Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Москвичева, Ю. Г. Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Ю. Г. Москвичева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13319/ (дата обращения: 16.11.2024).



В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальную релаксационную терапию.

Термин «психологическое здоровье», в отличие от близкого ему термина «психическое здоровье» — это не только отсутствие психологической болезни, психологических проблем, в большей степени — это потенциал человека, живущего в условиях современной цивилизации и современного общества, который требует от него умения самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций. И начинать укреплять свое психологическое здоровье необходимо с раннего детства. Почему с детства? Дело в том, чтоскаждым днем у детей появляется больше возможностей для обучения, развития, развлечений и творчества. В то же время, XXI век стал своеобразным триумфом постмодернизма: неполные семьи, проведение детьми большого количества времени у телевизоров и за компьютерными играми. Родители не против такого досуга детей, так как ребенок занят и не докучает маме и папе. Родители же могут спокойно заняться своими делами. Жаль, что они недооценивают вред, который наносит малышу частое общение с телевизором и компьютером. Ведь все чаще мультфильмы откровенно излучают агрессию, а фильмы напичканы убийствами и насилием. В результате страдает неокрепшая психика ребенка. А если еще и в семье не все ладится, то ребенку наносится настоящая психическая травма. Влияет это не только на взаимоотношения ребенка с родителями, но и со сверстниками, что в детском возрасте имеет большое значение. Ребенок сложно входит в коллектив, он не уверен в себе и боится, что его не примут. В комплексе с чрезмерными психоэмоциональными нагрузками детские тревоги нередко приводят к возникновению неврозов.

Невротическое расстройство или невроз у детей — это нарушение работы нервной системы, возникающее ввиду различных психотравмирующих воздействий.

К различным вариантам неврозов относят:

  1. энурез и эктопрез
  2. тревоги
  3. детский невроз навязчивых состояний
  4. психоз депрессивного характера
  5. невроз истерического характера
  6. невроз ипохондрического характера
  7. заикание
  8. невротические тики
  9. нарушение сна.

В настоящее время врачей все больше тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» — очень часто к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей. По статистике, более 20 % детей и подростков страдают неврозами различной степени.

Причины неврозов у детей разных возрастов

Невротические расстройства или психоневрозы у малышей (0–3 лет) обычно имеют физиологическую природу. Причины: тяжелое течение беременности, родовые травмы, осложнения болезней. У детей постарше невроз чаще имеет психологические причины, которые связаны с возрастом. В 3–6 лет в сознании малыша формируется концепция «Я», что порождает почву для конфликтов и стрессов. В детском саду малыш проходит первую ступень социализации, входит в коллектив. Кроме того, пик родительских разводов приходится именно на этот возраст. Это создает «благодатную» почву для развития и обострения неврозов. Острый возрастной кризис наступает и на седьмом году жизни ребенка. Малыш отправляется в школу, возрастает информационная нагрузка на ребенка. В подростковом возрасте (12–16 лет) чаще всего возникают половые неврозы, что сопровождается депрессией, неуверенностью в себе и беспочвенными переживаниями.

Одним из эффективных способов профилактики и коррекции подобных состояний является музыкотерапия. Успокаивающие, умиротворяющие эффекты музыки были известны еще Пифагору, который называл влияние музыки на ум и тело «музыкальной медициной». На протяжении многих веков развития медицины, музыка как терапевтическое средство не сходила с «исторического подиума», а лишь оттеснялась новыми, более радикальными и быстродействующими методами лечения. Несмотря на прогресс медицины, музыкальная терапия не потеряла своей значимости, она актуальна и теперь. Не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, развивает и повышает его интеллект. В настоящее время ученые доказали положительное влияние классической музыки и колыбельных песенок на развитие и здоровье детей.

В лечебной и коррекционной психологии используют как пассивную, так и активную музыкотерапию. В качестве активной музыкотерапии используется совместное участие ребенка и родителя в создании музыкальной композиции. Это могут детские песенки, музыкальные сказки, а также создание звуковых картин. Например, «В зимнем лесу»: «Идём по снегу» — дети равномерно хрустят целлофаном, «Бежим» — хрустят в быстром темпе, «Остановились, прислушались» — пауза, «Завыл ветер» — голосом изобразить вой ветра, «Зашумели ветви деревьев» — дети шуршат листами бумаги, «Сосульки» — звучит треугольник или металлофон, «Дятел стучит» — карандашами по столу.

Пассивная музыкотерапия — это когда ребенок — слушатель (основной метод музыкотерапии). Для прослушивания можно использовать как готовые музыкальные релаксационные программы, так и составлять их самим. При составлении музыкальных релаксационных программ, следует учитывать, что в своей структуре они, как правило, состоят их 4 главных компонентов:

1) состояние (невротические расстройства, стресс, гиперактивность и т. д.);

2) ресурс (незадействованные в решении проблем природные способности ребенка);

3) средство (сама музыка);

4) терапевтическая цель (перспектива желательных, возможных и необходимых перемен, которые могут быть достигнуты).

В музыкальной релаксационной программе можно выделить:

5) Симптом — мишень — эмоциональное напряжение, связанное с постоянной внутренней борьбой.

6) Эффекты МРТ — разрядка через усиление динамики чувств, душевное очищение, позитивный образ мира, усиление фантазии — творческой и защитной, спонтанное разрешение творческих проблем.

Музыкальная релаксационная программа включает в себя 3 части:

7) музыка «присоединения» (ятро-музыка) — имеет цель «постройки» к актуальному состоянию человека;

8) переход к основному музыкальному материалу — снимающей напряжение музыке;

9) заключительная часть — утверждение достигнутого результата и выход из состояния покоя; в этом месте используется музыка, стимулирующая активность. Каждая музыкальная релаксационная программа представляет собой композицию, обладающую терапевтическим выразительным смыслом и направленную на восстановление эмоционального равновесия.

Примеры музыкальных программ.

Композиция:

  1. Yann Tiersen. Comptine d’ete n.3
  2. Goran Bregovic. OLD HOME MOVIE.
  3. Звуки природы «Шум леса» (из цикла «Бименталь», здоровье).

Родителям рекомендуется использовать элементы релаксационного массажа при прослушивании музыкальной программы, что позволит максимально расслабить ребенка и сделать процедуру более эффективной. Идеальным временем для релаксации является 30 минут до сна. Но при этом необходимо помнить, что руки должны быть теплыми, и нагрузка должна быть постепенной. Оптимальным приемом станет последовательность: поглаживание — растирание — поглаживание — разминание — поглаживание. Помимо этого, перед сном очень полезно напевать ребенку колыбельныепесенки, сказки, потешки, также сочетая с поглаживаниями.

В заключение необходимо отметить, что ключевая роль в профилактике неврозов у детей принадлежит родителям, именно им под силу обеспечить психическое здоровье ребенка. Необходимо помнить о релаксации. Неврозы у детей (а также у взрослых) предупреждаются своевременной терапией — релаксационной и арт-терапией (например, совместное рисование под музыку), которая благотворно влияет на нервную систему. Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства, как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение в отношениях — послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Обязательно давайте слушать ребенку колыбельные, потешки, сказки. Это поможет не только ребенку, но и вам улучшить свое эмоциональное состояние, и что важно, укрепит духовную и эмоциональную связь между вами.

Литература:

  1. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: практическое руководство. — Новосибирск, 1995.
  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. 3–е изд., доп. и перераб. / под ред. В. Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985.
  3. Справочник невропатолога и психиатра /под ред. Н.И.Гращенкова и А.В.Снежневского, 3-е изд., стер.- М.: Медицина, 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальная релаксационная программа, невроз, HOME, MOVIE, OLD, музыка, нервная система, родитель.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ

В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VII...

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей

В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ

В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VII...

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей

В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...