Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях
Авторы: Барсукова Оксана Васильевна, Цух Екатерина Алексеевна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 01.03.2018
Статья просмотрена: 1564 раза
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях / О. В. Барсукова, Е. А. Цух. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13818/ (дата обращения: 16.11.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей. Для педагога-психолога наиболее важными являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей. Практическая реализация поставленных ФГОС ДО задач рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как важную часть организации и содержания психолого-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДУ). В частности, позволяя выявить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог сможет проектировать траекторию образовательной деятельности. Кроме того, стандарт подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества возможно не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они в рамках тройственного союза «педагог — родитель — ребенок» выступают активными участниками гармоничного воспитания и развития детей. Стандарт дошкольного образования поощряет гибкость и вариативность программ дошкольного образования, что позволяет реализовать такое сотрудничество, как в группах кратковременного пребывания, так и в других вариативных формах образования. Интеграционные тенденции в системе общественного воспитания и дошкольного образования призваны реализовать огромный резерв раннего дошкольного возраста. Достижение же основной цели образовательного стандарта невозможно без организации психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка. Для этого педагогом-психологом дошкольного учреждения разрабатывается определенный алгоритм работы с семьей. Модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы, воспитатели, медицинские работники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность— использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; системность — организация системы работы со всеми участниками образовательных отношений; комплексность— совместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательных отношений в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, логопеда, учителя-дефектолога, администрации и др.; открытость — последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДУ; технологичность — использование современных инновационных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Основными видами деятельности педагога-психолога является: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическая диагностика; психологическая коррекция и развитие; психологическое консультирование.
Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключается в том, чтобы знакомить взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития детей, социальной ситуации развития, достичь понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском образовательном учреждении.
Профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.
В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать всю образовательную деятельность и, в частности, траекторию индивидуального развития каждого ребенка. Психологическая диагностика бывает индивидуальной и групповой. При индивидуальной диагностике педагог-психолог решает следующие задачи: изучение обращения к психологу, определение проблемных зон; формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического и личностного развития; разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с обучающимися. Групповая диагностическая работа направлена на изучение взаимоотношений в группах ДУ, анализ динамики развития детей, эффективности обучения по программе, развивающих и/или коррекционных мероприятий. К тому же психологическая диагностика активно используется педагогом-психологом и в группах кратковременного пребывания (ГКП) дошкольного образовательного учреждения. Диагностическая работа в ГКП направлена на выявление актуального уровня развития ребенка, отслеживание процесса его социальной адаптации, определение психологических причин трудностей детей при адаптации, выявление детских склонностей, способностей и индивидуальных психофизических особенностей, а также изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад). Подобная диагностика своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит, избежать проблем в дальнейшем развитии ребенка.
Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в образовательной организации благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению нарушений в физическом и психологическом развитии детей. Практика показывает, что основной запрос в этой сфере ориентирован на работу по снижению стресса и уровня тревожности, профилактику формирования невротических реакций, развитие адаптационных возможностей каждого ребенка. Наиболее важным периодом для применения совокупности профилактических мер — это период первичной адаптации ребенка к условиям ДО, то есть первые две недели посещения образовательного учреждения.
Анализ педагогической и психологической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего дошкольного возраста является период адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат — адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативные — стрессовые реакции. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому организация психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей в период их первичного посещения образовательного учреждения позволяет решить проблему социальной адаптации ребенка посредством мягкого и эмоционального вовлечения в интересную игру, не нарушая его психологической привязанности к семье.
Психологическое консультирование родителей (законных представителей) проводится по вопросам воспитания, развития и социальных взаимодействий. Эффективность психолого-педагогического сопровождения также значительно повышает ежедневное взаимодействие с родителями в форме общения «вопрос — ответ», которое подразумевает короткую беседу с родителями о прошедшем дне, самочувствии ребенка, его успехах и возможных мерах, корректирующих процесс его адаптации к группе. Психологическое консультирование так же направлено на информирование всех участников образовательных отношений по вопросам, связанным с особенностями личностного и эмоционального развития детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Обозначение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка как одного из основных направлений работы дошкольной образовательной организации, предполагает актуальность и востребованность деятельности педагогов-психологов.