Инновационные принципы и решения в формировании культуры здоровья студентов медицинского вуза
Авторы: Тихомиров Сергей Михайлович, Ипатова Кира Александровна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 05.10.2017
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Тихомиров, С. М. Инновационные принципы и решения в формировании культуры здоровья студентов медицинского вуза / С. М. Тихомиров, К. А. Ипатова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 78-86. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/13014/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие психологии и педагогики расширило спектр результативных средств изменения человеческого поведения. Научные инновации нашли свое воплощение в профилактике аддиктивного поведения в вузах. На основании предыдущих исследований и собственных разработок предлагаются новые эффективные технологии внедрения идеологии здорового образа жизни и формирования культуры здоровья в среде студентов медицинского вуза, обосновывается необходимость и возможность их реализации.
Ключевые слова: инновации, профилактика, аддиктивное поведение, студенты, медицинский вуз
Внедрение в практическую деятельность последних достижений науки в области здоровья сильно отстало от требований времени. Собственно профилактика социальных заболеваний, а именно, наркологических расстройств и их начального проявления — аддиктивного поведения, в разработке теоретических положений значительно продвинулась от здоровьесохранения к здоровьеразвитию и здоровьетворению, т. е. к такому целеполаганию как формирование культуры здоровья [1]. Прогрессировала в своем развитии и психологии, базируясь в процессе своей эволюции на синергетическом принципе холизма, который привел к неклассической трансформации:
‒ от поиска знаний к социальному конструированию;
‒ от монологизма к диалогизму;
‒ от изолированного индивида к жизненному миру;
‒ от детерминизма к самодетерминации;
‒ от потенциализма к экзистенциализму;
‒ от количественного к качественному;
‒ от конструирующей стратегии к действенной [2].
Наркоситуация, в это же время ухудшилась, чему способствовало увеличение производства синтетических психоактивных веществ (ПАВ), появление наркотиков «новой волны», изменение отношения общества к наркотикам от амбивалентности к равнодушию [3].
Анализ, оценка, коррекция существующих моделей программ профилактики наркологических расстройств привела исследователей к пониманию необходимости изменения подхода к планированию, составлению и реализации таких программ, которые своими этапами имели бы профилактику аддиктивного поведения, здоровьесбережение, здоровьеразвитие, здоровьетворение, а результатом — культуру здоровья профилактантов.
Первоначальным этапом работы был анализ превенции наркологических расстройств, который проводился в Первом Санкт-Петербургском Государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова в 2014–2015г.г. В 2014г была выполнена рабочая программа по чтению элективного курса «Профилактика и реабилитация в наркологии на лечебном факультете для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в 2015 г. был разработан и реализован учебно-методический комплекс «Психологическая профилактика зависимого поведения». Мероприятия увеличили интерес студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ), информации о рисках для здоровья, возникающих в результате приема ПАВ.
Следующим этапом профилактической работы стал опрос студентов первого курса медицинского университета в количестве 470 человек, который был проведен анонимно, в 2015/ учебном году с соблюдением правил биоэтики. Целью опроса было выяснение распространённости потребления ПАВ (алкоголя, табака, энергетических безалкогольных напитков, наркотиков) студентами, их информированность об опасности приема потребления ПАВ.
Результаты исследования были подвергнуты сравнительному и корреляционному анализу с применением программы SPSS, версия 17.0. Оценке были подвергнуты результаты исследования, имевшие достоверность при уровне значимости p< 0, 05.
Выявились следующие негативные факты:
‒ возраст первой пробы ПАВ у всех первокурсников пришелся на период обучения в средней школе;
‒ количество интактных к потреблению ПАВ среди респондентов составило всего 10 %, при том, что их средний возраст к моменту опроса составил всего 18, 2 года.
‒ студенты располагали информацией о вреде приема ПАВ для здоровья, но не применяли её к себе, при решении употребить ПАВ.
Повышение эффективности профилактической работы потребовало разработку программы, включавшей в свои цели создание в медицинском вузе валеологической атмосферы, пространства здоровья, формирование в мировоззрении студентов медицинского вуза культуры здоровья.
Культура здоровья — осознанная самомотивация человека к ведению здорового образа жизни, реализующаяся посредством внедрения комплекса оздоровительных мероприятий в практику своей жизнедеятельности на основе полученной информации и сформированных ценностей.
С позиции педагогики и психологии, здоровьесберегающее поведение представляет собой акты, действия, поступки и деяния, позволяющие человеку жить в гармонии с собой, природой и другими людьми, не нарушая общечеловеческих норм и правил поведения, полноценно функционировать его органам и системам, развиваться самому и способствовать развитию общества, в котором он живет.
С позиции медицины, здоровьесберегающее (самосохранительное) поведение — система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни.
