Изучение мотивации и мотива: ментальные репрезентации
Автор: Втюрина Татьяна Анатольевна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: проблемы практического применения» (Чита, июнь 2011)
Статья просмотрена: 2836 раз
Библиографическое описание:
Втюрина, Т. А. Изучение мотивации и мотива: ментальные репрезентации / Т. А. Втюрина. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 9-16. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/256/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мотивация как феномен давно привлекает внимание ученых. Существующие описания мотивационной феноменологии, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, отличаются большим разнообразием и многоаспектностью. В то же время ментальная репрезентация мотивации редко выступает самостоятельным объектом изучения. Значимость исследования ментальных репрезентаций мотивации связана с анализом источников поведения человека, со способом восприятия объективной реальности.
Исследования мотивации в большинстве случаев носят внешний для индивида характер, при этом доминантой для описания данных являлась позиция внешнего наблюдателя. Особенностью нашего исследования является то, что изучение мотивации осуществляется с позиции внутреннего наблюдателя. Исследование направлено на изучение репрезентаций о мотивации сквозь призму отображения в ментальном плане субъекта; изучение характеристик репрезентаций в сознании; рассмотрение проблемы универсальности и специфичности ментальной представленности мотивации. Цель исследования – изучение и описание совокупности представлений о мотивации и мотиве у студентов-психологов и студентов непсихологических факультетов. Предмет исследования - содержание и организация ментальных репрезентаций понятий «мотивация» и «мотив».
Анализ семантического пространства понятия мотивации позволяет отметить, что данное понятие соотносится с потребностями, побуждениями, функциональными состояниями, представлениями, намерениями [1]. Следует отметить, что понятие мотив часто описывается в этих же терминах, т.е. мотивация и мотив часто понимаются и употребляются как синонимы. Действительно, данные понятия тесно связаны между собой и близки по смысловому содержанию, оба объясняют причины поведения. Однако они не являются тождественными: мотив – это элемент мотивации, которая представляет собой систему мотивов; мотивация является вторичным образованием по отношению к мотиву (К. Мадсен, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, В.И. Ковалев, В.Д. Шадриков).
В исследовании приняли участие студенты факультета психологии (N=180, группа студентов-психологов) и студенты непсихологических факультетов (N=180, группа студентов-непсихологов) Вятского государственного гуманитарного университета. Методом сбора данных выступил свободный ассоциативный эксперимент, в ходе которого студентам было предложено написать не менее пяти ассоциаций к словам мотивация и мотив. Результаты обрабатывались с помощью методики прототипического анализа, предложенной П. Вержесом [3]. Обработка данных сводилась к распределению полученных в ассоциативном эксперименте ассоциаций на «зоны» в зависимости от частоты встречаемости и ранга ассоциации. В зону ядра попадают ассоциации, имеющие низкий ранг и высокую частоту встречаемости, к периферической зоне, напротив, относятся ассоциации с высоким рангом и низкой частотой встречаемости. К переходной области – так называемой зоне изменений – относятся как ассоциации с низкими рангом и частотой, так и ассоциации с высокими рангом и частотой.
Представление о мотивации в группе студентов-психологов. Всего было собрано 991 ассоциация для понятия «мотивация», что в среднем составляет 5,5 понятия. Словарь различных понятий содержит 271 слово. В соответствии с указанными критериями П. Вержеса мы проанализировали в первую очередь часто встречающиеся ассоциации, т.е. те которые упоминались хотя бы 7% респондентов. Эта часть составила 54,59 % от общего числа предложенных понятий. В этом случае средний ранг ассоциации составил – 3,4, частота – 30,05. У студентов-психологов мотивация ассоциируется с целью, побуждением, мотивом, стимулом. Данные понятия попадают в зону ядра представлений (табл. 1).
Таблица 1
Элементы, образующие ядро и периферию представления о мотивации
в
группе студентов-психологов
Частота ассоциации |
Средний ранг ассоциации |
|
Менее 3,4 |
Более или равен 3,4 |
|
Более или равна 30,05 |
Побуждение (51; 2,31) Мотив (43; 2,09) Стимул (31; 2,96) |
|
Менее 30,05 |
|
|
Примечание – здесь и далее первое число означает частоту встречаемости этого понятия, второе – ранг его появления |
Собственно периферическая система представления образована понятиями: действие, потребность, работа, достижение, успех, необходимость, причина, результат. В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения, попадают: желание, стремление, деятельность, заинтересованность, учеба, интерес. Наиболее часто мотивацию ассоциируют с понятием цель. Можно предполагать, что «цель» связана, с одной стороны, с другим составляющим ядра – побуждение, с другой – с такими составляющими потенциальной зоны изменений, как желание, стремление, заинтересованность, интерес, а так же с элементами собственно периферической системы представлений – действие, потребность, достижение, результат.
Таким образом, для студентов-психологов мотивация – это цель, с выраженной направленностью, побуждающей к деятельности. В качестве движущей силы, вызывающей необходимое действие, указывается желание (заинтересованность, интерес). Есть в представлении о мотивации и указание на конечный результат (успех).
Представление о мотиве в группе студентов-психологов. Всего респонденты высказали 869 ассоциаций с понятием «мотив», что в среднем составляет 4,8 понятия. Словарь различных понятий содержит 233 слова. Как и в первом случае, мы проанализировали в первую очередь часто встречающиеся ассоциации (упоминающиеся хотя бы 7% респондентов). Эта часть составила 48,68 % от общего числа высказанных ассоциаций. В этом случае средний ранг ассоциации составил – 2,9, частота – 3,4. В число элементов ядра представления попадают следующие: побуждение, цель, причина, стимул (табл.2). Собственно периферическая система включает: толчок, деятельность, стремление, достижение. Потенциальная зона изменения образована элементами: желание, действие, потребность, мотивация, песня, побудитель.
Таблица 2
Элементы, образующие ядро и периферию представления о мотиве
в
группе студентов-психологов
Частота ассоциации |
Средний ранг ассоциации |
|
Менее 2,8 |
Более или равен 2,8 |
|
Более или равна 30,21 |
Стимул (31; 2,23) |
|
Менее 30,21 |
Побудитель (12; 2,56) |
|
Анализируя представления студентов-психологов о мотиве, следует отметить, что элемент ядра, чаще всего встречающийся в ответах респондентов, - побуждение. Побуждение представляется как гипотетическая сила, вызывающая активную целенаправленную деятельность. Причина выступает как основание, предлог действий. Другой элемента ядра – стимул – так же указывает на побудительный момент. В потенциальной зоне изменения содержатся элементы, указывающие на движущую силу. Конкретизацию понятия мотив можно усматривать через понятия цель и желание. Это согласуется с позицией X. Хекхаузена, который определяет мотив, как желаемое целевое состояние.
Представление о мотивации в группе студентов-непсихологов. Всего респонденты высказали 824 ассоциации с понятием «мотивация», что в среднем составляет 4,57 понятия. Словарь различных понятий содержит 325 слов. Как и в предыдущих случаях проанализировали часто встречающиеся ассоциации, т.е. те которые упоминались хотя бы 7% респондентов. Эта часть составила 36,8 % от общего числа предложенных понятий. В этом случае средний ранг ассоциации составил – 2,8, частота – 27,63. Ядро представления о мотивации в группе студентов-непсихологов образовано следующими элементами (табл.3): цель, мотив, побуждение. Собственно периферическая система представления включает понятия: деятельность, стремление, желание, объяснение. В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения, попадают: причина, действие, стимул, работа.
Таблица 3
Элементы, образующие ядро и периферию представления о мотивации
в
группе студентов-непсихологов
Частота |
Средний ранг ассоциации |
|
Менее 2,83 |
Более или равен 2,83 |
|
Более или равна 27,64 |
Мотив (46; 2,49) Побуждение (38; 2,34) |
|
Менее 27,64 |
Стимул (16; 2,37)
|
|
Наиболее часто встречающийся элемент ядра – цель. Это понятие связано с другими элементами ядра (побуждение, мотив), а так же элементами собственно периферической системы (деятельность, стремление, желание) и элементами потенциальной зоны изменения (причина, стимул). Таким образом, мотивация представляется как активный целенаправленный процесс (цель, побуждение), как основание действий (мотив, стимул, причина, стремление), как результат (действие, деятельность, работа).
Представление о мотиве в группе студентов-непсихологов. Всего респонденты высказали 753 ассоциации с понятием «мотив», что в среднем составляет 4,37 понятия. Словарь различных понятий содержит 242 слова. Мы проанализировали в первую очередь часто встречающиеся ассоциации, т.е. те которые упоминались хотя бы 7% респондентов. Эта часть составила 40,24 % от общего числа предложенных понятий. В этом случае средний ранг ассоциации составил – 2,77, частота – 27,54. Элементами ядра представления являются цель, побуждение (табл.4).
Таблица 4
Элементы, образующие ядро и периферию представления о мотиве
в
группе студентов-непсихологов
Частота |
Средний ранг ассоциации |
|
Менее 2,77 |
Более или равен 2,77 |
|
Более или равна 27,54 |
Побуждение (47; 2,74)
|
|
Менее 27,54 |
Музыка (15; 2,37) Преступление (13; 2,46) Стремление (12; 2,5) |
Мотивация (19; 3,47) Результат (19; 3,52)
|
Собственно периферическая система включает: действие, мотивация, результат. Потенциальная зона изменения образована элементами: причина, деятельность, желание, музыка, преступление, стремление. Ассоциация с самой высокой частотой встречаемости - цель. Цель рассматривается как предвосхищение результата деятельности. В потенциальной зоне изменений присутствуют элементы, раскрывающие побуждающую сторону мотива (причина, желание, стремление).
Сравнение представлений о мотивации в двух группах респондентов. Для студентов-психологов мотивация – это цель, характеризующаяся направленностью, побуждающая к деятельности. В основе необходимых действий лежит желание, интерес. Конечный результат положительно эмоционально окрашен (успех). Для студентов-непсихологов мотивация – это целенаправленный, динамический процесс, лежащий в основе действий, деятельности. В основе побудительной силы лежит причина, желание, стимул.
Анализ результатов показал, что наиболее высокой является частота встречаемости ассоциации цель (35%; 38%), побуждение (28%; 21%), мотив (24%; 26%) (табл.5). Анализ остальных «зон» дает возможность говорить о том, что мотивация представляет собой специфичное самостоятельное образование, включающее как обобщенные представления, так и свое смысловое содержание. Так в группе студентов-психологов отчетливо выделяется доминирующее по частоте понятие «желание» (28%), а в группе студентов-непсихологов данное понятие имеет низкую частоту встречаемости (8%). Большая частота встречаемости понятия «причина» отмечается в группе студентов-непсихологов (21%), в группе студентов-психологов данное понятие представлено мало (9%).
Таблица 5
Результаты ассоциативного эксперимента, характеризующие представления о мотивации в двух группах респондентов
Ассоциации к понятию |
Частота встречаемости |
φ -критерий Фишера |
Уровень |
|
Студенты-психологи |
Студенты-непсихологи |
|||
Цель |
63 |
68 |
0,55 |
p≥0,05 |
Побуждение |
51 |
38 |
1,58 |
p≥0,05 |
Желание |
51 |
14 |
5,27 |
p≤0,01 |
Стремление |
44 |
15 |
4,26 |
p≤0,01 |
Мотив |
43 |
46 |
0,37 |
p≥0,05 |
Деятельность |
37 |
17 |
3,03 |
p≤0,01 |
Стимул |
31 |
16 |
2,36 |
p≤0,01 |
Действие |
26 |
26 |
0 |
p≥0,05 |
Потребность |
26 |
10 |
3,05 |
p≤0,01 |
Работа |
24 |
13 |
1,93 |
p≤0,05 |
Заинтересованность |
23 |
4 |
4,12 |
p≤0,01 |
Достижение |
22 |
6 |
3,31 |
p≤0,01 |
Успех |
19 |
4 |
3,46 |
p≤0,01 |
Интерес |
17 |
9 |
1,63 |
p≥0,05 |
Причина |
16 |
38 |
3,31 |
p≤0,01 |
Анализируя полученные результаты можно утверждать, что в двух группах респондентов наблюдаются значимые различия в представлениях о мотивации по ассоциациям желание (φ эмп=5,27; p≤0,01), стремление (φ эмп=4,26; p≤0,01), успех (φ эмп=3,46; p≤0,01), заинтересованность (φ эмп=4,12; p≤0,01) и др.
Таким образом, в представлениях студентов понятие «мотивация» охватывает феномены, которые выражаются через понятия цель, побуждение, стремление, потребность и др. На основе ответов студентов можно предположить, что выявление смысла понятия мотивации происходит посредством соотнесения его с другими понятиями из интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер. Это согласуется с позицией Д. А. Леонтьева, который отмечает, что процессы чисто мотивационной природы (такие как желание, стремление, хотения) не вычленимы из множества когнитивных механизмов, которые управляют, направляют, трансформируют, связывают между собой. Феноменологически мотивация проявляется в эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в направленности и селективности человеческой деятельности, в системе ценностей и предпочтений. (В. К. Вилюнас).
-
- Литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
3. Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV. No. 405. P. 203-209.