Гендерные представления юношей и девушек
Авторы: Рассоха Виктория Сергеевна, Абдрахманова Элина Валерьевна, Стародубец Ольга Дмитриевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, июль 2018)
Дата публикации: 10.06.2018
Статья просмотрена: 2532 раза
Библиографическое описание:
Рассоха, В. С. Гендерные представления юношей и девушек / В. С. Рассоха, Э. В. Абдрахманова, О. Д. Стародубец. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 16-26. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/256/14365/ (дата обращения: 18.12.2024).
В данной статье рассмотрены гендерные представления юношей и девушек. Акцентируется внимание на различии таких понятий как «гендер» и «пол». Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Отмечается то, чтогендерные представления девушек являются когнитивно более сложными.
Ключевые слова: гендер, пол, гендерная роль, гендерные представления, гендерные стереотипы, социальная роль.
В современном мире каждый человек имеет гендерные представления, сложившиеся под влиянием исторического развития и особенностей культуры общества, которые оказывают непосредственное влияние на его взаимоотношения с социумом, а также на формирование определенных паттернов его поведения. То есть гендерные представления — это некоторые знания о том, какие роли должны выполнять мужчины и женщины в различных социальных условиях. Разные взгляды на гендерные роли способствуют возникновению непонимания между мужчинами и женщинами. Отсюда возникает интерес к изучению того, в чем на самом деле имеются различия и какие характеристики гендера более важны для обоих полов.
Изучением данного феномена занимались такие ученые как А. Игли, Дж. Вильямс, Д. Бест, Дж. Спенс, С. А. Басоу, Дж. Л. Гиббонса, С. Бэм, И. С. Кон, Е. П. Ильин, М. Е. Баскова, Т. А. Гурко и другие. Необходимо понимать различие между такими понятиями как «пол» и «гендер», которые в современной психологии и социологии не являются тождественными. В свою очередь, биологический пол — это различия мужчин и женщин на физиологическом уровне, которые включают первичные и вторичные половые признаки, гормоны и хромосомы, определяющие эти характеристики.
Понятие «гендер» имеет не однозначное толкование, так как было заимствовано из английского языка, поэтому в русском языке часто замещается «полом». Однако, это не совсем верно, так как гендер — это социально обусловленный пол, то есть сформировавшийся под влиянием взаимодействия человека с обществом, и ставший итогом его социализации в соответствии с биологическим полом. Мужской и женский гендер включает в себя конкретные стандарты, иначе гендерные роли, которые можно охарактеризовать как ожидаемые нормы и образцы поведения, определяющие привычки, установки, манеры, характер и мировоззрение человека.
Впервые термин «гендер», как социальный пол, был употреблен Р. Столлером вначале 1970-х гг. на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, положив начало изучению гендерной идентификации и гендерной социализации, которые влияют на формирование социокультурных характеристик мужчины и женщины. В отечественную науку понятие «гендер» пришло в 1990-х гг. и приравнивалось к термину «sex» — пол. При этом пол — это не только телесные различия, обусловленные природой, но также полоролевое разделение труда, различные требования и отношения общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц в зависимости от их пола [2].
Примером разделения труда по половому признаку может выступать способность женщин к деторождению. В современных обществах женщины давно заняли места в производственной сфере за пределами дома, а мужчины давно перестали быть «воинами и охотниками». И. Г. Малкина-Пых пишет, что при этом стереотипы о традиционных гендерных ролях по-прежнему занимают устойчивые позиции: женщина — домашняя сфера деятельности, семейные роли (мать, хозяйка) отсюда такие характеристики как заботливая, хозяйственная, чуткая сострадательная, а мужчина — общественная сфера (работник, труженик, добытчик, кормилец) что подчёркивает в своём исследовании О. А. Воронина. Мужчин склонны оценивать по профессиональным достижениям и успехам, а женщин — по наличию семьи и детей. Данные стереотипы порождают у людей определенные ожидания, иначе гендерные идеалы [1].
Социальная роль включает в себя два аспекта, между которыми не бывает полного совпадения, это — ролевое ожидание и ролевое исполнение, которые, собственно, и оказывают большое влияние на отношения между полами. Необходимо подчеркнуть, что наши роли, в первую очередь, определяются ожиданиями других людей [3].
Таким образом, обратимся к результатам эмпирического исследования гендерных представлений юношей и девушек.
Цель исследования: изучение гендерных представлений юношей и девушек.
Гипотеза исследования: когнитивная сложность гендерных представлений девушек выше, чем у юношей.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет».
Выборка: 50 студентов в возрасте от 19 до 22 лет.
Анализ полученных результатов проводился с использованием контент-аналитической процедуры выявления «естественных категорий» совокупного субъекта, разработанную Б. А. Еремеевым. Цель данной процедуры — выявления «естественных категорий», отражающих представления респондентов, сквозь призму значимых для них понятий. Для статистической обработки применялся коэффициент ранговой корреляяции Спирмена (r), коэффициенты корреляции, отражающие взаимное «притяжение» и «отталкивание» ЕК. Выявленные, таким образом, корреляционные плеяды гендерных представлений юношей девушек представлены ниже.
Рис. 1. Корреляционная плеяда юношей «Настоящая женщина»
Образ «Настоящей женщины» описывается через естественную категорию (ЕК) «мама», которая в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяется как «женщина по отношению к своим детям; родная мать; мать как глава семьи» [4]. То есть для мужчин «Настоящая женщина» — это та, которая имеет с ними близость, проявляет заботу и занимает лидерскую позицию в отношениях. Что может свидетельствовать о наличии некоторой инфантильности у мужского пола, как следствие уравнивания прав женщин с мужскими.
Блок плеяды «должна — верная» может интерпретироваться как убеждение мужчин в том, что «Настоящая женщина» обязана хранить верность. В толковом словаре категория «должна» характеризуется как «обязана сделать что-либо; подчиниться приказу», а «верная» — «надежная, прочная, стойкая, преданная; верная опора» [4]. Можно предположить, что мужчины имеют страх утраты некоторой опоры и защиты, которую находят в женщине, вследствие чего они налагают на них, своего рода, закон, который женщины не имеют права нарушить, с целью сохранить свою неуязвимость.
Рис. 2. Корреляционная плеяда юношей «Настоящий мужчина»
Образ «Настоящего мужчины» в сознании студентов представлен в следующих естественных категориях:
1) «сильный» — обладающий большой физической силой, мощный;
2) «папа» — мужчина по отношению к своим детям; отец как глава семьи [4].
По мнению студентов, только развитого физически человека, обладающего стойкостью, способного «держать удар», и имеющего такие характеристики как родство, забота, наставничество, власть, можно назвать «Настоящим мужчиной», на что указывают выше перечисленные категории. Это объясняется возникновением большой ответственности, которую мужчины принимают на себя еще с древних времен, где на них лежали обязанности накормить и защитить семью, чтобы выжить и продолжить род.
Следует выделить такой смысловой блок как «не — должен» предполагающий, что мужчина свободен от каких-либо обязательств. В толковом словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой категория «должен» имеет следующие значения: «обязан сделать что-нибудь; подчиниться приказу» [4]. Таким образом, «Настоящий мужчина» не имеет возможности подчиняться, уступать, перед ним всегда стоит выбор, предполагающий свободу от долгов.
Рис. 3. Корреляционная плеяда юношей «Женщина любит мужчину, который»
Утверждение «Женщина любит мужчину, который» раскрывается через такие естественные категории как:
1) «любит» — испытывать любовь к кому-чему-нибудь;
2) «женщину» — лицо, противоположное мужчине по полу, та, которая рожает детей и кормит их грудью [4].
Понятие «любит» предполагает, что «Женщина любит мужчину, который» испытывает к ней глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, то есть отвечает ей взаимностью. При этом важным условием любви женщины к мужчине является его гетеросексуальность.
ЕК «любит» раскрывается через понятие «её», которое определяется как «принадлежащий ей, относящийся к ней» [4]. То есть женщине важно, чтобы чувства мужчины были направлены на неё, она владела ими, иначе её любовь не возможна, что свидетельствует о высоком значении взаимности в отношениях. Данное условие способно обеспечить безопасность женщине, придать ей уверенность и ощутить значимость для мужчины.
Рис. 4. Корреляционная плеяда юношей «Мужчина любит женщину, которая»
Утверждение «Мужчина любит женщину, которая» описывается через естественную категорию (ЕК) «хозяйственная», которая в словарной интерпретации означает «относящийся к ведению хозяйства, к экономической, производственной стороне дела» [4]. Следовательно, можно предположить, что мужчины предпочитают испытывать чувства только к тем женщинам, которые умеют готовить, шить, стирать, убираться и т. д., что объясняется желанием иметь уют и тепло в доме, с целью создания благоприятной атмосферы, в которой можно находиться в безопасности, которая является базовой потребностью личности с самого рождения.
Блок «любит — его» может характеризоваться стремлением мужчин к взаимности в отношениях, и отрицание любви без ответа, где категория «любит» имеет значение «испытывать любовь к кому-чему-нибудь», а «его» — «принадлежащий ему, относящийся к нему» [4]. Отсюда следует, что, по мнению студентов, мужчина может любить женщину, если их чувства взаимны и, если она ему принадлежит. То есть для мужчин важным является наличие в отношениях его авторитета.
Рис. 5. Корреляционная плеяда девушек «Настоящая женщина»
Образ «Настоящая женщина» описывается через естественную категорию (ЕК) «нежная», которая в толковом словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой имеет следующее определение — «ласковая, исполненная любви» [4]. Естественная категория «нежная» является изолятом, т. е. она не связанна в сознании респондентов с другими категориями плеяды. Также настоящая женщина описывается через категорию «должна», т. е. настоящая женщина обязана сделать что-нибудь, подчиниться приказу. Блок плеяды «заботливая — любящая» говорит о том, что в представлениях девушек, между этими двумя категориями имеется прямая зависимость — любящая значит заботливая. В толковом словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «заботливая» — «проявляющая заботу, внимательная, старательная, а любящая — испытывающая любовь, исполненная любви» [4].
Рис. 6. Корреляционная плеяда девушек «Настоящий мужчина»
Девушки описывают «Настоящего мужчину» через следующие естественные категории (ЕК):
1) «за» — обозначает направленность действия на лицо или предмет, отношение замужества;
2) «свою» — собственную, составляющую чье-нибудь личное достояние.
3) «ответственность» — необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках [4].
По мнению девушек, настоящий мужчина должен нести ответственность за свою женщину. Кроме того, он должен быть сильным (т. е. обладать большой физической силой, мощью) и честным (проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный). Смысловой блок «должен — защитник» говорит о прямой зависимости между этими понятиями, «защитник» (тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь) и «должен» (обязан сделать что-нибудь, подчиниться приказу) [4]. Таким образом, по мнению девушек настоящий мужчина должен защищать свою женщину.
Рис. 7. Корреляционная плеяда девушек «Женщина любит мужчину, который»
Мужчина, которого любит женщина описывается девушками через следующие естественные категории (ЕК):
1) «заботиться» — проявлять заботу;
2) «ней» — о ней, действие направлено на нее;
3) «её» — принадлежащий ей, относящийся к ней;
4) «себя» — указывает на обращенность действия на самого производителя действия, заменяя по смыслу личные местоимения [4].
По мнению девушек, женщина любит мужчину, который будет заботиться о ней. Смысловой блок «не — даёт — себя» отражает представление о том, что мужчина сам решает, когда и что ему делать. Прямая корреляция отмечена между категориями «любит — её». По мнению девушек, женщина любит мужчину, который любит её, заботится о ней и является независимым от неё.
Рис. 8. Корреляционная плеяда «Мужчина любит женщину, которая» девушек
Девушками утверждение «Мужчина любит женщину, которая» описывается через естественную категорию (ЕК) «его», которая в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, обозначает — «принадлежащий ему, относящийся к нему». То есть, по мнению девушек, мужчина будет любить женщину, которая ставит его в центр всего. Также женщина должна быть верна (надежная, прочная, стойкая, преданная) и уметь (обладать навыком, полученными знаниями) делать всё, что от неё может понадобиться [4]. Смысловой блок «заботиться — о нём» отражает представление о том, что женщина должна заботиться о мужчине.
Из проведённого исследования видно, что представления юношей в сравнении с девушками являются когнитивно более простыми. Юноши подчеркивают большую значимость маскулинных черт, таких как сила, независимость, в характеристике настоящего мужчины. Настоящая женщина же, по их мнению, должна быть хозяйственной, любить своего мужчину и быть верной. Также для юношей большую роль играет взаимность чувств.
Девушки, в свою очередь, подчеркивают, что для женщины характерна позиция долженствования. Высокие требования девушки предъявляют к настоящему мужчине. По их мнению, он должен не только обладать такими характеристиками как честность, сила, но также должен защищать свою женщину и брать на себя большую часть ответственности. Чтобы мужчина любил женщину она должна уметь, быть верной, заботливой и любить мужчину.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась — гендерные представления девушек являются когнитивно более сложными — они включают в себя множество понятий, категорий, которые образуют более сложные взаимосвязи.
Литература:
- Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. — М.: Эксмо, 2006. 928 с.].
- Матвиенко В. В. Гендер как социокультурный феномен // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. С. 1–3.
