Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный период
Автор: Масягина Ольга Юрьевна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 590 раз
Библиографическое описание:
Масягина, О. Ю. Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный период / О. Ю. Масягина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/127/ (дата обращения: 15.11.2024).
В проблемную область, связанную с развитием социального интеллекта у старших дошкольников, входит, в числе прочего, выявление механизмов, которые являются толчком для развития данного феномена. В качестве основных механизмов нами выделены: процесс становления самосознания, процесс развития саморегуляции. При этом мы отталкивались от механизма формирования личности, в качестве которого выступает процесс социализации в целом (В.С. Мухина, М.И. Бобнева и др.). Это обусловлено тем, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды (Л.С.Выготский, Ю.С. Воробьёва). Наиболее ярко процесс становления самосознания дошкольника находит своё отражение в отношении ребёнка к себе, своим качествам (самооценке). Адекватная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, что соответствующим образом качественно влияет на развитие социо-интеллектуального уровня. Процесс осознания ребёнком себя как субъекта и объекта социальных отношений также является одним из звеньев самосознания. Осознание внешних воздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры, масштабы собственного поведения. В процессе осознания социальных воздействий личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы, к партнерам как в непосредственном, контактном, так и опосредованном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в процессе становления самосознания личности (А.Л. Журавлёв, Г.М. Андреева, С. Я. Якобсон, П. М. Якобсон).
Активное становление самосознания в дошкольном возрасте тесно связано с процессом развития саморегуляции. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые ребёнок получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации своего поведения информацию. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Психические состояния детей старшего дошкольного возраста связаны с расширением диапазона усвоенных ребенком социальных эталонов регуляции состояний, приобретаемых в общении с взрослыми и сверстниками (согласно С.В. Велиевой). Применение активных способов саморегуляции дошкольников связано с внутренними факторами - развитием рефлексии, адекватной самооценкой, потребностями в сфере общения с взрослыми и сверстниками и внешними факторами - личностью взрослого, социальными условиями, адекватностью методов и приемов воспитания, обеспечением полноценного процесса социализации. Таким образом, происходит непрерывное развитие саморегуляции: от внешних, вербальных инструкций взрослых и реакций на поведенческие проявления сверстников к внутреннему самоконтролю.
Исходя из того, что каждому возрастному периоду присущ особый комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, нами была составлена модель развития социального интеллекта старших дошкольников (Рис.1).
Приведённая модель наглядно демонстрирует поуровневое развитие социального интеллекта, происходящее наряду с процессом социализации старшего дошкольника. Социализация в данном случае рассматривается нами не только как процесс, но и как результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, то есть преобразование (под влиянием обучения и воспитания) психологических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, мотивационно-ценностных ориентаций, норм и правил поведения [5]. И в этой связи, отметим важность двухаспектности социализации: с одной стороны, это усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны - это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной деятельности, активного включения в социальную среду. Активность позиции предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации, построения определенной стратегии деятельности и поведения в частности[1]. Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.
В модель заложен потенциал развития социального интеллекта. Это означает, что достижению высокого уровня исследуемого феномена у ребёнка 6-7 лет способствует ориентация на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), как реализация возможности активного влияния на процесс развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями.
Литература:
Андреева, Г.М. Социальная психология [электронный ресурс] / Г.М. Андреева/http://psylib.org.ua/books/glava 16
Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.:Изд-во «Наука»,1978.- 311с.
Воробьёва, Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: автореферат на соискание доктора психол. наук /Е.В. Воробьёва.- Р-н-Д., 2007
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский // Психология.- М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000.- С.892-997
Масягина, О.Ю. Проект повышения уровня социального интеллекта детей 6-7 лет «Я успешен!» [электронный текст] / О.Ю. Масягина / http: //festival.1september.ru – Москва: ИД «Первое сентября», 2009