Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 02.05.2018

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Соколикова, М. А. Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / М. А. Соколикова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14148/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: прогностическая компетентность, антиципация, когнитивная составляющая, дефицитарное развитие

Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности младших школьников обусловлена задачами образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение различных компетенций.

Проблема сформированности компетенций особенно остро стоит у детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с нарушениями в развитии, овладение различными компетенциями становятся для них затруднительным или невозможным. Говоря о прогностической компетентности, нужно отметить, что для детей с ограниченными возможностями здоровья прогнозирование результатов своей деятельности является особенно затруднительным, так как прогнозирование связано с умение анализировать ситуацию, находить ключевые её стороны и прослеживать её развитие. Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно удерживать программу действий, выделить основное и довести данную программу до логического завершения.

Проблематика прогнозирования, антиципации, прогностических способностей, прогностической деятельности занимает важное место в психологических исследованиях последних десятилетий. Феноменология, содержание, функции прогнозирования, его место в общей структуре психического изучается на разнообразной теоретической основе. Так, Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич выделяют структурно-уровневый, психофизиологический, когнитивно-поведенческий, генетический, клинический, деятельностный, ситуационный, акмеологический подходы к прогнозированию [2].

Значимость проблематики прогнозирования для психологии отражает те возрастные рамки, в которых происходит изучение антипационных процессов. Различные аспекты прогнозирования изучаются в раннем онтогенезе [3], подростковом возрасте [4], у старших школьников, студентов [5].

Принципиальной является проблема взаимосвязи прогнозирования и процессов социализации. Уже в исследованиях младшего школьного возраста умение прогнозировать относят к числу приоритетных качеств личности, без которых невозможна успешная социализация в современных условиях.

Особое значение имеют экспериментальные данные, которые показывают наличие выраженных недостатков прогностических процессов не только при различных формах девиантного поведения, но также и у подростков группы риска возникновения девиаций [6].

Особенности социализации детей и подростков с нарушениями развития в дефектологии, специальной психологии, социологии изучались преимущественно через призму трудностей, специфических задач, условий, методов содействия социализации. Рассмотрение отношений ребенка с нарушениями развития к собственному здоровью, его охране и укреплению в качестве обязательной части пространства его социализации подчеркивает специфику протекания социализационных процессов в условиях дизонтогенеза. Тем самым прогностическая компетентность младшего школьника с дефицитарным развитием предполагает дополнительную составляющую — способность к прогнозированию в сфере охраны здоровья и реабилитации.

Таким образом, существующие в литературе данные о тесной связи социализационных процессов с показателями прогнозирования дают основания рассматривать прогностическую компетентность как показатель благополучно протекающей социализации и различных отклонений, таких, как девиантное поведение. Предлагаемая структура пространства социализации младшего школьника с дефицитарным развитием и соответствующая ей структура прогностической компетентности может выступать основой для дальнейшего теоретического и эмпирического изучения прогнозирования у этой категории детей, а также для сравнения его с нормогенезом [1].

В экспериментальном исследовании приняли участие 36 детей с ТНР и 36 детей с нормотипическим развитием. Исследование было направлено на изучение особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы. Такое поведение может являться показателем низкой сформированности прогностической компетентности, так как, нарушая социальные нормы, дети не прогнозируют возможные последствия своей деятельности. Мы использовали психодиагностическую методику изучения прогностической компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы».

Необходимость целостной оценки благополучия либо нарушений процесса социализации определила выделение следующих значимых для социализации младшего школьника сфер: отношение к учению; отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе с учителем; отношения в семье; отношения в интернет-пространстве и отношение к болезни.

Совокупность этих отношений задает основной контур социализации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. В каждой из сфер выделяются: во-первых, особенности прогнозирования в ситуациях учения и школьной жизни ребенка, что определяется ведущей ролью учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте; во-вторых, прогнозирование в ситуациях, не связанных прямо с учением и школьной жизнью, значение которого для благополучия процесса социализации возрастает по мере взросления ребенка. Каждая из выделенных сфер отношений имеет собственную специфику содержания прогнозирования, требующую учёта особой конфигурации норм и правил культуры для реализации просоциального поведения. Общая прогностическая компетентность определяется развитой способностью к прогнозированию в каждой из указанной сфер и может расцениваться как важный показатель благополучия социализации; недостаточное развитие прогностической компетентности — служить индикатором риска формирования девиантного поведения.

Структурно-функциональная модель включает три ведущих компонента: регулятивный, когнитивный, речекоммуникативный отражающих внутреннее функционирование прогностической компетентности. Выделение этих компонентов позволяет максимально отразить специфику нарушений детей с дефицитарным онтогенезом, а также связанные с этим особенности прогностической компетентности и возможные ограничения её формирования. В результате исследования был изучен когнитивный компонент прогностической компетентности.

В качестве эмпирических показателей уровня развития когнитивной функции и прогностической компетентности в целом был выделен ряд критериев: вариативность//инвариативность прогноза ориентация на вариативный или единственный сценарий развития событий; рациональный//нерациональный прогноз; детализованность//обобщенность прогноза, широта//узость социального контекста прогнозирования, максимальная // минимальная вербализация прогноза; полнота//бедность речеязыковых средств; наличие//отсутствие в прогнозе высказываний участников; наличие //отсутствие в речи категории будущего времени.

Статистически значимые различия между выборками школьников, выявлялись с помощью критерия Стъюдента.

