Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с посттравматическим стрессовым расстройством | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с посттравматическим стрессовым расстройством / Л. Э. Кузнецова, Н. Н. Золотарева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12934/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования посттравматического стрессового расстройства у сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выделены стратегии преодоления посттравматического стрессового расстройства у сотрудников в процессе их психологического сопровождения.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, экстремальные ситуации профессиональной деятельности, психологическое сопровождение

В настоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Негативные психические состояния, ведущие к снижению профессиональной работоспособности, нередко бывают вызваны экстремальными ситуациями.

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации, требующие быстрой ориентации в обстановке и решительных действий, оказывают сильное травмирующее воздействие на психику и приводят к развитию у сотрудников МЧС различного рода психических нарушений.

Стрессовое воздействие может вызвать все уровни психической дезадаптации: психотический, невротический и психосоматический уровни.

С переживанием экстремальной ситуации тесно связаны такие понятия как посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, психогенные расстройства, неврозы, личностный кризис, суицид, алкоголизация [1].

Одним из видов психологических последствий профессиональной деятельности сотрудников МЧС является посттравматическое стрессовое расстройство.

Посттравматический стрессовый синдром, или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — комплекс психических нарушений, возникающих и развивающихся после острой реакции на стресс в связи с пережитыми экстремальными ситуациями. ПТСР возникает после латентного периода продолжительностью от нескольких недель до нескольких (обычно не более 6) месяцев [2].

В развитии ПТСР имеют особое значение негативные события, отличающиеся угрозой для жизни, непредсказуемостью и неконтролируемостью. В общем виде они представляются как травматические события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта.

Показатели распространенности ПТСР в контингентах лиц, переживших экстремальные ситуации, в литературе колеблются от 10 % у свидетелей события до 95 % среди тяжело пострадавших, в том числе с соматическими повреждениями. По данным Ф. Паркинсон, распространенность ПТСР колеблется от 3,6 % до 75 % у переживших экстремальные события [2].

Посттравматическое стрессовое расстройство — относительно новый для отечественной психиатрии диагноз. Оно входит в раздел «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства».

Согласно исследованиям К. В. Тушкова, посттравматическое стрессовое расстройство — это затяжная реакция на стрессовое событие, которая вызывает дистресс. Расстройство носит психогенный характер и вызывает серьезные расстройства эмоциональной сферы личности.

Посттравматическое стрессовое расстройство развивается после острой реакции на стресс. Шамрей В. К. считает, что ПТСР характеризуется страхом, психомоторным возбуждением или ступором, паническими реакциями, сужением сознания, мнестическими нарушениями. Иногда возникают острые психотические состояния, сопровождающиеся зрительными и слуховыми галлюцинациями, в содержании которых отражаются пережитые события.

В отличие от острой стрессовой реакции ПТСР возникает не в момент стрессового события, а в отдаленные сроки — после выхода из стрессовой ситуации.

Подострые нарушения психики характеризуются тревожно-депрессивными состояниями с чувством страха за свою жизнь, плаксивостью, кошмарными сновидениями; депрессивными реакциями; реакциями эйфорического типа с многоречивостью, с резкой недооценкой тяжести своего соматического состояния; обсессивно-фобическими расстройствами (пугающие образные воспоминания о пережитом). Продолжительность таких состояний составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Особенно стойкими являются депрессивные, обсессивно-фобические расстройства и нарушения сна. Они сохраняются и по излечении от полученных повреждений, после выписки из соматического стационара и восстановления трудоспособности. Именно эти расстройства укладываются в картину раннего этапа формирования ПТСР [2].

Характеризуя дальнейшее развитие ПТСР, А. В. Смирнов обращает внимание на сочетание двух групп клинических явлений: продолжающихся наплывов (оживления) в сознании больного экстремальной ситуации с сопутствующими аффективными реакциями (тревоги, ужаса, страха) и избегающего поведения, т. е. стремления уйти от всего, что может напоминать о трагическом событии, враждебность по отношению к окружающему миру. Навязчивые воспоминания обычно возникают без каких бы то ни было внешних стимулов, но сопровождающие их переживания могут быть настолько сильными, что пациент ощущает их, как если бы трагические события происходили в реальности. Еще более выраженные реакции возникают в ответ на напоминающие о них внешние раздражители. На первый план чаще выступают расстройства сна, раздражительность и взрывчатость, снижение некоторых когнитивных функций (особенно памяти и внимания). Могут развиваться и более выраженные психические нарушения (депрессия, тревожные расстройства, алкоголизм и др.).

В. М. Лыткин описывает сотрудников с ПТСР как замкнутых, отчужденных, иногда злобных. Нарушаются отношения с сослуживцами и близкими людьми в силу повышения агрессивности, враждебности. В связи с этим они могут потерять и работу, и семью. Склонность к злоупотреблению алкоголем усиливает социальную дезадаптацию. У сотрудников развиваются психопатические состояния, развивается тревога, депрессия, чувство вины, возникают суицидальные мысли.

Участники экстремальных ситуаций страдают от назойливо повторяющихся воспоминаний о той ситуации, которую они пережили, причем последние часто бывают в виде внезапно возникающих ярких образных представлений (flash-backs), продолжаются от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождаются угнетением, страхом, потливостью и другими вегетативными расстройствами.

Исследования К. В. Тушковой показывают высокую выраженность у военнослужащих, сотрудников МЧС тревожных, невротических, депрессивных состояний, постоянного страха возобновления пережитого травматического события, полного истощения нервной системы. Наблюдаются вегетативные нарушения, нарушения сна. Они плохо засыпают, а просыпаются от ночных кошмаров. Возможно развитие психопатических нарушений, усугубляемых алкоголизацией. Происходит потеря смысла жизни и склонность к суицидальному поведению [2].

Таким образом, клиническая картина ПТСР представляется сочетанием психопатоподобных (асоциальных, эксплозивных, истерических) расстройств поведения, усугубляемых алкоголизацией, употреблением наркотиков и тяжелой неврозоподобной симптоматикой.

На более отдаленном этапе (через 12–14 мес.) возможны состояния, характеризующиеся нарушением сна, чувством отчаяния, безысходности, крайне пессимистической оценкой будущего, суицидальными мыслями. Это состояние может быть столь тяжелым, что приводит к утрате трудоспособности. Но у многих участников экстремальных ситуаций при восстановленной трудоспособности и формально удовлетворительной социальной адаптации сохраняются редуцированные проявления хронического ПТСР: эпизодические нарушения сна с кошмарными сновидениями, аффективная лабильность [2].

Итак, посттравматический стрессовый синдром, или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР; PTSD) — комплекс психических нарушений психогенного характера, относящийся к категории тревожных расстройств, возникающих в связи с пережитыми экстремальными ситуациями после латентного периода продолжительностью от нескольких недель до нескольких (обычно не более 6) месяцев.

Основными симптомами проявления ПТСР являются:

  1. Рекуррентное, постоянное и беспокоящее переживание травмы через неприятные воспоминания, сны, навязчивые действия и чувства как будто бы событие повторялось (перепроживание травмы, иллюзии, галлюцинации, flashbacks — внезапные, яркие и реалистичные, вспышкообразные возвращения травмирующих переживаний).
  2. Постоянное избегание стимулов, которые напоминают о травме, например, пациент избегает мысли и чувства, ассоциирующиеся с травмой, избегает ситуации и сферы деятельности, которые пробуждают травматические воспоминания.
  3. Психогенная амнезия.
  4. Снижение интереса к значимым видам деятельности (который присутствовал до того, как травма произошла), например пациенты проявляют заметно уменьшенный интерес в значимых сферах жизнедеятельности; они могут чувствовать отчужденность (отстраненность) от других людей; набор их реакций может быть ограничен ли они могут чувствовать отсутствие будущего; сужение спектра эмоций.
  5. Постоянные симптомы повышенного возбуждения, которое включает в себя раздражительность и вспышки гнева, проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность, неадекватное реагирование, они проявляют физиологическую реакцию на события или ситуации, которые отображают в символической форме или походят на травму.
  6. Расстройство вызывает значительный дистресс или дезадаптацию в социальной, профессиональной и других важных областях жизнедеятельности.
  7. Сотрудник должен испытывать данную симптоматику не менее 1 месяца, после чего можно диагностировать ПТСР.

Рассмотрим основные аспекты психологического сопровождения сотрудников, перенесших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности, в теоретических моделях формирования посттравматического стрессового расстройства.

Наиболее эффективным методом оказания психологической помощи сотрудникам МЧС с посттравматическим стрессовым расстройством является психологическое сопровождение. Основными задачами психологического сопровождения являются работа с психической травмой, закрепленной на бессознательном уровне, выведение ее на уровень сознания с последующим вытеснением и когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта.

Ряд теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную теорию ПТСР, объясняют социально-психологические факторы формирования посттравматических стрессовых расстройств у людей, перенесших экстремальные ситуации, и способы коррекции данного состояния.

Анализ теоретических подходов позволяет выделить следующие стратегии преодоления посттравматического стрессового расстройства у сотрудников МЧС в процессе их психологического сопровождения:

  1. Целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы.
  2. Осознание носителем травматического опыта значения травматического события.
  3. Когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта.
  4. Социальная поддержка окружающих.
  5. Активизация личностных ресурсов личности, выработка продуктивных стратегий совладания со стрессом.

Преодоление ПТСР у сотрудников МЧС лежит в основе обеспечения эффективности их профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Кузнецова, Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. … канд. психол. наук 19. 00. 01 / Л. Э. Кузнецова. — Краснодар, 2011. — 222 с.
  2. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): посттравматическое стрессовое расстройство, психологическое сопровождение, ситуация, сотрудник МЧС, расстройство, нарушение сна, профессиональная деятельность, когнитивная оценка, латентный период, острая реакция.

Ключевые слова

психологическое сопровождение, посттравматическое стрессовое расстройство, экстремальные ситуации профессиональной деятельности

Похожие статьи

Психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий

В статье рассмотрены психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников боевых действий. Отдельное внимание уделено психологическим особенностям военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий, ...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Профилактика стрессов и конфликтов в организации

В статье представлена общая характеристика понятий «стресс» и «конфликты». Рассмотрены основные направления профилактики стрессов и конфликтов в организации на примере Станции по борьбе с болезнями животных Северного административного округа города М...

Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её характер в аспекте прогнозирования возможных нарушений

Статья посвящена актуальной медико-гигиенической проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и прогнозированию ее нарушений в первый год обучения в школе в связи с изменениями привычного стереотипа ребен...

Похожие статьи

Психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий

В статье рассмотрены психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников боевых действий. Отдельное внимание уделено психологическим особенностям военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий, ...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Профилактика стрессов и конфликтов в организации

В статье представлена общая характеристика понятий «стресс» и «конфликты». Рассмотрены основные направления профилактики стрессов и конфликтов в организации на примере Станции по борьбе с болезнями животных Северного административного округа города М...

Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её характер в аспекте прогнозирования возможных нарушений

Статья посвящена актуальной медико-гигиенической проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и прогнозированию ее нарушений в первый год обучения в школе в связи с изменениями привычного стереотипа ребен...