Внутриличностный конфликт как сопутствующий компонент беременности
Автор: Королева Надежда Николаевна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 956 раз
Библиографическое описание:
Королева, Н. Н. Внутриличностный конфликт как сопутствующий компонент беременности / Н. Н. Королева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/65/ (дата обращения: 15.11.2024).
Исследование проблематики психологических особенностей процесса беременности имеет сравнительно недолгую историю как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Меж тем, важность учета не только сугубо физиологической составляющей, но и психологического состояния будущей матери получает все большее количество подтверждений. Процесс ожидания ребенка, особенного первого, является для женщины чрезвычайно важным, и, в тоже время, противоречивым, этапом, во время которого происходит существенная перестройка не только на физиологическом, но и на психологическом, в том числе, мотивационно-ценностном уровне.
Противоречивость ситуации беременности в современном мире во многом связана с неопределенным положением самой женщины в социальной структуре, ее роли и степени активности в личной, семейной и профессиональной жизни. Поскольку универсального рецепта здесь просто не существует, каждая женщина сегодня вынуждена самостоятельно делать данный непростой выбор, расставлять приоритеты, что, помимо всего прочего, не может не создавать предпосылки для внутреннего конфликта между разными мотивационно-ценностными подструктурами.
Важную роль в развитии тревожных состояний играют психологические факторы и определенный физический дискомфорт. Безусловно, что эти факторы вносят определенный вклад в появление или усугубление психоэмоциональных нарушений при беременности [8; 14; 17]. Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные психотравмирующие факторы, такие как появление осложнений беременности, требующих госпитализации, или выявление врожденных пороков развития у плода, которые могут вызвать негативные образы и чувства [1; 16; 17 ].
На настоящий момент существуют различные понимания сущности внутриличностного конфликта; по большей части различия в трактовках данного явления обуславливаются разными общими методологическими подходами тех или иных исследователей. В общем смысле внутриличностный конфликт — это достаточно острое, в большинстве случаев негативное переживание, вызванное противоречивой, часто прямо противоположной направленностью различных мотивационных, ценностных, а так же иных подструктур личности. Внутриличностный конфликт как явление комплексное затрагиваем когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. Сопутствующим эффектом внутриличностного конфликта является нарушение адаптационного комплекса личности, а так же повышение уровня стресса.
Существуют различные подходы к пониманию сущности внутриличностного конфликта, зависящие по большей части от общеметодологической ориентации тех или иных авторов.
Так, в рамках психоанализа внутриличностный конфликт рассматривается с точки зрения противоположной направленности отдельных бессознательных подструктур личности. Теория комплекса неполноценности А. Адлера объясняет наличие внутриличностного конфликта ранними неблагоприятными факторами, приводящими к чувству неполноценности и др.
Отдельно следует упомянуть рассмотрение мотивационных конфликтов в теории Курта Левина, который рассматривает формирование внутриличностного конфликта как результат выбора личности между противоположными тенденциями.
Что касается психологических особенностей протекания беременности, то по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
Беременность является ключевым периодов в процессе физического, эмоционального и личностного развития женщины, в поиске ее идентичности. Беременность представляет собой переход женщины в качественно новое состояние, предполагающее задействование широкого спектра адаптационных возможностей организма и личности.
В период беременности имеют место комплексные изменения в функционировании организма, выражающиеся в перепадах настроения, тревожности, повышении сенсорной чувствительности. Определенная часть таких изменений является достаточно положительной, в тоже время как некоторые из таких возможных перемен являются реально или потенциально неблагоприятными для здоровья самой женщины, а так же для физического и психологического здоровья будущего ребенка.
Анализ литературы и результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что на принятие женщиной материнской функции оказывает влияние совокупность следующих факторов: тип акцентуации личностных черт, система ценностей и родительские установки, материнское отношение, индивидуальные особенности семейного воспитания, культурный и социальный статус женщины, психологическая готовность женщины к материнству, ее семейный статус, особенности переживания беременности. Неблагоприятное влияние приведенных факторов способствует формированию девиантных форм материнского поведения, которые могут иметь различную степень выраженности: от провоцирования несчастных случаев или отказа матери от воспитания ребенка до различных видов нарушения связи между ними, которые негативно сказываются на эмоциональном благополучии ребенка и отклонений в его психическом развитии. На основе анализа вышеприведенных психологических факторов уже в период беременности возможно прогнозирование особенностей формирования материнской функции и ранняя диагностика нарушений ее реализации, что позволяет своевременно проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, направленные на устранение нарушений материнско-детского взаимодействия.
Состояние беременности сопровождается психологическим кризисом, включающим в себя осознание и внутреннее принятие себя беременной, симптом противоречивого отношения к беременности, перестройку самовосприятия беременной, предполагающей включения в оное образа будущего ребенка, принятие своей новой социальной роли матери, опасение относительно успешности реализации материнской функции. Изменение эмоциональной жизни женщины ведет также к изменению внутрисемейных отношений, что сопровождается семейным кризисом.
Для беременности и послеродового периода является типичным усиление характерологических свойств личности, возникновение эмоциональных переживаний, а также различных эмоциональных расстройств. Вместе с тем их симптомы в конкретном случае могут быть представлены с различной степенью выраженности. Наиболее ярко вышеуказанная симптоматика, усиленная страхом в связи с новизной и чрезвычайной важностью ситуации беременности. Такое психическое состояния беременной в большей мере обусловлено психогенным фактором — осознанием того, что изменяется вся жизненная ситуация: независимое существование заканчивается, и женщина принимает новую для себя социальную роль — роль матери.
Следует отметить, что, несмотря на изученность общих особенностей внутриличностных конфликтов, такой частный аспект, как особенности проявления внутриличностных конфликтов на стадии беременности, представляется недостаточно хорошо изученным. Особенно перспективным представляется изучение влияния внутриличностного конфликта на психоэмоциональное состояние будущей матери как фактора, существенно влияющего на здоровье и психологическое благополучие будущего ребенка.
Проведение работ по изучению влияния внутриличностного конфликта на психоэмоциональный статус беременных и способов его коррекции является наиболее актуальным в настоящее время. По итогам теоретического обзора особенностей психоэмоционального состояния женщин в процессе беременности нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление роли и влияния внутриличностного конфликта на психоэмоциональный статус женщин, находящихся на стадии беременности, а так же способов его психокоррекции.
Гипотезой нашего исследования стало предположение, что внутриличностный конфликт может являться сопутствующим компонентом беременности, отрицательно влияющим на психоэмоциональное состояние женщины, однако поддающимся психокоррекции средствами современной практической психологи.
В методологическом плане мы основывались на теоретических положениях ведущих исследователей по проблемам психологических особенностей беременности (Баженова О.В., Безрукова О.Н., Ворошнина О.Р., Филиппова Г.Г. и др.), а так же по проблематике внутриличностных конфликтов (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Гришина Н.В., Фанталова Е.Б. и др.).
В исследовании приняли участие 368 женщин, находящихся на разных стадиях беременности. Выборка была сформирована нами на базе Московского центра уроандрологии и репродуктивной гинекологии, а так же Центра семейной медицины «София», г. Москва. Все испытуемые на момент проведения исследования находились в удовлетворительном психоэмоциональном состоянии, не имели выраженных соматических осложнений. Большая часть испытуемых имеют высшее образование (49,5%), значительная часть имеют среднее специальное образование ( 35,9%), меньшую часть испытуемых составляют женщины с общим средним образованием (14,7%). Для меньшей части испытуемых текущая беременность является первой, таковые составляют 68,5% от общего количества. Для оставшейся части испытуемых (31,5%) текущая беременность является не первой.
Личностные и психоэмоциональные особенности беременных представляют собой многоуровневую систему, поэтому нами была подобрана батарея методик, позволяющих рассмотреть особенности личности в комплексе: индивидные и личностные характеристики, вектор эмоционального компонента отношений, совладающее поведение. При выборе наиболее эффективного исследовательского инструментария, для нас было важно, чтобы методики дополняли друг друга.
Руководствуясь данным соображением, мы задействовали методик разных типов, а именно:
Для исследования особенностей проявления внутриличностных конфликтов нами были использованы:
методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» [24, 25];
методика «Семь состояний», дополнение к предыдущей методике [23].
Для определения психоэмоционального статуса испытуемых применялись методики:
мини-мульт (сокращенный вариант MMPI);
индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана,
ЦТО (цветовой тест отношений).
Полученные результаты подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о наличии внутренних конфликтов у определенной части испытуемых. Мы видим, что большая часть проблемных сфер испытуемых связана с вопросами межличностных отношений и творчеством. Вопросы профессионального самоопределения находятся в нейтральной зоне ответов испытуемых, то есть не представляют для них источников внутренних конфликтов.
Факторный анализ позволил выявить и описать два типа испытуемых, имеющих определенные личностные особенности, условно названные адаптивный и дезадаптивный. Первая группа достаточно успешно справляется со сложностями беременности, у второй наблюдаются выраженные затруднения. Ведущими характеристиками личности успешной в первой ситуации являются система отношений к значимым близким людям, ответственность, тревога за их безопасное существование, филистерские ценности (здоровье, любовь), ответственная свобода.
Общими целями психопрофилактики внутренних конфликтов, а так же негативных воздействий стрессовых факторов являются: помощь в осознании дезадаптивных форм собственного поведения, развитие личностных стратегий и личностно-средовых ресурсов совладания с эмоциональным стрессом, адаптация к требованиям окружающей среды, изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные, достижение большей внутренней согласованности мотивационных и ролевых компонентов психической деятельности. Обязательным условием психокоррекционной и психотерапевтической интервенции, по нашему мнению, является привлечение профильных специалистов к работе, как в краткосрочных, так и в долгосрочных программах, а также возможность получения помощи от социально-поддерживающего окружения, в том числе и от искусственных структур (тренинговые и психотерапевтические группы). Актуальность разработки программ, направленных на помощь беременным обусловлена значимостью данного состояния в жизни женщины и теми негативными последствиями, которые сопровождают данный период, как это мы показали в предыдущем разделе работы.
Для достижения данной цели нами была разработана и проведена корреционно-профилактическая программа с испытуемыми экспериментальной группы. При разработке программы мы, в том числе, гибко адаптировали некоторые методические разработки ведущих отечественных и зарубежных исследователей по данной тематике.
Программа была направлена на решение следующих задач:
преодоление специфических сложностей, связанных с беременностью, в том числе, достижение большей внутренней мотивационной и ролевой согласованности испытуемых;
преодоление неспецифического синдрома эмоционального выгорания и стрессогенности, вызванных ситуацией беременности.
Формирующим фактором для решения первой задачи выступил комплекс специальных занятий, проводимых по типу балинтовской группы с элементами психодрамы.
За счет обучение испытуемых умениям психической саморегуляции, на развитие у них специальных навыков управления стрессом и ответных реакций на стресс-факторы внутреннего состояния и окружающей среды, решалась вторая задача. Другим существенным элементом данного направления стало обучение и активное применение методов психологической разгрузки, снижение психоэмоциональной напряженности, купирование нежелательных симптомов стресса.
Еще одним существенным направлением коррекционной программы выступило обучение испытуемых навыкам использования конструктивных личностных копинг-стратегий в проблемных ситуациях, возникающих на рабочем месте. Задача состояла в том, чтобы научить испытуемых применять конструктивные копинг-стратегии, в частности, проблемно-ориентированную стратегию «Разрешение проблем» в эксквизитных ситуациях, которые имеют решение, а эмоционально-ориентированную стратегию «Избегание проблем» — в том случае, если адекватное разрешение актуальной проблемы представляется невозможным. Кроме того, в процессе эксперимента его участники активно отрабатывали умение просить о помощи и поддержке (социальной, эмоциональной), когда в этом есть необходимость, т.е. шло формирование базисной копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки». В ходе обеих программ демонстрировалось преимущество активных, конструктивных стратегий совладания и взаимодействия, например, таких как «Разрешение проблем» и «Поиск социальной поддержки», по сравнению с пассивными техниками преодоления («Избегание проблем»).