Выявлены достоверные значимые при p≤0.05 1.96 и p≤0.01 2.58 различия по показателям между выборками:

– Сфера учения Мтнр (0,13); Мн(0,32)

– Сфера общение со сверстниками Мтнр (0,13); Мн (0,34)

– Сфера общение со взрослыми Мтнр(0,16); Мн (0,31)

– Сфера отношение к здоровью Мтнр(0,17); Мн(0,35)

– Сфера отношение в семье Мтнр(0.21); Мн(0.38)

– Общий показатель Мтнр(7.56); Мн(16.36)

По общему показателю когнитивной функции Мтнр(7.56); Мн(16.36) у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно снижена способность регулировать свое поведение, чем у детей с нормативным развитием. Выявлены достоверные различия между младшими школьниками двух выборок по всем сферам отношений данной функции.

Это означает, что когнитивный компонент прогностической компетентности, отражающий характеристики мыслительных процессов, с помощью которых осуществляется взаимосвязь познавательной активности субъекта с его социальным взаимодействием, у младших школьников с ТНР имеет менее низкий уровень, чем у нормотипичных сверстников, что в меньшей степени позволяет выбрать способ действия, соотносимый с конкретными условиями и подчиненный осознаваемому и ожидаемому результату.

Также выявлены значимые различий между выборками по критериям в когнитивной функции:

– Рацион // нерациональный прогноз Мтнр (0,06); Мн(0,76)

– Вариативность // инвариативность прогноза Мтнр (0); Мн(0,14)

– Обобщенность //детализованность прогноза Мтнр (0,42); Мн(0,3)

По критерию обобщенность//детализованность прогноза младшие школьники с ТНР показывают более высокий уровень, они выделяют большее количество компонентов ситуации: описывают поведение участников ситуации, их чувства и отношения. Значимых различий между выборками по критерию широта//узость социального контекста прогнозирования не выявлено. Однако в рациональном//нерациональном прогнозе дети с нормотипичным развитием показывают более значимый результат: их прогноз построен на основе выделения значимых отношений, характеристик ситуации, в том числе с учетом социальных норм. По критерию вариативность//инвариативность прогноза младшие школьники с ТНР показывают единственный сценарий развития событий. В результате исследования выявлено, что когнитивный компонент прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями речи характеризуется отклонениями показателей от возрастной нормы и проявляется в том, что адекватный прогноз событий у данной категории детей формируется более медленными темпами, с использованием нерациональных стратегий.

Литература:

  1. Ахметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А. И. Ахметзянова. — Казань: Изд-во Казан.ун-та. — 2017. –46с.
  2. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. —2006.— № 5. —С.50–59.
  3. Сергиенко, Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01./ Сергиенко Е. А.— М. —1997. 1–38с.
  4. Уланова, А. Ю. Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации / А. Ю. Уланова// Психологические исследования. —2015. Т. 8. — № 39. —С. 9.
  5. Киселева, М. А. Антиципация жизненного пути и социальное самочувствие молодого поколения / М. А. Киселева, Г. Н. Малюченко, О. В. Карина, Н. Е. Шустова. Саратов: Изд-во Наука. —2009. —123с.
  6. Гончарова, О. Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 / Гончарова Ольга Львовна; Каз. гос. ун-т. — Казань, 2003. — 173с.
Основные термины (генерируются автоматически): прогностическая компетентность, ограниченная возможность здоровья, младший школьник, девиантное поведение, когнитивный компонент, отношение, ребенок, когнитивная функция, младший школьный возраст, нерациональный прогноз.

Ключевые слова

прогностическая компетентность, антиципация, когнитивная составляющая, дефицитарное развитие

Похожие статьи

Высокая чувствительность при раннем детском аутизме

В статье приведен анализ понятия «гиперестезия» у детей с диагнозом ранний детский аутизм, отмечена роль высокой чувствительности при возникновении других проявлений расстройства аутистического спектра.

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Особенности психотерапевтической коррекции тревожно-депрессивных расстройств у пациентов с церебральным инсультом в раннем восстановительном периоде

Тревожно- депрессивные расстройства как одна их форм аффективных нарушений в последнее время привлекают к себе все большее внимание со стороны не только психиатров, но и неврологов, так как сочетание тревожной и депрессивной симптоматики и соматическ...

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Диагностика вегетативных расстройств у пожилых

В статье авторы пытаются определить клинические особенности проявлений вегетативных нарушений у пациентов пожилого возраста и провести инструментальную диагностику дисбаланса вегетативной регуляции.

Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится...

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Похожие статьи

Высокая чувствительность при раннем детском аутизме

В статье приведен анализ понятия «гиперестезия» у детей с диагнозом ранний детский аутизм, отмечена роль высокой чувствительности при возникновении других проявлений расстройства аутистического спектра.

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Особенности психотерапевтической коррекции тревожно-депрессивных расстройств у пациентов с церебральным инсультом в раннем восстановительном периоде

Тревожно- депрессивные расстройства как одна их форм аффективных нарушений в последнее время привлекают к себе все большее внимание со стороны не только психиатров, но и неврологов, так как сочетание тревожной и депрессивной симптоматики и соматическ...

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Диагностика вегетативных расстройств у пожилых

В статье авторы пытаются определить клинические особенности проявлений вегетативных нарушений у пациентов пожилого возраста и провести инструментальную диагностику дисбаланса вегетативной регуляции.

Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится...

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет