Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста
Авторы: Кузьмина Елена Анатольевна, Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 22.02.2018
Статья просмотрена: 10544 раза
Библиографическое описание:
Кузьмина, Е. А. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста / Е. А. Кузьмина, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 49-57. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13636/ (дата обращения: 16.11.2024).
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа № 1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР.
Программа включает в себя разработки по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, эмоционально-волевое.
Содержание образования и условия обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего дошкольного возраста, направленных центральной медико-психолого-педагогической комиссией.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности
Дети испытывают трудности в произвольной регуляции деятельности. Как правило познавательный интерес снижен. Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие памяти, внимания, восприятия, зрительных, слуховых, моторных функции и мышления. Отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
неравномерная работоспособность; нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям; могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
‒ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049–13;
‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
‒ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009г.
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с ЗПР.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3–5 лет с задержкой психического развития, принятых в ДОО. Программа рассчитана год, материал может быть адаптирован под нужды конкретного ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.
1.2 Цель изадачи психолого-педагогического сопровождения
Цель программы:
‒ Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих взаимоотношений
‒ Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков эмоционального развития.
‒ Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе.
Задачи:
‒ Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.
‒ Прививать навыки социального поведения
‒ Развитие психических процессов.
Методологическая основа программы
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и коррекционно-развивающий подход к отбору содержания образования.
Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов. Деятельностный подход к обучению предполагает:
формирование у обучающихся умения контролировать свои действия — как после их завершения, так и по ходу;
формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Планируемые достижения
В результате коррекционной работы ребенок 3–4 лет:
Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;
В результате коррекционной работы ребенок 3–4 лет:
Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;
Интересуется собой и предметами ближайшего окружения, воспринимает себя в качестве самостоятельного субъекта;
Откликается на эмоции близких людей и сверстников, на доступные для восприятия художественные и музыкальные произведения;
Умеет выполнять последовательную цепочку игровых действий;
Использует речь как средство взаимодействия со взрослыми и сверстниками в быту и в игре;
Ребенок 4–5 лет:
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;
Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;
Решает спорные вопросы с помощью речи;
Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие.
Целевые ориентиры
‒ Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих взаимоотношений
‒ Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков эмоционального развития.
Целевые ориентиры. Образовательная область «Речевое развитие».
Возможные достижения ребенка:
‒ способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
‒ проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
‒ понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
‒ — понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.
‒ различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
‒ называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами;
‒ произносит простые по артикуляции звуки;
‒ воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Социально-коммуникативное развитие.
Возможные достижения ребенка:
‒ выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
‒ пытается соблюдать в игре элементарные правила;
‒ проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
‒ ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);
‒ замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
‒ может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;
‒ обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
‒ выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
‒ выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.
Познавательное развитие.
Возможные достижения ребенка:
‒ составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
‒ создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
‒ показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
‒ выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
‒ выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
‒ обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
‒ воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
‒ использует в игре предметы-заместители по подражанию;
‒ усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
‒ обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
‒ обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
‒ считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
‒ знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
‒ обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.
Художественно-эстетическое развитие.
Возможные достижения ребенка:
‒ раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;
‒ создает предметный схематический рисунок по образцу;
‒ проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
‒ проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
‒ эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
‒ знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;
‒ владеет некоторыми операционально-техническими сторонами
‒ в изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами,
‒ кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;
‒ прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
‒ с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.
Физическое развитие.
Возможные достижения ребенка:
‒ проходит по гимнастической скамейке;
‒ ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;
‒ обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);
‒ обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
‒ реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
‒ выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
‒ стремится принимать активное участие в подвижных играх;
‒ использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;
‒ с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
2. Содержание программы
2.1. Планирование психолого-педагогического сопровождения
АОП обеспечивает системное сопровождение детей с ЗПР в образовательном процессе всеми специалистами:
учитель-дефектолог;
педагог-психолог;
учитель-логопед;
музыкальный руководитель;
воспитатель по физической культуре;
инструктор по физической культуре (плавание);
воспитатели.
Комплексный и разносторонний подход всех специалистов в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности позволяет наиболее эффективно строить работу с ребёнком с ЗПР. Все педагоги, участвующие в образовательном процессе ребёнка с ЗПР, ведут работу по следующим направлениям:
1. Диагностическое:
выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ЗПР;
проведение комплексной диагностики нарушений в психическом и физическом развитии ребёнка с ЗПР;
определение уровня актуального развития ребенка с ЗПР, зоны его ближайшего развития, выявление резервных возможностей;
контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ЗПР (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2. Аналитическое:
анализ и синтез полученных диагностических данных всех специалистов;
составление индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) психического и физического развития ребёнка с ЗПР.
3. Коррекционно-развивающее:
реализацию ИОМ в условиях образовательного учреждения;
выбор коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
4. Консультативное:
помощь семье в вопросах воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ЗПР;
помощь педагогам в выборе методов и приёмов работы с ребёнком с ЗПР.
5. Информационно-просветительское:
лекции, беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса особенностей сопровождения детей с ЗПР;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей детей с ЗПР.
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения
Реализация психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР осуществляется в соответствии с листами сопровождения, разработанными педагогами и специалистами образовательного учреждения.
2.2.1. Лист сопровождения ребёнка с ЗПР педагогом-психологом
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Направления работы |
Вид работы |
Формы организации ОД |
Методики ипособия |
Сроки |
Коммуникативная деятельность |
Диагностика |
Микрогруппа, индивидуально |
1) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М. 1982 2) Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. С50 Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 3) Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет М. И. Лисиной |
Сентябрь, январь, май. |
Развитие и коррекция |
Подгруппа, микрогруппа |
1) Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — Санкт-Петербург: Речь, 2003 2) Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ/Авт.-сост.: И. Н. Наревская, Н. Г. Сабтрова, Н.А. куранова, Н. С. Нурмухаметова.-2-е изд., АРКТИ, 2010 3) Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6. 4) Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы " Развитие речи "]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003. Методика. -N 2. 5) Майер И. П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. -2000. -N 1. 6)Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Автор: Шипицына Л.М,Защиринская О.В,Воронова А.П,Нилова Т.А Издательство: Детство пресс Год: 2010 |
Октябрь-декабрь, февраль-апрель. |
|
Эмоционально-волевая сфера |
Диагностика |
Индивидуально, подгруппа, микро-группа. |
1)Вайнер М. Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М. Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. — 2008. — № 4 2) Громова Т. В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т. В. Громова. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. 3)ШалимоваГ. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г. А. Шалимова. — М.: АРКТИ, 2006. — 232 с 4) Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак) 5) Цветовой тест Люшера |
Сентябрь, январь, май. |
Развитие и коррекция |
Индивидуально, подгруппа, микро-группа |
1) Павлей Т. Н. «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития». Дефектология. 2000. № 4 2) Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. 3) Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры.-М.: Эксмо, 2010, 240с. 4) Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 2 5) Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т. Б. Полянская. — М.: Детство-Пресс, 2011 6) Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. -- 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 |
Октябрь-декабрь, февраль-апрель. |
Взаимодействие педагога-психолога сдругими участниками образовательного процесса ис администрацией ОО
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе в процессе тренинговой работы и индивидуальных консультаций
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование участниками образовательного процесса, родителями и с администрацией ОУ.
- Взаимодействует Ппк
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
- Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
- Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
- Оказывает помощь детям в развитии их само регуляции и самоконтроля на занятиях специалистов
- Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогами.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями
Форма:
‒ групповые
‒ индивидуальные
‒ консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
По вопросам:
создания оптимальной развивающей среды дома;
создания оптимальной психологического климата дома;
психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей;
модели поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
предпосылок для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
желания использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
развития личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно другими специалистами);
создания условий для успешной социализации детей;
обучения игровому взаимодействию с детьми.
Педагог-психолог______________________________/____________________
2.2.2. Лист сопровождения ребёнка сЗПР учителем-логопедом
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда
Образовательная область «Речевое развитие»
Направления работы |
Вид работы |
Формы организации ОД |
Методики ипособия |
Сроки |
Обогащение лексического строя речи
|
Обследование |
Индивидуально |
|
Сентябрь, Январь, Май |
Развитие и коррекция |
Индивидуально, в подгруппах и микро-группах |
|
Сентябрь-декабрь, Февраль-май |
|
Совершенствование грамматического строя речи |
Обследование |
Индивидуально |
|
Сентябрь Январь Май |
Развитие и коррекция |
Индивидуально, в подгруппах и микро-группах |
|
Сентябрь-декабрь, Февраль-май |
|
Фонетико-фонематическая система языка, навыки звукового анализа исинтеза. |
Обследование |
Индивидуально |
|
Сентябрь Январь Май |
Развитие и коррекция |
Индивидуально, в подгруппах и микро-группах |
|
Сентябрь-декабрь, Февраль-май |
|
Обучение элементам грамоты |
Обследование |
Индивидуально |
|
Сентябрь Январь Май |
Развитие и коррекция |
Индивидуально, в подгруппах и микро-группах |
|
Сентябрь-декабрь, Февраль-май |
|
Развитие связной речи иречевого общения |
Обследо-вание |
Индивидуально |
|
Сентябрь Январь Май |
Развитие и коррекция |
Индивидуально, в подгруппах и микро-группах |
Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР. |
Сентябрь-декабрь, Февраль-май |
Учитель-логопед ______________________________________
Литература:
- https://multiurok.ru/files/comments/adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-dli-1/
- http://открытыйурок.рф/статьи/664319/
- http://открытыйурок.рф/статьи/666731/article.doc