Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ощепков, А. А. Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков / А. А. Ощепков, И. В. Калинин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/128/ (дата обращения: 15.11.2024).

Врезка1

Постановка проблемы

Подростковый возраст является переходным периодом развития человека, наполненным множеством противоречий, возрастных конфликтов, преломлением в самосознании. В этот период складывается своеобразное отношение между ребенком и средой, так называемая социальная ситуация развития, обусловливающая динамику психического развития в подростковом возрасте [3]. В рамках подросткового возраста перестраиваются отношения ребенка к миру и к себе, развивается процесс самосознания и самоопределения [4]. Однако формирование психики подростка связано с множеством проблем, в числе которых – проявление различных форм девиантного поведения.

Девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных формах – от нарушений морали, незначительных поступков до тяжких преступлений. Девиантные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностно-нормативных представлений, то есть система внутренней регуляции. Среди девиантных проявлений выделяется так называемый докриминогенный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступления, и его девиации проявляются на уровне мелких нарушений правил поведения, в употреблении алкогольных, наркотических средств, разрушающих психику. Девиации, выражающиеся в преступных действиях, представляют более серьезную общественную опасность. Заметное неблагополучие у девиантных подростков выявляется в системе межличностных отношений в семье, в школе, на улице [2]. Все это свидетельствует о том, что девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Нарушения внешних социальных связей тесно связано с деформацией внутренней поведенческой регуляции – ценностных ориентаций и социальных установок.

Явление социальной установки остается в центре внимания психологии не один год, хотя этот интерес постоянно колеблется – то возрастая, то убывая. Возможной причиной такого положения дел является сама природа феномена социальной установки (его способность проявляться в самых различных сферах психической организации человека), так и закономерности развития психологии как науки. Сегодня наряду с дифференциацией психологического знания, происходит и систематизация психологических идей на философском уровне, что ведет к переосмыслению наработанного материала [5].

По проблеме установки написано огромное количество работ, проведено множество эмпирических исследований – от глобальных исследований Ховланда в Йельском исследовательском центре [12] до изучения религиозных фанатиков Фестингером [11]. Известны работы по проблеме установки Г. Олпорта [10], М. Рокича [13] и многих других. П.Н. Шихирев предрекает социальной установке роль центрального объекта в будущих психологических исследованиях [9].

Не вдаваясь в анализ огромнейшего количества работ по изучению феномена социальной установки, хотелось бы акцентировать внимание на самых важных с точки зрения понимания аттитюда. Прежде всего, поворотным пунктом в понимании аттитюда с позиций социальной психологии является предложение конструкции аттитюда У. Томасом и Ф. Знанецким как «ценность» + «отношение к ценности». У. Томас и Ф. Знанецкий определили аттитюд как «психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями» [9, С. 100]. В свое время А.Г. Асмоловым было замечено, что социальная установка «обусловлена пониманием ценности как социального объекта, имеющего значение для индивида» [1, С. 145] или, иначе, социальная установка описывает взаимодействие индивида и общества, в котором общество представлено социальной ценностью, а индивид – отношением к этой ценности.

Данная позиция для нас существенна и позволяет, во-первых, рассматривать вопрос о двойственности природы социальной установки – со стороны окружающего мира и со стороны индивида, и, во-вторых, вопрос об отношении к ценностям общества, которое в каждом конкретном случае обосновано потребностями индивида. В этом смысле, двойственность природы социальной установки позволяет ей быть регулятором социального поведения и деятельности индивида в обществе. На этой основе нами была выдвинута гипотеза о взаимосвязи системы социальных установок и ценностных ориентаций подростков, как основы регуляции их поведения, влияющей на проявление тех или иных форм поведения, в т.ч. и девиантных.

Учитывая вышеcказанное, перед нашим исследованием были поставлены следующие задачи:

1)изучение значения социальных ценностей у девиантных и нормативных подростков;

2)исследование количественных оценок системы социальных установок подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций в поведении;

3)выявление взаимосвязей систем социальных установок и ценностных ориентаций подростков;

4)анализ различий ценностных ориентаций личности и социальных установок подростков без отклонений в поведении и подростков с отклоняющимся поведением.

Методика

Эмпирическая часть исследования выполнена на базе средней школы №2, средней школы №6 и педагогического лицея №25 г.Димитровграда Ульяновской области. В качестве респондентов выступали школьники 9-х классов, 15 – 16 лет, всего 119 человек.

В исследовании использовался метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, направленный на выявление количественных оценок социальных установок личности [6]; ценностный опросник С. Шварца, ориентированный на измерение мотивационных доменов, определяющих наиболее значимые ценностные ориентиры жизнедеятельности человека [7]. Также была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор – А.Н.Орел), являющаяся стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения [8].

Результаты и их обсуждение

С целью анализа систем ценностей подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений нами было проведено сравнение среднегрупповых значений ценностей с использованием статистического t-критерия Стьюдента. При этом особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков. В результате, были обнаружены статистически значимые различия значений ценностей Достижения (tэмп=2,0212 при ρ≤0,05), Стимуляция (tэмп=2,0643 при ρ≤0,05), Безопасность (tэмп=1,9815 при ρ≤0,05) (таблица 1).

Более высокие оценки ценности достижения девиантными подростками свидетельствует о большей ориентированности на социальное признание, стремление к обладанию материальными благами, в то время как для нормативных подростков данная ценность связана с успешностью своей деятельности, выражаемой повышением личностной компетентности. Высокие оценки значимости стимуляции для девиантных подростков связаны со стремлением к острым ощущениям, поиском приключений, риска. В то же время значение ценности безопасности для девиантных подростков менее высокое по сравнению с нормативными подростками, что характеризует девиантных подростков как менее ответственных, заслуживающих доверия и, в то же время, девиантные подростки меньше испытывают чувство принадлежности, заботы окружающих.