Обучаясь навыкам психической саморегуляции, участники экспериментальных групп выполняли различные упражнения на стрессоустойчивость. Так в ходе психодраматических действий и обсуждений в балинтовской группе имели возможность отработать эффективные копинг-стратегии и осознать их позитивное воздействие на самочувствие и качество жизни в целом, что оказало положительный эффект на управление стрессом и выгоранием на рабочем месте.
Наше исследование показало, что опыт проведения специализированной коррекционной программы свидетельствует о реальной возможности оказания психологической помощи беременным женщинам, переживающим внутренний конфликт. Полученные данные подтверждают вывод о том, что работники, применяющие адаптивные стратегии преодоления проблемных ситуаций, более толерантны и лучше подготовлены к «переживанию» эмоционального стресса; они могут более эффективно справляться с различными проблемами и с их негативными последствиями, приводящими к картине выгорания. Кроме того, результаты экспериментальных исследований свидетельствуют: выраженные проявления синдрома эмоционального выгорания тесно взаимосвязаны с напряженной психологической защитой, тенденциями социальной дезадаптированности и пассивными стратегиями совладания. Соответственно, для редукции выгорания необходимо снижение уровня неосознаваемого защитного поведения путем интериоризации осознанных зрелых копинг-механизмов и формирования паттернов адаптированных взаимоотношений. С целью профилактики обозначенных негативных явлений целесообразно организовывать работу как постоянных, так и краткосрочных превентивных и реабилитационных программ, адресованных беременным женщинам.
Констатация того, что более эффективными и более предпочтительными следует считать программы, направленные на формирование компонентов активного копинг-поведения, работающие в рамках активного психотерапевтического подхода ( в частности, балинтовские группы и технику психодрамы) позволяет проектировать индивидуально ориентированное психологическое вмешательство.
Литература:
Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. Петрозаводск, 2004. 350с.
Аведисова А.С. Тревожные расстройства // Александровский Ю.А. «Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение». М: ГЭОТАР-МЕД. 2004. С. 66–73.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.)
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.: Питер, 2004.
Брутман В.И., Северный А.А.Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. Томск, 1992.
Вознесенская Т.Г., Федотова А.В., Фокина Н.М. Персен-форте в лечении тревожных расстройств у больных психовегетативным синдромом // Лечение нервных болезней. 2002. №3 (8). С. 38–41.
Воробьева О.В. Психовегетативный синдром, ассоциированный с тревогой (вопросы диагностики и терапии) // Русский медицинский журнал. 2006. Т.14. № 23. С. 1696–1699.
Грандилевская И.В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.
Касьянова О.А. Социально-психологические факторы подготовки женщин к беременности, родам и материнству: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты Философия Психология Социология. М., 1996.
Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта // Приложение № 2 к «Журналу практического психолога». — М.: Фолиум, 1997.
Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001.
Фанталова Е.Б. Ценностно-ориентированная система методик «Диагностика внутреннего конфликта» и возможности её применения сфере социальной работы. — М.: Эксмо, 1999.
Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. М., Изд-во УРАО, 2005. 328 с.
Davidson J.R.T. Pharmacotherapy of generalized anxiety disorder // J. Clin. Psychiatry. 2001. Vol. 62. P. 46–50.
Fricchione G. Generalized anxiety disorder. // New Engl. J. Med. 2004. Vol. 351. №7. P. 675–682.
Ross L.E., McLean L.M. Anxiety disorders during pregnancy and the postpartum period: A systematic review // J. Clin. Psychiatry. 2006. Vol. 67. № 8. P. 1285–1298.
Rouillon F. Long term therapy of generalized anxiety disorder // Eur. J. Psychiatry. 2004. Vol. 19. № 2. P. 96–101.)