- Мылтасова О. В. Особенности гендерных представлений современных мужчин и женщин о себе // Материалы конференции «Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления». 2016. С. 702–708.
- Ожегов С. И.; Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2006. 944 с.
Ключевые слова
гендер, пол, гендерные представления, гендерные стереотипы, социальная роль, гендерная рольПохожие статьи
Гендерные особенности профессионального развития руководителей
В данной статье рассматривается специфика гендерного подхода в менеджменте как методологическая основа в изучении гендерных особенностей профессионального развития руководителей. Дается представление о работах ученых, изучающих специфику карьерных пр...
Гендерные стереотипы как объект социологического исследования
Статья посвящена проблеме наличия гендерного стереотипа в современном обществе. Исследовано формирование, введение в социологию учеными термина «гендер» и его значения. Выделена роль стереотипных представлений и их отражения в повседневном мышлении, ...
Особенности гендерной идентичности у трансгендеров с приписанным мужским полом
Статья посвящена исследованию особенностей гендерной идентичности у трансгендерных людей с приписанным мужским полом в сравнении с цисгендерными женщинами. В результате исследования выявлено, что с началом трансгендерного перехода наступает гендерное...
Психологическая подготовка мальчиков и девочек к школьному обучению: основные аспекты
Целью данной научной статьи является рассмотрение основных аспектов психологической подготовки мальчиков и девочек к школьному обучению. В статье рассматриваются различные концепции и теории, связанные с этой темой, с учетом специфики гендерных разли...
Гендерная идентичность в условиях современного мира
Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...
Роль гендерных стереотипов в возникновении трудовых конфликтов
В статье автор рассматривает роль гендерных стереотипов и гендерных норм (маскулинности и феминности) в возникновении трудовых конфликтов в организации. Автор дает определение «трудовым конфликтам». Также рассматривается такой феномен как корпоративн...
Влияние гендерных стереотипов на взаимоотношения внутри предприятия
В Казахстане исследований, посвященных проблемам гендерных стереотипов и их влияния на взаимоотношения внутри коллектива в настоящее время нет. В данном исследовании речь идее о влиянии гендерных стереотипов на трудовое поведение. В связи с этим возн...
Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового возраста
Образование (общее и профессиональное) является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Учебные заведения как институты социализации формально выдвигают уровне требования к знаниям и поведению представителей обоих полов, однако...
Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки
В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлеж...
Отношение к семье и браку у современной молодежи
В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...
Похожие статьи
Гендерные особенности профессионального развития руководителей
В данной статье рассматривается специфика гендерного подхода в менеджменте как методологическая основа в изучении гендерных особенностей профессионального развития руководителей. Дается представление о работах ученых, изучающих специфику карьерных пр...
Гендерные стереотипы как объект социологического исследования
Статья посвящена проблеме наличия гендерного стереотипа в современном обществе. Исследовано формирование, введение в социологию учеными термина «гендер» и его значения. Выделена роль стереотипных представлений и их отражения в повседневном мышлении, ...
Особенности гендерной идентичности у трансгендеров с приписанным мужским полом
Статья посвящена исследованию особенностей гендерной идентичности у трансгендерных людей с приписанным мужским полом в сравнении с цисгендерными женщинами. В результате исследования выявлено, что с началом трансгендерного перехода наступает гендерное...
Психологическая подготовка мальчиков и девочек к школьному обучению: основные аспекты
Целью данной научной статьи является рассмотрение основных аспектов психологической подготовки мальчиков и девочек к школьному обучению. В статье рассматриваются различные концепции и теории, связанные с этой темой, с учетом специфики гендерных разли...
Гендерная идентичность в условиях современного мира
Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...
Роль гендерных стереотипов в возникновении трудовых конфликтов
В статье автор рассматривает роль гендерных стереотипов и гендерных норм (маскулинности и феминности) в возникновении трудовых конфликтов в организации. Автор дает определение «трудовым конфликтам». Также рассматривается такой феномен как корпоративн...
Влияние гендерных стереотипов на взаимоотношения внутри предприятия
В Казахстане исследований, посвященных проблемам гендерных стереотипов и их влияния на взаимоотношения внутри коллектива в настоящее время нет. В данном исследовании речь идее о влиянии гендерных стереотипов на трудовое поведение. В связи с этим возн...
Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового возраста
Образование (общее и профессиональное) является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Учебные заведения как институты социализации формально выдвигают уровне требования к знаниям и поведению представителей обоих полов, однако...
Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки
В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлеж...
Отношение к семье и браку у современной молодежи
В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...