Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, июль 2018)

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 1663 раза

Библиографическое описание:

Ермолаева, Е. В. Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» / Е. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/256/14266/ (дата обращения: 15.11.2024).



Гармоничная семья — оптимальная среда, в которой происходит развитие и первичная социализация ребенка. Э. Г. Эйдемиллер определяет нормально функционирующую семью, как семью, которая сознательно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. [2]

Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную систему в состояние тяжелого стресса. Надежды и ожидания родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся неопределенными или рушатся, в результате чего изменяется весь ход жизнедеятельности семьи. Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум.

Сложности контакта с больным ребенком, проблемы ухода и воспитания могут затруднять воспитательную функцию семьи. Тогда как для благоприятного развития ребенка с нарушениями в развития, создания условий для его выживания важна адекватная адаптация семьи к его состоянию, поскольку для такого ребенка семья имеет особое значение и выступает в качестве первичного микросоциума. Психологический микроклимат такой семьи, с одной стороны, отражает ее адаптацию ситуации заболевания ребенка, а с другой, — к окружающему «здоровому» миру.

Родители понимают, что помощь нужна не только их ребенку, но и им самим. Появление в семье ребенка с ТМНР влечет за собой тяжелые родительские переживания. Выделяют ряд стадий адаптации родителей кболезни ребенка. [1, с. 242–246] Они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам.

Первая реакция — шок, онемение (отсутствие какой-либо реакции), иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась. У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование проведено небрежно».

Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь.

Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз, но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии.

Стадия — депрессия. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности.

Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее.

Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты ни в коем случае не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. И если мы ускоряем этот процесс, возможна вторичная травматизация. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос.

Мы достаточно подробно остановились на анализе состояния родителей с тем, чтобы обосновать содержание работы, которая на наш взгляд необходима с семьями детей-инвалидов. Психологи, которые сопровождают семью, воспитывающую ребенка с ТМНР, должны понимать, что помощь нужно оказывать, а не причинять. Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи, по преодолению тревог, связанных с воспитанием в семье ребенка с особыми потребностями; улучшение внутрисемейного климата; налаживание детско-родительских и супружеских отношений; поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.

К моменту, когда ребенок появляется в ЦССВ, а это возраст 5–10 лет, лишь некоторые родители уже преодолели стресс, вызванный появлением в семье ребенка с ОВЗ, приняли факт заболевания ребенка, правильно оценивают его состояние и возможности, адекватно требовательны к нему. Внимание психологов более сосредоточено на тех семьях, где сформировался особый характер внутрисемейного взаимодействия. Где отмечается более жесткое закрепление семейных функций за членами семьи, что приводит семью к большей разобщенности. Самым распространенным явлением в семье ребенка с нарушениями психического развития, является нарушение эмоционального взаимодействия между членами семьи. Что приводит к изменению характера супружеских отношений (разобщенность сфер функционирования, жесткость ролевых позиций), росту неудовлетворенность семейным взаимодействием. Часты случаи распада семьи, и тогда вся нагрузка по воспитанию ребенка ложится на мать.

Одна из форм взаимодействия с семьей это работа клуба «Школы родителя особого ребенка». Детско-родительские групповые занятия, используются как форма совместной психолого-педагогической работы с ребенком с ОВЗ. В работе клуба на первый план выходит обучение родителей приемам и методам оказания развивающей помощи ребенку, формированию у них навыков позитивного взаимодействия с ребенком, помочь им понять и принять индивидуальность ребенка, особенность его развития, а также обеспечить преемственность в требованиях, которые предъявляют ребенку и конечно же, укреплять доверительные отношения, которые складываются между семьей и психологом.

Кроме вопросов, касающихся развития ребенка, остается много вопросов, по которым родителям хотелось бы получить информацию, или поделиться своим опытом. Это вопросы, связанные с личными переживаниями, отношениям внутри семьи, семейным окружением. С этой целью работает «Психологическая гостиная», где родители получают психологическую поддержку. Группа — это мощный инструмент, помогающий своим участникам справляться со своими переживаниями и негативными эмоциями. На группе создаются условия для личностного роста участников. Группа дает возможность получить новый опыт, самопонимания, отношения к себе, саморегуляции. Кроме этого, на группе появляется возможность проработки отдельных проблем участников группы.

Психологические тренинги для родителей — это очень важная и нужная работа, поскольку на тренингах родители могут овладеть способами снятия психоэмоционального напряжения, это очень важно для наших родителей. И запрос на это мы всегда слышим. Снятие психологических барьеров, проявляющихся в общении, формирование навыков социальной активности, приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление уверенности родителей в собственных силах, повышение родительской компетентности. «Стать родителем самому себе», «Семья, и как в ней уцелеть», «Я лучшее, что у меня есть», «Сила позитивного мышления» — вот лишь некоторые темы встреч в «Психологической гостиной». Иногда сами родители становятся со-ведущими наших встреч, так мама «особого» ребенка поделилась своим опытом, как ей удается сохранять положительный настрой, находить силы и позитивно относится к жизни, после того как ее ребенку поставили страшный диагноз.

В случае, если родитель не готов к групповому взаимодействию или психолог видит необходимость индивидуальной работы, то семье предлагается индивидуальное психологическое консультирование. Родители обращаются к специалисту со своим всеобъемлющим «плохо». Задача специалиста — помочь родителям переформатировать проблему в задачи, и начать действовать. Именно с этого и надо начинать сотрудничество с семьей. Запросы, с которыми родители обращаются к специалисту, касаются не только проблем, связанных с ребенком, но и сопутствующих трудностей. В связи с этим, невозможно ограничится только психолого-педагогической поддержкой, очевидна необходимость в комплексной помощи семье.

Важно и ценно, что родители обращаются за помощью к психологу, так как, улучшая свое психологическое состояние, у родителя появляется ресурс для позитивного взаимодействия с ребенком, это так важно в нашей ситуации. Психологи, работающие в команде специалистов ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», готовы помочь семье разобраться в переживаниях, найти способ с ними справиться.

Литература:

  1. Рыженко И. В., Карданова М. С. «Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи»// Мир психологии№ 3, 2003, с.242–246
  2. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб: Речь,2005г. 336с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, ребенок, семья ребенка, член семьи, больной ребенок, отношение, переживание, позитивное взаимодействие, психолог.

Похожие статьи

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в ЦССВ «Южное Бутово»

Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ДДИ «Южное Бутово»

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Похожие статьи

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в ЦССВ «Южное Бутово»

Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ДДИ «Южное Бутово»

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово