится на два типа — медленный и быстрый. Находясь в стадии быстрого сна человек видит сновидения. Также данные говорят о том, что во-первых, каждый человек каждую ночь видит сновидения, но некоторые люди могут не запоминать их. Во-вторых, работа мозга во сне не замедляется как можно было предположить, а совсем наоборот. Мозг во сне ведёт очень активную работу, решая проблемы и актуальные затруднения, возникшие в период бодрствования [2, c. 27].

Первым, кто всерьёз начал разрабатывать проблему сновидений в рамках психологии стал З. Фрейд. Он говорил о том, что вытесненные переживания могут проявляться в сновидениях, когда контроль сознания ослабевает. Особый интерес представляет предположение о том, что в сновидении человек может удовлетворить потребность, которая не была удовлетворена в состоянии бодрствования. Концепция сновидений и их толкования подробно описана в книге «Толкование сновидений». Далее теория сновидений З. Фрейда развивалась и видоизменялась другими представителями психодинамического подхода К. Юнгом и А. Адлером [3, c. 14].

А. Адлер также рассматривал проблему сновидений и говорил о специфической функции сновидений. Называя её предвосхищающей, он утверждал, что сновидения являются возможностью человека справиться с тем, что его тревожит в его будущем. Так человек во сне переживает какое-то событие, которое в реальной жизни ещё не произошло. Таким образом, он снижает у себя уровень тревожности, связанный с актуальным переживанием [1, с. 184].

Ещё один последователь З. Фрейда — К. Юнг разрабатывал свою концепцию сновидений с позиции анализа содержания символической стороны сновидений. Его концепция изложена в книге «Человек и его символы». Юнг полагал, что расшифровка сновидения очень сложный процесс. Сновидение сильно отличается, от истории, рассказанной человеком в состоянии бодрствования. То, что в реальной жизни означает одно, в сновидении может означать совершенно другое. Это связанно с тем, что каждый человек сам вырабатывает символы — бессознательно и спонтанно — в форме сновидений. В связи с этим, К. Юнг говорил о том, что доверять сонникам крайне неразумно. Ни один символ нельзя отделить от личности человека, которому он явился во сне. Поэтому нельзя однозначно истолковать какой-то символ. На основе этого можно сделать вывод, что расшифровка смысла сновидения носит строго индивидуальный характер [4, c. 64].

Также К. Юнг в своих работах писал, что сновидения выполняю функцию, которую он назвал вспомогательной или компенсаторной. Она заключается в том, что сновидение как бы компенсирует ущербность и возможную опасность для человека в реальной жизни. Таким образом, сновидения сохраняют душевную гармонию человека [4, c. 58].

А. М. Вейн в своей книге «Бодрствование и сон» приводит данные о том, что женщины в своих сновидениях в основном видят сюжеты, связанные с общественной жизнью и семейными взаимоотношениями. Часто в сновидениях женщин присутствуют сцены раздевания и одевания. А сновидения мужчин чаще связанны с событиями на работе и спортом. В целом, А. М. Вейн говорит, что женщины видят сновидения чаще, чем мужчины [2, c. 66].

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что он видел во сне. И кто-то при этом привык пользоваться сонником, кто-то обсуждать с близкими, а кто-то пытаться разгадать ребус сновидения самостоятельно. Каждый реагирует на сновидения по-своему, кто-то предпочитает не предавать им значения, просто забывая, другие напротив, считают, что сон — это послание и его непременно нужно расшифровать, что возможно именно с помощью сна можно найти решение актуального затруднения. В этом контексте интересен анализ того, какое значение придают сновидения юноши и девушки, и отличаются ли их представления о сновидениях.

На основе вышесказанного, цель исследования можно сформулировать следующим образом — изучение представлений юношей и девушек о значимости сновидений.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: девушки придают сновидениям большее значение нежели юноши.

Данная гипотеза была проверена с помощью эмпирического исследования. Для этого была разработана анкета из 8 вопросов, состоящая из 6 вопросов с выбором ответа и 2 открытых вопросов, где респонденты должны были высказать своё мнение по поводу некоторых аспектов сновидений.

Исследование проводилась на выборке из 44 человек (21 девушка и 23 юноши). В исследовании приняли участие девушки и юноши в возрасте от 18 до 24 лет.

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты. Больше половины респондентов девушек (53 %) скорее согласны с тем, что сновидения что-то значат в реальной жизни, 33 % полностью согласны с этим утверждением. Большинство опрошенных юношей (62 %) в свою очередь указали, что также скорее согласны с тем, что сновидения могут что-то значить в реальной жизни. В целом, при анализе ответов, можно сказать, что юноши и девушки в одинаковой степени оценивают значимость сновидений.

Далее выяснилось, что 57 % опрошенных девушек обсуждают практически все свои сны с другими людьми, 43 % делают это крайне редко. А подавляющее большинство юношей (74 %) крайне редко склонны к обсуждению своих сновидений. 13 % юношей указали, что никогда не обсуждают свои сновидения с другими людьми. Обсуждение своих сновидений может быть косвенным признаком, указывающим на значимость для человека своих сновидений.

