Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена
Автор: Маслова Валерия Эдуардовна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 12.02.2018
Статья просмотрена: 8429 раз
Библиографическое описание:
Маслова, В. Э. Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена / В. Э. Маслова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13541/ (дата обращения: 16.11.2024).
Беременность вызывает сильные изменения в организме женщины, которые затрагивают физиологическую, социальную и психологическую сферы. Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, повышенная чувствительность, мнительность, слабость, снижающая активность личности, неадекватная самооценка.
И. В. Добряков отмечает, что «в начале беременности важными изменениями функционирования центральной нервной системы женщины являются понижение возбудимости коры головного мозга и относительное повышение возбудимости подкорковых образований» [1, с. 70]. Изменяется тонус вегетативной нервной системы, в результате чего у беременных нередко наблюдаются сонливость, плаксивость, сильная раздражительность, иногда головокружения и другие расстройства. Эти нарушения обычно присущи раннему периоду беременности и затем постепенно исчезают. Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к нужному снижению активности женщины (социальной и сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой. Женщине нужно время, чтобы привыкнуть к некоторым изменениям, а именно к новой форме тела, к встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам и пр.
Как известно, при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, которое оказывает глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности. При надпороговом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития доминанты, что приводит к нарушению регуляции гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности. Специфика нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо расценивать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности [4].
Физиологические изменения, связанные с беременностью, сильно влияют на эмоциональный фон женщины и в то же время частично обусловлены переменами в аффективной сфере. Психологические особенности периода беременности связаны с неустойчивостью и нередко противоречивостью. С одной стороны, женщина испытывает счастье и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой — страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.
С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины проявляются в различной степени, выраженные амбивалентные представления о беременности. Они обусловлены наличием противоречий, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда даже случаются приступы паники. Может возникать неуверенность в своих собственных силах родить и стать полноценной матерью. Возможны страхи за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личного времени и свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности. Особенности данных представлений о беременности обусловливают изменения, происходящие не эмоциональном уровне [2].
Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние женщины. Во время беременности очень важно поговорить с женщиной и выяснить вопросы, которые ее волнуют, узнать об отношении к предстоящим родам, самочувствии, страхах и сомнениях. Беременность женщин, столкнувшихся с патологическим ее течением, вызывает сильное беспокойство, стресс. Такие женщины ориентированы скорее на состояние неудачи, что подразумевает большее эмоциональное беспокойство во время вынашивания ребенка. Они считают, что быть уверенными в себе возможно только после рождения ребенка, в отличие от беременных с нормальным протеканием беременности. В случае переживания хронического стресса, вызванного психотравмирующей ситуацией, у этих женщин формируются различные невротические расстройства, выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем, соматизация [3].
Беременность будет протекать более спокойно, если женщина планировала ребенка и готова стать в скором времени матерью. Готовность к материнству формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется воздействием благоприятных и неблагоприятных факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.
А. И. Захаров выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению готовности к материнству:
- Прообраз материнства. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка готовность к материнству может не проявиться.
- Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный положительный отклик.
- Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желание быть с ребенком.
- Чувство жалости и сострадания к ребенку.
- Чувство близости с ребенком.
- Эмоциональная отзывчивость матери [5].
При изучении особенностей психического состояния женщины во время беременности, влияющего на развитие ребенка, исследуются:
– наличие стрессовых, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности;
– материнские ожидания, установки, воспитательные стратегии, удовлетворенность материнской ролью, компетентность матери с целью прогноза стиля отношения матери к ребенку и особенностей материнско-детского взаимодействия в постнатальном периоде [6].
В психологии выделяются типологические различия отношения женщин к своей беременности: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий. Адекватному типу свойственно наличие положительных эмоциональных переживаний. Тревожный тип связан со страхами, беспокойством, депрессивным состоянием, особенно в первые три месяца беременности. При эйфорическом типе все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, замечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Игнорирующий тип проявляется в поздней идентификации беременности, сопровождается недовольства, неудовлетворенности или неприятного удивления. Динамика эмоционального состояния либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса.
При амбивалентном типе общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью является возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих негативных эмоций выражена как страх за ребенка или результат беременности и родов. Для отвергающего типа характерны тревоги, страхи и резкие отрицательные эмоции.
Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых моментов, связанных с беременностью, родами, развитием и воспитанием ребенка. Также к возможным причинам возникновения тревоги можно отнести чувство одиночества беременной, отсутствие поддержки со стороны близких людей, непохожесть на других женщин, субъективное отсутствие понимания.
Во время беременности происходит изменение всех сторон жизни женщины, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим людям и к миру в целом, происходит трансформация ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых условиях.
Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие — все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического кризиса. Женщине гораздо легче справляться с трудностями и проблемами, связанными с беременностью, если она готова к материнству, имеет поддержку со стороны близких людей, чувствует опору и уверенность в себе и своих силах.
Таким образом, биологические, социальные и психологические преобразования подчеркивают важность периода беременности в жизни женщины и являются необходимыми условиями для удовлетворения потребностей будущего ребенка. Будущая мать должна подготовиться к беременности, как морально, так и физически, выяснить все интересующие ее вопросы, проверить свое здоровье, иметь поддержку от окружающих ее людей. Насколько будет внимательно относиться женщина к вынашиванию, соблюдать советы врача, правильно питаться, принимать себя со своими изменениями, настолько будет зависеть благополучие и здоровье будущего ребёнка.
Литература:
- Добряков И. В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2015. — 234 с.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
- Лустин С. И. Психологические особенности беременных женщин. // Царскосельские чтения. — 2016. — № 3. — С. 241–244.
- Менделевич В. Д. Клиническая психология. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 587 с.
- Захарова, Г. А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. — 2007. — № 3. — С. 19–29.
- Баженова О. Б. Готовность к материнству // Синапс. — 1993. — № 4. — С. 10–12.
- Герасимова Т. Г. Психические состояния беременных женщин и их коррекция в условиях специально организованного обучения. Автореферат дис. на соиск. уч. степени пс. наук. Иркутск, 2003. — 18 с.
- Крикуненко Л. Ю., Куташов В. А., Хабарова Т. Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в женской районной консультации // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 698–701.
- Королева Н. Н. Беременность и материнство как ситуация адаптации// Молодой ученый. — 2010. — № 9. — С. 254–257.