Таблица 1

Сравнение среднегрупповых значений ценностей подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении

№ п/п

Ценности

Среднегрупповые значения

tэмп

нормативные

девиантные

1.

Наслаждение

8,5500

8,2857

0,3259

2.

Достижения

23,5500

26,7710

2,0212*

3.

Социальная власть

15,5500

16,4290

0,2902

4.

Самоопределение

29,8500

28,2860

1,0293

5.

Стимуляция

14,0500

15,9430

2,0643*

6.

Конформизм

16,4000

16,1430

0,2247

7.

Социальность

35,5000

34,0000

0,7101

8.

Безопасность

31,4810

27,6230

1,9815*

9.

Зрелость

32,7500

32,0000

0,4992

10.

Поддержка традиций

17,4000

17,0000

0,2690

11.

Социальная культура

25,7500

24,4290

0,6285

12.

Духовность

21,5000

21,0000

0,3406

* - значимые различия при &#;&#;0,05


Дальнейший наш анализ был посвящен сравнению среднегрупповых значений социальных установок подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении с использованием статистического t-критерия Стьюдента. С использованием метода семантического дифференциала Ч. Осгуда измерялись социальные установки подростков на соответствующие типологии С. Шварца ценности. В результате такого анализа были выявлены статистически значимые различия среди изучаемых групп подростков в социальных установках на стимуляцию (tэмп=2,0089 при ρ≤0,05), социальную справедливость (tэмп=2,1487 при ρ≤0,05), поддержку традиций (tэмп=1,9878 при ρ≤0,05).


Таблица 2

Сравнение среднегрупповых значений социальных установок подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении

№ п/п

Социальные установки на

Среднегрупповые значения

tэмп

нормативные

девиантные

1.

Наслаждение

20,5000

20,8571

0,0675

2.

Достижения

25,4000

25,7143

0,1284

3.

Социальную власть

12,8500

18,7143

1,0069

4.

Самоопределение

22,1500

22,8571

0,1767

5.

Стимуляцию

21,8520

11,6571

2,0089*

6.

Самоограничение

8,4000

12,7143

0,7812

7.

Социальную справедливость

17,4561

25,8571

2,1487*

8.

Безопасность

21,6000

23,1429

0,3165

9.

Зрелость

13,2000

11,5714

0,3088

10.

Поддержку традиций

20,9760

14,2857

1,9878*

11.

Социальную культуру

21,1500

21,5714

0,1018

12.

Духовность

24,0500

22,5714

0,4156

* - значимые различия при &#;&#;0,05


Данные различия свидетельствуют о том, что девиантные подростки имеют меньшую установку на социальную справедливость, что в поведении выражается в их отклонении от искренних, честных отношений. Также в своих отношениях с друзьями девиантным подросткам присуща меньшая установка на преданность, приверженность группе. С другой стороны, более сильная установка у девиантных подростков на поддержку традиций говорит о том, что они продолжают почитать своих родителей, старших людей, высказывая почитание к традициям. Стоит особо отметить установку девиантных подростков на стимуляцию, выражающая стремление к острым ощущениям, риску, которая реализуется в поведении, наполненном изменениями.

Выводы

1. Проведенный теоретический анализ показал, что социальная установка выражает определенное отношение индивида к ценностям общества. Для девиантных подростков, у которых происходит формирование личности, это означает особое преломление общественных ценностей в сознании, выражающееся затем в определенной направленности поведения.

2. Проведенный эмпирический анализ показал, что девиантные подростки придают большее значение ценностям достижения и стимуляции, и меньшее значение ценности безопасности. Возможно, это объясняется стремлением девиантных подростков к достижению материальной обеспеченности, уважения со стороны окружающих, поиску удовольствий, острых ощущений, в то время, как чувство принадлежности, близости с окружающими у них занижено. Система социальных установок девиантных подростков демонстрирует их низкую установку на социальную справедливость, в то время, как поддержка традиций для них является значимой.

3. Особенно стоит обратить внимание на ценности стимуляции. Высокая значимость ценности стимуляции соответствует у девиантных подростков высокой установке на стимуляцию. Таким образом, получается, что высокая значимость стимуляции встречается с положительным к ней отношением, что, соответственно, выражается в поведении. Такое положение ценности и установки, возможно, является отличительной особенностью личности и поведения девиантных подростков, означающая их стремление к острым ощущениям, риску, поиску приключений и положительным отношением к этому, что, в свою очередь, детерминирует проявление девиаций в поведении.


Литература:

  1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия социальная установка в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 294 с.

  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦ Консорциума «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ», 1994. – 221 с.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. – 464 с.

  4. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972, №2. – С. 114 – 123.

  5. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии XX века: монография / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 309 с.

  6. Серкин В.П. Семантические дифференциалы // Методы психосемантики / В.П. Серкин. – М.: АспектПресс, 2004. – С. 80 – 95.

  7. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 768 с.

  8. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с.

  9. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.

  10. Allport G.W. Attitudes / Handbook of Social Psychology. – Worcester: Clark University Press, 1935. – P. 798 – 884.

  11. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. – Stanford, 1957.

  12. Hovland C.I., Sherif M. Judgmental phenomena and scales of attitude measurement: item displacement in Thurstone scales // Journal of abnormal and social psychology. – 1952. – №47. – P. 822 – 832.

  13. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. – San Francisco, 1968.


Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 года

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, социальная установка, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, поддержка традиций, социальная установка подростков, поведение, социальная справедливость, отношение, подростковый возраст.

Похожие статьи

Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Похожие статьи

Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте