Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе
Автор: Троицкая Алла Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: проблемы практического применения» (Чита, июнь 2011)
Статья просмотрена: 1351 раз
Библиографическое описание:
Троицкая, А. В. Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе / А. В. Троицкая. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/667/ (дата обращения: 19.12.2024).
В процессе обучения необходимо уделять большое внимание процессу профессионального становления, развития личности будущего специалиста, способствовать повышению эффективности труда и мотивации на достижение максимальных результатов.
Развитие и формирование профессионально-важных качеств будущих специалистов носит динамический характер, при условии использования различных развивающих моделей и активных методов обучения.
Основополагающую роль в развитии профессионально – важных качеств в процессе обучения играют активные методы обучения. К активным методам можно отнести все методы, средства, стимулирующие творческую активность, которые подвигают их на самостоятельное разрешение сложных ситуаций, самостоятельный поиск информации. Только при обеспечении принципа фундаментализации осуществляется подготовка высокопрофессиональных специалистов, способных адаптироваться и принимать меняющиеся условия труда, требования к деятельности.
В процессе обучения необходимо сочетание двух принципов – фундаментализации и профессионализации. При этом, профессионализация предполагает акцентирование внимания на вовлечение обучающихся с собственную деятельность, а фундаментализация предполагает увеличение глубины раскрытия частных объектов, и только при сочетании вышеприведенных принципов в процессе обучения становится возможным подготовить широко развитую профессиональную личность.
Наиболее возможные варианты активации обучения, активные методы обучения:
- проблемное обучение;
- система инвариантов - знание методов решения задач позволяет независимо от кажущегося внешнего различия задач найти единый путь анализа и решения;
- имитационная игра – данный вид обучения служит для формирования познавательной, профессиональной и коммуникативных сфер деятельности;
- деловая игра, данный вид повышает познавательную активность, развивает у обучающихся систему навыков, умений и знаний;
- социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, тренинг так же может быть направлен на развитие профессионально – важных качеств будущих специалистов, на преодоление трудностей в сфере коммуникации.
Для полноценной подготовки кадров необходимо еще в большей степени мобилизировать все имеющиеся ресурсы у обучающихся для успешного выполнения ими будущей профессиональной деятельности, формировать, совершенствовать, реализовывать и обогащать развитие дополнительными знаниями, раскрывать весь потенциал их способностей.
Результативность профессиональной деятельности зависит как от генетически определенных черт и признаков личности, так и от степени профессионально важных качеств, познаний, умений и навыков, завоеванных в ходе деятельности (учебы). Исходя из этого положения, нами планируется, что каждая деятельность активизирует формирование конкретных индивидуально-психологических и психофизиологических характеристик индивидуума, которые обладают ценностью для личностного развития, усиливают свободу предпочтения и обогащают личность. Являясь движением динамичным, деятельность инициирует формирование человека и его способностей, и в тоже время должны быть отправные индивидуально-психологические характеристики, каковые содействуют вырабатыванию профессионального улучшения, его профессиональных способностей.
В процессе профессионального обучения в вузе нет четкой границы и определенной перспективы, гарантии на профессиональный рост будущих специалистов.
Как показало проведенное психодагностическое исследование уровень развития профессионально – важных качеств имеет тенденцию к развитию только до 4–го курса. Дальнейшего развития качеств, необходимых специалисту, как правило не происходит, а по некоторым показателям наблюдается снижение показателей. Многие ПВК, развитые к третьему курсу, на пятом становятся временно не востребованными, так как основная задача, стоящая перед пятикурсниками – написание и успешная защита дипломов, и подготовка к государственным экзаменам. Не исключено, что это может быть связано так же и с потерей интереса к обучению, будущей профессии. На четвертом, пятом курсах обучающиеся выходят на практику. Возможно, именно после прохождения практики учащиеся адекватно начинают воспринимать ту ответственность и необходимый уровень профессионально-важных качеств, у них происходит осознание уровня своей подготовленности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, после третьего курса студенты оказываются максимально психологически готовы к стимулированию имеющихся профессионально – важных качеств, для применения и использования дополнительных средств и методов обучения, для подготовки квалифицированных и подготовленных специалистов.
Помимо этого по результатам проведенных психодиагностических методик были установлены следующие факторы: так, на четвертом году обучения из числа студентов, принявших участие в исследовании самоактуализирующейся личности у 57 % хорошо выражена автономность, у 63% высокие значения гибкости поведения; 65% умеют быстро налаживать контакт с окружающими людьми. Выше перечисленные показатели и данные, свидетельствуют, что выпускники способны принимать самостоятельно решения, связанные с профессиональной деятельности. Они осознают систему взаимосвязей между руководителем и подчиненным, правильно оценивают формы взаимодействия, как с коллегами и сотрудниками, так и с руководящим составом компаний. На пятом году обучения, перечисленные выше способности остаются на прежнем уровне, что не приемлемо для выпускных курсов. Низкий уровень способности не гарантирует, что при выпуске из высших образовательных учреждений будет сформирован и подготовлен квалифицированный специалист. Так же данный факт может свидетельствовать о замедлении процесса развития ПВК, процесса формирования высококвалифицированной и грамотной личности.
Результаты сравнения личностных профилей высокоуспешных специалистов коммуникативных профессий и выпускников пятого курса позволили сделать заключение, что в процессе профессионального становления в высших образовательных учреждениях при имеющейся системе обучения, происходит частичное развитие личностных качеств, важных профессиональных качеств. Данные качества и уровень развития личности не соответствует тем требованиям, которые предъявляются выпускникам и молодым специалистам. Эти качества имеют низкие или средние показатели развития личности, являются довольно слабыми и не соответствуют требованиям и запросам организаций, поскольку большая часть профессионально – важных качеств нуждается в стимулировании и дополнительном развитии.
Развитие профессионально- важных качеств будущих специалистов во время обучения в вузе происходит неравномерно. К концу третьего курса завершается процесс освоения необходимых, базовых знаний, обучающиеся получают достаточный опыт работы во время практики, что и обуславливает качественный скачек в развитии личностных качеств.
Сравнительный анализ психологических портретов профессионально успешных сотрудников и выпускников пятых курсов дал возможность считать критерием успешности развития, к моменту окончания образовательного учреждения, уровня сформированности содержательных характеристик рассматриваемых нами ПВК.
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что на успешность овладения будущей профессией влияет и успешность обучения в вузе, результаты академической успеваемости, их способности, а так же уровень развития у обучающихся целого комплекса профессионально-важных качеств, которые являются неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки.
Профессионально-важные качества различаются специфичной организацией отношений, которая направленно складывается, корректируется и улучшается в ходе особого психолого-педагогического процесса с применением технологий влияния на осознаваемые и неосознаваемые элементы психики обучающегося. Знание психологических особенностей обучающихся, их психологических черт, особенностей реагирования в различных жизненных и профессиональных ситуациях даст вероятность обнаружить наиболее информативные технологии исследования личности, мер подбора и разрешит установить более верные границы уровней профессиональной успешности.
Организованная психологическая служба образовательных учреждений будет содержать психологические методики со свободным использованием групповых технологий работы, при которых межперсональная степень взаимодействия будущих специалистов начнет содействовать формированию профессионального разума и совершенствования, выдающихся в качестве внутренней конфигурации детерминации профессионального созревания и саморазвития.
Организованная психологическая служба образовательных учреждений обязана быть ориентирована на вырабатывание профессионально значительных психологических качеств. Осознание и воспитание в дальнейшем сформируют стабильный потенциал специалиста, предопределяя его зрелость как субъекта управления личным профессиональным развитием.
Проведя анализ литературных источников, результатов и особенностей профессиональной деятельности специалистов коммуникативных профессий, все более очевидным становится проблема несоответствия требованиям профессиональной деятельности тех профессионально-важных качеств, которые развиваются у обучающихся в процессе обучения, а также уровня сформированности и развития у них определенных психологических качеств, которые являются наиболее важными и значимыми с практической точки зрения.
- Литература:
Бодров В.А. Психологические проблемы профессионализации // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 2001. С. 110.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 2003.512 с.
Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1997. 180 с.
Ломов Б.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 2004..173 с.
Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Дисс... док. психол. наук. М., 1992