С помощью вопроса: Думаете ли вы в течение дня о том, что вам снилось? Выяснилось, что большинство юношей и девушек крайне редко уделяют снам место в своих мыслях. Однако, девушки всё-таки в большей степени склонны думать в течение дня о том, что им снится. Такой ответ дали 33 % опрошенных девушек.

Также было исследовано влияние сновидений на отношение юношей и девушек к людям и событиям в реальной жизни. Выяснилось, что сновидения не влияют на отношение юношей к людям и событиям в реальной жизни. А вот девушки (43 % опрошенных) в связи со своими сновидениями склонны менять свое отношение к людям и событиям в реальной жизни.

Так же был проведён анализ отношения юношей и девушек к «вещим снам». Большая часть девушек (41 %) верят в существование вещих снов, около 25 % не верят в их существование, около 15 % указали, что вещие сны это результат хорошо развитой интуиции и работы бессознательного. 35 % процентов опрошенных юношей не верят в существование вещих снов, 31 % говорят об обратном. 17 % утверждают, что вещи сны сбываются, а 13 % рассматривают вещие сны как вариант решения сложной задачи.

Исследование показало, что большинство как юношей (59 %) так и девушек (52 %) считают, что толкование снов индивидуально. Однако, достаточно большое количество девушек (32 %) склонны в толковании сновидений прибегать к помощи сонника.

И последнее, что было исследовано — мнение юношей и девушек по поводу того, от чего же зависит содержание тех сновидений, которые они видят. Этот вопрос был открытым, что дало возможность каждому высказать свою точку зрения без ограничения готовыми вариантами ответов.

Девушки предоставили следующие варианты: в первую очередь содержание сновидений зависит от эмоционального состояния и от событий, происходящих в жизни человека, а уже потом от мыслей и потребностей. А юноши считают, что содержание сновидения зависит в большей степени от пережитых за день событий, а так же в равной степени от эмоционального состояния, от мыслей перед сном, от желаний человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеются определённые различия в том, как к сновидениям относятся юноши и девушки. Их представления несколько отличаются. Девушки больше, чем юноши склонны обсуждать свои сны с другими людьми, а также для них в большей степени характерно думать в течение дня о приснившемся им сновидении. Это в свою очередь может говорить о том, что девушки придают большее значение сновидениям нежели юноши. У девушек сильнее влияние сновидений на отношение к людям и события в реальной жизни, чем у юношей. Девушки в большей степени склонны доверять сонникам, нежели юноши. Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования была частично подтверждена.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.
  2. Вейн А. М. Бодрствование и сон — М.: Наука, 1970. — 128 с.
  3. Фрейд З. Толкование сновидений — СПб.: Азбука, 2014. — 512 с.
  4. Юнг К. Человек и его символы — М.: Серебряные нити, 2006. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сновидение, реальная жизнь, девушка, сон, юноша, том, течение дня, большее значение, какое значение, эмоциональное состояние.

Ключевые слова

сон, бодрствование, сновидение, толкование сновидений, символика сновидений, «вещие сны»

Похожие статьи

Осознанные сновидения

В работе изучены природа, история изучения, применение в современной жизни, последствия и доказательства существования данного явления.

Эмоциональность сновидений и темперамент

Статья посвящена проблеме эмоциональности сновидений. На основе эмпирического исследования предоставлены данные о связи темперамента и эмоциональности сновидений.

Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе

В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве ди...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Анализ телесно ориентированных методик

Статья обобщает и систематизирует данные о некоторых телесно ориентированных методиках, о механизмах их воздействия и оказываемых результатах.

Представления о счастье в психологической литературе

Феномен «счастье» рассматривается в области социальной психологии. В статье представлены разные представления учёных о счастье, подходы к изучению благополучия и методики его измерения.

Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного переживания счастья

В данной статье кратко освещены основные представления о смысле жизни; представлены результаты, проведенного авторами статьи исследования, отражающие взаимосвязь осмысленности собственной жизни и субъективного переживания счастья.

Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Психологические трудности в общении подростков

В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении п...

Похожие статьи

Осознанные сновидения

В работе изучены природа, история изучения, применение в современной жизни, последствия и доказательства существования данного явления.

Эмоциональность сновидений и темперамент

Статья посвящена проблеме эмоциональности сновидений. На основе эмпирического исследования предоставлены данные о связи темперамента и эмоциональности сновидений.

Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе

В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве ди...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Анализ телесно ориентированных методик

Статья обобщает и систематизирует данные о некоторых телесно ориентированных методиках, о механизмах их воздействия и оказываемых результатах.

Представления о счастье в психологической литературе

Феномен «счастье» рассматривается в области социальной психологии. В статье представлены разные представления учёных о счастье, подходы к изучению благополучия и методики его измерения.

Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного переживания счастья

В данной статье кратко освещены основные представления о смысле жизни; представлены результаты, проведенного авторами статьи исследования, отражающие взаимосвязь осмысленности собственной жизни и субъективного переживания счастья.

Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Психологические трудности в общении подростков

В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении п...