Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хлебодарова, О. Б. Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков / О. Б. Хлебодарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/232/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящее время, изучая подростков, отмечается, что у современной молодежи уверенность в себе переходит в форму излишней самоуверенности.

Исходя из того, что взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента состоит структура самооценки, в свою очередь когнитивный компонент отражает знания человека о себе, а эмоциональный – отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.

Проблемы лидерства и авторитета, социально-психологическую совместимость, динамику развития микрогруппы – всё это изучает социометрия.

Цель исследования: определение положения подростков в системе взаимоотношений (статусного положения), для получения развёрнутой картины самооценки подростков данных групп.

Объект исследования: самооценка и статусное положение в группе подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние на подростка

Задачи:

  1. Теоретическое изучение понятия самооценки.

  2. Подбор методик и проведение исследования.

  3. Анализ полученных данных, выводы.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно показывает суть структуры общения в группах испытуемых. Название групп по социометрии характеризуются следующим образом:

      1. «Лидер» - 3,4 – 3; 2.«Предпочитаемый» - 2,9-2,5; 3.«Принятый» - 2,4-2;

4.«Изолированный» - 1,9-1 [1, с.23].

После заполнения экспериментатором таблицы межличностных отношений по формуле подсчитывается статус ребёнка:

С=

В целом, статус определяется числом полученных выборов, в зависимости от количества детей в группе. В зависимости от этого испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной их 4-х статусных категорий.

Первая и вторая группы («Лидеры», «Предпочитаемые») являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем узнать, насколько благоприятен статус каждого подростка в группе. Насколько подросток принят в системе межличностных отношений. В зависимости от полученных результатов можно говорить об эмоциональном климате для каждого ребенка и в группе в целом: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

а) в первой экспериментальной группе подростки имеют следующие статусные категории: Лидеры – 32 человека. Предпочитаемые - 65 человек. Принятые - 13 человек. Изолированные – 2 человека.

б) во второй экспериментальной группе подростки имеют следующие статусные категории: Лидеры – 8 человека. Предпочитаемые - 32 человека. Принятые - 31 человек. Изолированные – 24 человека.

Таблица 1

Количественный анализ

Группы подростков

Уровень самооценки

(пробное тестирование)

кол-во чел. -%

Социометрический статус в группе

Уровень самооценки

(контрольное тестирование)

кол-во чел. -%


Подростки

Московской школы

(городские)

Низкий – 2 – 2%
Неск.занижен. –22- 20%
Адекватный – 27 – 24%
Неск.завыш. – 34- 30%
Завышенный – 27-24%
Неадекв. высокий - 0

«Лидеры»- 32- 28%
«Предпочит.»-65-58%
«Принят.» -13- 12%
«Изолиров.» - 2-2%
Низкий – 1-1%
Неск.занижен. –14- 13%
Адекватный – 52 – 46%
Неск.завыш. – 25- 22%
Завышенный – 20-18%
Неадекв. высокий - 0

Средний арифметический уровень показателей


Подростки

Московской школы

(сельские)

Самооценка на группу (пробное тестирование)

Ярко-выраженный статус в группе

Самооценка на группу (контрольное тестирование)

0,7 – несколько завышенная

«Предпочитаемые»

0,6 - адекватная


Подростки сельских школ

Низкий – 4-4%
Неск.занижен. –8- 8%
Адекватный – 40- 42%
Неск.завыш. – 29-31%
Завышенный – 12-13%
Неадекв.высокий –2-2%

«Лидеры»- 8- 8%
«Предпочит.»-32-34%
«Принят.» -31- 33%
«Изолиров.»-24-25%
Низкий – 6-6%
Неск.занижен. –12- 13%
Адекватный – 38 – 40%
Неск.завыш. – 32- 34%
Завышенный – 6-6%
Неадекв.высокий – 1-1%

Средний арифметический уровень показателей



Подростки сельских школ

Самооценка на группу (пробное тестирование)

Ярко-выраженный статус в группе

Самооценка на группу (контрольное тестирование)

0,6 - адекватная

«Предпочитаемые»

0,6 - адекватная


В результате проведенного социометрического исследования в группах подростков с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

Исходя из полученных данных уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе городских подростков составляет 86%, в группе сельских подростков 42%. Индекс изолированности в среде городских подростков составляет 2% ,что говорит о благоприятном развитии группы. Менее благополучной можно считать группу сельских подростков, т.к. индекс изолированности равен 25%. В связи с этим можно сделать вывод, что в первой группе эмоциональный климат для подростка значительно благоприятен, чем в экспериментальной второй группе.

Обработка данных по методике «Изучение самооценки личности подростка» (определение самооценки качеств личности).

Результаты проведения пробного и контрольного тестирования представленной методики в группах подростков выглядят следующим образом:

Пробное тестирование:

- экспериментальная группа городских подростков (График №1) из общего количества детей:

1. 2% имеют низкий уровень самооценки

2. 20% имеют несколько заниженный уровень самооценки

3. 24% имеют средний уровень самооценки

4. 30% имеют несколько завышенный уровень самооценки

5. 24% имеют завышенный уровень самооценки

6. Неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.

Контрольное тестирование:

  1. 1% имеют низкий уровень самооценки

2. 13% имеют несколько заниженный уровень самооценки

3. 46% имеют средний уровень самооценки

4. 22% имеют несколько завышенный уровень самооценки

5. 18% имеют завышенный уровень самооценки

6. Неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.

График №1

Так же, как и при пробном тестировании, неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.

- экспериментальная группа сельских подростков (График №2) из общего количества детей:

Пробное тестирование:

  1. 4% имеют низкий уровень самооценки

  2. 8% имеют несколько заниженный уровень самооценки

  3. 42% имеют средний уровень самооценки

  4. 31% имеют несколько завышенный уровень самооценки

  5. 13% имеют завышенный уровень самооценки

  6. 2% имеют неадекватно высокий уровень самооценки

Контрольное тестирование:

  1. 6% имеют низкий уровень самооценки

  2. 13% имеют несколько заниженный уровень самооценки

  3. 40% имеют средний уровень самооценки

  4. 34% имеют несколько завышенный уровень самооценки

  5. 6% имеют завышенный уровень самооценки

  6. 1% имеют неадекватно высокий уровень самооценки

График №2

Исходя из полученных результатов исследования взаимосвязи самооценки подростка и его статусного положения в системе межличностных отношений мы отметили, что:

по общему результату изменения самооценки при переходе из одной статусной группы в другую у городских подростков (пробный тест – 0,7; контрольный тест – о,6), у подростков из сельской местности не изменились (пробный тест – 0,6; контрольный тест – о,6). И это дает нам право с уверенностью утверждать, что существует взаимосвязь такого фактора социального интеллекта, как самооценки и статусного положения в группе сверстников. Что подтверждают общие результаты эксперимента. Городские подростки, в сравнении с сельскими подростками в большей степени подвержены изменению самооценки под влиянием общественного мнения сверстников.

В своем исследовании мы показали процесс влияния взаимоотношений в подростковом коллективе на формирование уровня их самооценки.

Проведенное исследование дает материал для дальнейшего изучения межличностных отношений подростков, прошивающих в различных социальных условиях.


Литература:
  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. - М.:

«Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.

  1. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента

РАО А.А.Реана. – СПб. 2006. – 480 с.

  1. Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А. Регуш. – СПб.:

Речь, 2005. 400 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень самооценки, завышенный уровень самооценки, группа, контрольное тестирование, подросток, Пробное тестирование, высокий уровень самооценки, статусное положение, заниженный уровень самооценки, экспериментальная группа.

Похожие статьи

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Исследование уровня самооценки младших школьников

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Особенности формирования социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии

Похожие статьи

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Исследование уровня самооценки младших школьников

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Особенности формирования социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии