Субъективно переживаемая возрастная дискриминация
Автор: Макарова Евгения Юрьевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 20.09.2017
Статья просмотрена: 1324 раза
Библиографическое описание:
Макарова, Е. Ю. Субъективно переживаемая возрастная дискриминация / Е. Ю. Макарова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 54-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12936/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье представлены результаты проведенного исследования, которое было направлено на определение и сравнение уровня переживаемой возрастной дискриминации среди представителей подросткового возраста и взрослых людей.
Ключевые слова: возрастная дискриминация, эйджизм, возрастные стереотипы, «Опросник эйджизма», работа по профилактике эйджизма
Проблема социальной дискриминации — серьезная и актуальная проблема современного общества, которая все больше привлекает внимание исследователей. Под социальной дискриминацией понимают ограничение тех или иных прав человека на основании признаков, которые объективно не влияют на его возможность реализации этих прав. Возрастная дискриминация (эйджизм) — один из видов социальной дискриминации, включающий негативное отношение к людям определенной возрастной группы, лишение их равноправия и т. д. В её основе лежат возрастные стереотипы.
Возрастная дискриминация является одним из наименее исследованных видов дискриминации, хотя не уступает им по распространенности в России, Западной Европе и США, обнаруживаясь в различных сферах взаимодействия людей — семейной, профессиональной, педагогической, медицинского и сфере социального обслуживания. [2]
Термин эйджизм впервые использовал в 1969 г. директор Национального института старения США R. N. Butler. Автор понимал под эйджизмом негативные стереотипы, согласно которым пожилые люди отличаются старческим слабоумием, жесткими установками, психологической и социальной зависимостью. [3] В настоящее время данный термин включает в себя дискриминацию и других возрастных групп. Существует, например, много определений, которые подчеркивают незрелость и неопытность молодежи. Социальные ожидания подразумевают, что молодые люди должны находиться на высоком физическом уровне, быть активными и креативными. Если же человек не в состоянии оправдать такие надежды, окружающие нередко считают его несостоятельным и неуспешным. Это может привести к психическим и другим дилеммам, среди которых обычно выделяют: низкую самооценку, отсутствие убежденности в собственных силах, расстройство пищевого поведения, депрессию. Таким образом, в основе эйджизма могут лежать не только отрицательные, но и положительные стереотипы. [1]
Цельюнашей работы является изучение уровня возрастной дискриминации среди представителей разных возрастных групп.
Гипотезаисследования — уровень субъективно переживаемой возрастной дискриминации в группе подростков находится на более высоком уровне, чем в группе взрослых.
Для достижения поставленной цели было проведено исследование, ориентированное на определение уровня субъективно переживаемой дискриминации испытуемыми-представителями двух групп — представителями группы подростков и представителями группы взрослых.
В исследовании приняли участиеучащиеся средней общеобразовательной школы № 52 г. Кургана, 26 человек в возрасте от 14-ти до 16-ти лет и сотрудникипредприятия ОАО «ЭнергоКурган» Курганские электрические сети, 23 человека в возрасте от 40 до 42-х лет.
Главным методом исследования стал «Опросник эйджизма» E. Palmore, который предназначен для определения уровня субъективно переживаемой дискриминации испытуемыми-представителями дискриминируемых групп. [4] А. В. Микляевой опросник был переведен на русский язык, адаптирован и расширен для применения не только на выборке пожилых людей, как предполагалось автором, но и для работы с выборками взрослых и подростков.
Вниманию испытуемых предлагалось 14 ситуаций, отражающих наиболее распространенные в обществе практики эйджизма. Ряд ситуаций затрагивает сферу межличностных отношений человека, другие ситуации отражают опыт социальных отношений. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты, полученные спомощью «Опросника эйджизма»
Ситуация |
Подростки |
Взрослые |
1. Кто-то неприятно шутил над вами, упоминая Ваш возраст |
14 |
8 |
2. Вам дарили поздравительную открытку, в которой были неприятные шутки о Вашем возрасте |
0 |
0 |
3. К Вам не относились серьезно из-за Вашего возраста |
14 |
6 |
4. Вам давали неприятные прозвища, связанные с Вашим возрастом |
10 |
4 |
5. С Вами разговаривали покровительственно из-за Вашего возраста |
14 |
10 |
6. У Вас возникали проблемы с покупкой / продажей / обменом /съемом жилья из-за Вашего возраста |
8 |
1 |
7. У Вас возникали трудности с получением кредита из-за Вашего возраста |
6 |
1 |
8. С Вами разговаривали неуважительно из-за Вашего возраста |
20 |
8 |
9. Вам в чем-то отказывали, ссылаясь на Ваш возраст |
30 |
6 |
10. Вам отказывали в лечении, ссылаясь на Ваш возраст |
2 |
1 |
11. Вас не брали на работу, ссылаясь на Ваш возраст |
16 |
4 |
12. Вам не позволяли занять более высокую должность из-за Вашего возраста |
5 |
4 |
13. Вам говорили: «Вы не можете понять этого, потому что Вы слишком стары/слишком молоды!» |
24 |
8 |
14. Вам говорили: «Вы для этого уже стары/еще молоды!» |
27 |
10 |
Суммарный показатель |
190 |
71 |
Самые высокие баллы в выборке подростков были получены по шкале 9 («Вам в чем-то отказывали, ссылаясь на Ваш возраст»). Также высоки баллы по данной шкале и в выборке взрослых. Данная шкала не относится к определенной сфере жизни или конкретному виду деятельности, такое обобщение позволяет испытуемым легко вспомнить проявления возрастной дискриминации по отношению к ним.
