Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков
Автор: Хлебодарова Ольга Борисовна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 1093 раза
Библиографическое описание:
Хлебодарова, О. Б. Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков / О. Б. Хлебодарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/232/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время, изучая подростков, отмечается, что у современной молодежи уверенность в себе переходит в форму излишней самоуверенности.
Исходя из того, что взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента состоит структура самооценки, в свою очередь когнитивный компонент отражает знания человека о себе, а эмоциональный – отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Проблемы лидерства и авторитета, социально-психологическую совместимость, динамику развития микрогруппы – всё это изучает социометрия.
Цель исследования: определение положения подростков в системе взаимоотношений (статусного положения), для получения развёрнутой картины самооценки подростков данных групп.
Объект исследования: самооценка и статусное положение в группе подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние на подростка
Задачи:
Теоретическое изучение понятия самооценки.
Подбор методик и проведение исследования.
Анализ полученных данных, выводы.
Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно показывает суть структуры общения в группах испытуемых. Название групп по социометрии характеризуются следующим образом:
«Лидер» - 3,4 – 3; 2.«Предпочитаемый» - 2,9-2,5; 3.«Принятый» - 2,4-2;
- 4.«Изолированный» - 1,9-1 [1, с.23].
После заполнения экспериментатором таблицы межличностных отношений по формуле подсчитывается статус ребёнка:
В целом, статус определяется числом полученных выборов, в зависимости от количества детей в группе. В зависимости от этого испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной их 4-х статусных категорий.
Первая и вторая группы («Лидеры», «Предпочитаемые») являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем узнать, насколько благоприятен статус каждого подростка в группе. Насколько подросток принят в системе межличностных отношений. В зависимости от полученных результатов можно говорить об эмоциональном климате для каждого ребенка и в группе в целом: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
а) в первой экспериментальной группе подростки имеют следующие статусные категории: Лидеры – 32 человека. Предпочитаемые - 65 человек. Принятые - 13 человек. Изолированные – 2 человека.
б) во второй экспериментальной группе подростки имеют следующие статусные категории: Лидеры – 8 человека. Предпочитаемые - 32 человека. Принятые - 31 человек. Изолированные – 24 человека.
Таблица 1
Количественный анализ
Группы подростков |
Уровень самооценки (пробное тестирование) кол-во чел. -% |
Социометрический статус в группе |
Уровень самооценки (контрольное тестирование) кол-во чел. -% |
Подростки Московской школы (городские) |
|
|
|
Средний арифметический уровень показателей |
|||
Подростки Московской школы (сельские) |
Самооценка на группу (пробное тестирование) |
Ярко-выраженный статус в группе |
Самооценка на группу (контрольное тестирование) |
0,7 – несколько завышенная |
«Предпочитаемые» |
0,6 - адекватная |
|
Подростки сельских школ |
|
|
|
Средний арифметический уровень показателей |
|||
Подростки сельских школ |
Самооценка на группу (пробное тестирование) |
Ярко-выраженный статус в группе |
Самооценка на группу (контрольное тестирование) |
0,6 - адекватная |
«Предпочитаемые» |
0,6 - адекватная |
В результате проведенного социометрического исследования в группах подростков с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
Исходя из полученных данных уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе городских подростков составляет 86%, в группе сельских подростков 42%. Индекс изолированности в среде городских подростков составляет 2% ,что говорит о благоприятном развитии группы. Менее благополучной можно считать группу сельских подростков, т.к. индекс изолированности равен 25%. В связи с этим можно сделать вывод, что в первой группе эмоциональный климат для подростка значительно благоприятен, чем в экспериментальной второй группе.
Обработка данных по методике «Изучение самооценки личности подростка» (определение самооценки качеств личности).
Результаты проведения пробного и контрольного тестирования представленной методики в группах подростков выглядят следующим образом:
Пробное тестирование:
- экспериментальная группа городских подростков (График №1) из общего количества детей:
1. 2% имеют низкий уровень самооценки
2. 20% имеют несколько заниженный уровень самооценки
3. 24% имеют средний уровень самооценки
4. 30% имеют несколько завышенный уровень самооценки
5. 24% имеют завышенный уровень самооценки
6. Неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.
Контрольное тестирование:
1% имеют низкий уровень самооценки
2. 13% имеют несколько заниженный уровень самооценки
3. 46% имеют средний уровень самооценки
4. 22% имеют несколько завышенный уровень самооценки
5. 18% имеют завышенный уровень самооценки
6. Неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.
График №1
Так же, как и при пробном тестировании, неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.
- экспериментальная группа сельских подростков (График №2) из общего количества детей:
Пробное тестирование:
4% имеют низкий уровень самооценки
8% имеют несколько заниженный уровень самооценки
42% имеют средний уровень самооценки
31% имеют несколько завышенный уровень самооценки
13% имеют завышенный уровень самооценки
2% имеют неадекватно высокий уровень самооценки
Контрольное тестирование:
6% имеют низкий уровень самооценки
13% имеют несколько заниженный уровень самооценки
40% имеют средний уровень самооценки
34% имеют несколько завышенный уровень самооценки
6% имеют завышенный уровень самооценки
1% имеют неадекватно высокий уровень самооценки
График №2
Исходя из полученных результатов исследования взаимосвязи самооценки подростка и его статусного положения в системе межличностных отношений мы отметили, что:
по общему результату изменения самооценки при переходе из одной статусной группы в другую у городских подростков (пробный тест – 0,7; контрольный тест – о,6), у подростков из сельской местности не изменились (пробный тест – 0,6; контрольный тест – о,6). И это дает нам право с уверенностью утверждать, что существует взаимосвязь такого фактора социального интеллекта, как самооценки и статусного положения в группе сверстников. Что подтверждают общие результаты эксперимента. Городские подростки, в сравнении с сельскими подростками в большей степени подвержены изменению самооценки под влиянием общественного мнения сверстников.
В своем исследовании мы показали процесс влияния взаимоотношений в подростковом коллективе на формирование уровня их самооценки.
Проведенное исследование дает материал для дальнейшего изучения межличностных отношений подростков, прошивающих в различных социальных условиях.
- Литература:
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. - М.:
«Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.
Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента
РАО А.А.Реана. – СПб. 2006. – 480 с.
Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А. Регуш. – СПб.:
Речь, 2005. 400 с.