Традиционные параметры здоровьесберегающего поведения включают:
‒ отношение к собственному здоровью, медицинскую активность,
‒ отношение к физической культуре и спорту,
‒ отношение к употреблению психоактивных веществ,
‒ репродуктивные установки и сексуальное поведение.
На современном этапе разработки и внедрения здоровьесберегающей среды и профилактических технологий выделены основные принципы и подходы (см. таблица)
Таблица
Принципы организации здоровьесберегающей среды [4]
Системный подход |
Взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и др.) |
Комплексный подход |
Использование целого комплекса различных технологий, методик и приемов при организации здоровьесберегающей среды |
Индивидуальный подход |
Учет индивидуально-типологических и психолого-физиологических особенностей обучающихся |
Личностно-ориентированный подход |
Опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, ценности, самосознание) |
Позитивный подход |
Опора на сильные стороны в личности и поведении обучающегося, позитивная ориентация работы по формированию культуры здоровья и ЗОЖ |
Гуманистический подход |
Признание активной роли обучающегося в сохранении собственного здоровья, его право на выбор индивидуальной траектории формирования ЗОЖ |
В осуществлении (проведении) универсальной профилактики объектом вмешательства является большая территориальная или социальная общность, наиболее применимыми методами становятся различные масс-медиа с использованием телевидения, видео, печатных СМИ, а также Интернет и социальные сети для изменения поведения в сфере здоровья. Нельзя забывать и о том, что в понятие «культура здоровья» входит и физическая культура, развитие которой у студентов, способствует формированию ЗОЖ у студентов [5]. Весьма ярко проявляются такие методы как различные виды наружной рекламы (социальной) и иные материалы (букеты, брошюры, открытки и пр.). Данная категория методов включает и различные тематические акции, флэш-мобы, особенно, если они дополняются широким освещением в СМИ (в том числе в сети Интернет). Ключевым фактором выбора тех или иных путей для распространения информации в рамках универсальной профилактики является наибольший охват целевой аудитории. Сведения о методах профилактики крайне распространены и могут быть эффективны для привлечения внимания к определенной проблематике в сфере здоровья и болезни, а также изменений информированности и установок относительно отдельных видов поведения, (в том числе поведения относительно употребления ПАВ). Кампании имеют небольшую эффективность в отношении изменения поведения, когда они проводятся эпизодически, в виде скрининга, или разово. Профилактика более сложных явлений, требующих изменения каждодневного поведения, привычек или образа жизни с помощью этого подхода менее вероятна и требует долговременного воздействия, а также наличия поддерживающей среды и доступности тех практик и сервисы, которые представлены в программе.
Ключевым недостатком приведенных методов традиционно является то, что целевая группа выступает как пассивный объект, который только воспринимает профилактическое послание, но не вовлечен во взаимодействие. В настоящее время этот недостаток может быть частично компенсирован за счет внедрения большей интерактивности (Интернет ресурсы, социальные сети, привлечение целевой группы к активному участию в массовых мероприятиях и пр.)
На уровне селективной профилактики, с воздействием на группы с более высоким риском, также могут быть использованы различные виды СМИ и печатных материалов — в последнее время современные маркетинговые техники все более успешно позволяют направлять послания для наилучшего достижения отдельных субпопуляций. Однако они в основном служат дополнением к таким специфическим методам групповой работы, как лекции, семинары, тренинги, станционные игры, группы самопомощи и т. д.
На уровне направленной профилактики, где объемом воздействия становятся отдельные лица с наиболее рискованными характеристиками, основными методами являются различные методы индивидуальной работы, включая кейс-менеджмент (индивидуальное ведение случая), индивидуальное консультирование и мотивационное интервью [6], которые также могут быть дополнены различными методами групповой работы и специфичными печатными материалами.
Сегодняшней спецификой являются попытки перенести различные методы и техники групповой и виртуальной работы в виртуальное пространство (скайп-встречи).
Положительной тенденцией нового времени является и появление мобильных устройств, помогающих, помогающих по информации их создателей освободиться от алкогольной и никотиновой зависимости [7, 8]. При этом данных об их эффективности от специалистов в области наркологии, рекомендаций МЗ РФ о применении их в лечебной практике, пока не имеется.
Следует, однако, отметить, что данная классификация не означает четкой привязки различных методов к уровням профилактики. В настоящее время все большее распространение приобретают комплексные программы профилактики, которые могут воздействовать на разные целевые группы, и например, с помощью масс-медиа компаний привлекать лиц, имеющих особые риски, к индивидуальной работе.
Следует упомянуть отдельные подходы в области профилактики, в последнее время получившие значительное распространение и признание. Подход «равный –равному» (или «ровесник- ровеснику»), основывается на привлечении к транслированию профилактических сообщений самих представителей целевой группы или лиц с максимально похожими характеристиками (например, привлечение подростков ил студентов для профилактики среди представителей данной возрастной группы,..). Данный подход хорошо согласуется с рядом социально-когнитивных теорий (Теория социального научения, Теория разумного действия и проч.) относительно принципов распространения социального знания. В профилактических программах по принципу «равный-равному» органично используется также модель «Лидер общественного мнения», основанная на первоначальном отборе для проведения профилактических воздействий членов целевой группы, обладающих наибольшим авторитетом среди нее. В социальной рекламе похожий механизм используется при привлечении к трансляции профилактических посланий «звезд», популярных персонажей среди целевой аудитории.
Подбор методов должен проводиться соответственно следующим принципам:
Соответствие планируемому предмету вмешательства
Соответствие социальным, психологическим, культурным и иным релевантным характеристикам целевой аудитории.
Соответствие ресурсам проекта. С точки зрения развития научных оснований и практики профилактических вмешательств небольшой пилотный проект будет иметь большую ценность, чем методически непроработанный проект, пусть даже с высоким охватом целевой группы.
Анализ опубликованных успешных профилактических программ показал, что вероятность добиться поставленной цели повышается, если:
Для достижения желаемых изменений используется несколько различных методов или технологий, при этом приоритет все-таки отдается активным формам обучения, в первую очередь направленным на формирование новых навыков.
Профилактический проект является комплексным, т. е.: 1) включает в себя несколько различных интервенций (например, приобретение новых навыков сочетается с изменением психологического климата и изменением релевантных характеристик среды); 2) реализуется на различных уровнях (например, индивидуальном и уровне группы) или в различных социальных институтах (например, семье, школе, социальной группе, территориальном сообществе и пр.).
Профилактические воздействия проводятся достаточно интенсивно. Чем более сложный вид поведения (или установку) мы хотим изменить, тем более интенсивной должна быть программа. Под интенсивностью в данном случае понимается как общая длительность программы, так и частота контактных сессий, и длительность, перерывы между ними и их качество.
Квалификация персонала, осуществляющего воздействие. Недостаточно высокая квалификация сотрудников может привести к отсутствию какого-либо эффекта или негативному эффекту даже самых корректно подобранных методов.
Технологии профилактики употребления ПАВ в высшей школе должны включать в себя не только комплекс методов работы со студентами и при возможности, их родителями, но и психологическую поддержку педагогов. Целью такой деятельности является мотивация к внедрению программ превенции аддикций, предотвращению рисков эмоционального, профессионального выгорания, повышению их компетентности в вопросах аддиктивного поведения. Подготовка преподавателей должна включать не только теоретический блок, но и практический — через решение конкретных педагогических и ситуационных задач, введение системы кейс методов, развитие школ кураторов, направленных на недопущение первых проб наркотических и других видов ПАВ обучающимися.
Выводы
- Наркологическая обстановка в медицинском вузе по результатам скрининга представляется напряжённой.
- Подавляющее количество студентов в разной степени вовлечено в потребление ПАВ, количество лиц, сохраняющих трезвость — минимально.
- Студенты не применяют к себе имеющуюся у них информацию о риске для здоровья при приёме ПАВ.
- Проводимую профилактическую работу по формированию ЗОЖ и культуры здоровья необходимо интенсифицировать и модернизировать путём применения современных технологий и компьютерных устройств.
Литература:
- Сидоров П. И. Наркологическая превентология: от медицинской профилактики к мультидисциплинарной превенции // Наркология. 2004, № 1.- С.48–51.
- Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. — М.: ИПРАН, 2007. -С. 74–94.
- Позднякова М. Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика, 2013. № 2.- С. 123–139.
- Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере проектов). — Новосибриск.: ООО «Сибпринт», 2013. — 160 с.
- Кириллова Н. Е. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений // Вестник спортивной науки, 2010. 1. — С. 50–54.
- Илюк Р. Д., Шишкова А. М. Мотивационные и когнитивно-поведенческие вмешательства в реабилитации ВИЧ-инфицированных потребителей опиатных наркотиков с коморбидными психическими расстройствами: методические рекомендации. СПБ.: Тип. НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2012. URL.: http://z203712.inbox.ru/content/42/2012_07.pdf
- Брюн Е. А., Кошкина Е. А., Тетенева Е. Ю. и др. Мобильные приложения для лиц, испытывающих проблемы с потреблением алкоголя // Наркология, 2016; 4; С. 14–22.
- Кошкина Е. А., Колгашкин А. Ю., Тетенева Е. Ю., Надеждин С. А. Мобильные приложения для больных с табачной зависимостью // Наркология, 2016; 7; С. 3- 14.
Похожие статьи
Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве
В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...
Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов». Описан механизм реализации дополнительного образования в з...
Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения
В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и фо...
Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования
Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педаго...
Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза
В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...
Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...
Похожие статьи
Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве
В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...
Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов». Описан механизм реализации дополнительного образования в з...
Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения
В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и фо...
Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования
Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педаго...
Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза
В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...
Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...