Также высокие баллы в выборке подростков получены по шкале 14 («Вам говорили: «Вы для этого уже стары/еще молоды!») и шкале 13 («Вам говорили: «Вы не можете понять этого, потому что Вы слишком стары/слишком молоды!»). Таким образом, дискриминация в возрастной группе подростков чаще всего проявляется в сфере межличностных отношений. Это подтверждается и четвертой по высоте шкалой 8 («С Вами разговаривали неуважительно из-за Вашего возраста»).
Значения по шкалам, отражающим опыт социальных отношений испытуемых, в целом, низкие. В выборке подростков по шкале 6 («У Вас возникали проблемы с покупкой / продажей / обменом /съемом жилья из-за Вашего возраста»), по шкале 7 («У Вас возникали трудности с получением кредита из-за Вашего возраста») получены ожидаемо низкие значения, так как многие отношения недоступны испытуемым-подросткам по закону. А в доступных видах социальных отношений можно наблюдать небольшой уровень дискриминации — шкала 11 («Вас не брали на работу, ссылаясь на Ваш возраст») и шкала 12 («Вам не позволяли занять более высокую должность из-за Вашего возраста»).
Самые низкие баллы в выборке подростков получены по шкале 10, также относящейся к социальным отношениям («Вам отказывали в лечении, ссылаясь на Ваш возраст»). По данной шкале также низкий балл получен и в выборке взрослых. Это может быть связано с тем, что в нашей стране медицинская помощь должна предоставляться вне зависимости от возраста человека.
В выборке взрослых самые высокие баллы получены по шкале 5 («С Вами разговаривали покровительственно из-за Вашего возраста») и по шкале 14 («Вам говорили: «Вы для этого уже стары/еще молоды!»), которые также относятся к сфере межличностных отношений.
По шкале 2 («Вам дарили поздравительную открытку, в которой были неприятные шутки о Вашем возрасте») не получено положительных ответов ни в выборке взрослых, ни в выборке подростков. Мы связываем это со снижением популярности таких открыток в настоящее время.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Уровень субъективной дискриминации в группе подростков оказался выше, чем в группе взрослых. По критерию U-Манна-Уитни, различия в уровне дискриминации находятся в зоне значимости (Uэмп=41, при p≤0,01), поэтому данные различия признаются статистически значимыми.
Проблема возрастной дискриминации, как показало наше исследование, является актуальной, в частности, для подросткового возраста. Необходимость борьбы с возрастной дискриминацией обеспечивается как её негативным влиянием на представителей дискриминируемых групп (например, соматические и психические нарушения), так и разжиганием конфликтов между представителями разных социальных групп. Возрастные отношения специфичны для каждой возрастной группы, кроме этого, для возрастных групп характерен различный уровень субъективно переживаемой возрастной дискриминации, наиболее типичные формы дискриминирующих возрастных отношений и способы совладания с ними, поэтому программы профилактики возрастной дискриминации должны строиться с учетом особенностей конкретной возрастной группы, для которых они предназначены. Для борьбы с эйджизмом уже предложены программы, направленные на профилактику формирования возрастных стереотипов. Одна из таких программ разработана А. В. Микляевой, в настоящее время данная программа требует внедрения в школьную практику. [2]
Кроме того, образование, воспитание и обучение должно быть направлено на повышение общего культурного уровня обучающихся, привитие им уважения и терпимости к окружающим их людям, потому что в обществе, в котором люди прислушиваются к мнению других, уважают индивидуальность друг друга, нет места ни одному из видов социальной дискриминации.
Литература:
- Курышева О. В. Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2010. — Выпуск 7–12, том 2. — С.105–116.
- Микляева А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен. — СПб.: Речь, 2009.–159 с.
- Butler R. N. Age-ism: Another form of bigotry // The Gerontologist.–1969.Vol.9. — P. 243–246.
- Palmore E. The Ageism Survey. First Findings // The Gerontologist.–2001.Vol.41. No5. — P. 572–575.
Ключевые слова
возрастная дискриминация, эйджизм, возрастные стереотипы, «Опросник эйджизма», работа по профилактике эйджизмаПохожие статьи
Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте
В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.
Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект
Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...
Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде
Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.
Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде
В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.
Агрессивное поведение современных подростков
В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.
Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков
В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте
В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.
Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков
В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.
Похожие статьи
Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте
В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.
Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект
Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...
Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде
Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.
Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде
В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.
Агрессивное поведение современных подростков
В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.
Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков
В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте
В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.
Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков
В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.