Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей / Л. Э. Кузнецова, Д. А. Картавцев. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/14565/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена теоретическому анализу проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей. В статье уделяется внимание анализу причин и особенностей формирования невротических расстройств у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Авторами доказывается необходимость оказания психологической помощи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Выделяются основные аспекты оказания психологической помощи. Арт-терапия рассматривается как наиболее эффективный психологический метод лечения неврозов у детей.

Ключевые слова: неполные семьи, семейные взаимоотношения, невротические расстройства, личность ребенка, арт-терапия.

Социально-экономический и духовно-нравственный кризис, переживаемый российскими семьями, привел к деформации традиционных семейных отношений. Неполные семьи становятся доминирующим типом современных семей, для которых характерно нарушение системы отношений мать-отец-ребенок. Полноценное психическое развитие личности ребенка невозможно в семье с нарушенной структурой взаимоотношений. Негативная модель семейных взаимоотношений, патологические стили воспитания, постоянные конфликты между супругами, психические травмы, характерные для неполных семей, оказывают патологическое воздействие на личность ребенка, приводя к развитию невротических расстройств.

Для нормального психического развития личности ребенка любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми, прежде всего родителями. Только при поддержке родителей ребенок, воспитывающийся в неполной семье, способен адаптироваться к сложным условиям современного мира и успешно преодолевать трудности.

Коррекция невротических расстройств у детей, воспитывающихся в неполной семье, достаточно длительный процесс, который должен осуществляться в рамках проведения семейной психокоррекции квалифицированными психологами с использованием современных методов психотерапии. Наиболее эффективным методом коррекции невротических расстройств у детей младшего школьного возраста признается метод арт-терапии.

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье рассматривались в работах Л. С. Алексеевой, М. И. Буянова, П. Г. Гасановой, Д. М. Даудовой, И. Ф. Дементьевой, Н. П. Ивановой, К. В. Радецкой, В. М. Целуйко, В. А. Хохловой и др.

Анализ данных исследований показывает, что отсутствие одного из родителей в семье приводит к нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка [1].

Исследования А. И. Захарова, А. Э. Вейц показали, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, в силу переживаемых стрессовых ситуаций, склонны к формированию невротических расстройств [3, 4].

Невротические расстройства относятся к категории психогенных функциональных расстройств, вызванных психической травмой. В неполных семьях, такой психической травмой становится ситуация супружеского развода, постоянные конфликты между супругами, потеря одного из родителей. Невротические расстройства — это расстройства в эмоциональной сфере личности, приводящие к нарушению поведения и психической дезадаптации. Наиболее интенсивно невротические расстройства развиваются у детей младшего школьного возраста, перерастая к подростковому возрасту в различные виды девиаций. Клинические проявления невротических расстройств у детей достаточно разнообразны и проявляются в виде тревоги, страхов, абсессии, астенических состояний, соматовегетативных нарушений, нервных тиков, заикания. Преобладают базовый астенический, депрессивный и истерический неврозы [3].

Согласно исследованиям В. Г. Белова, А. М. Калугина, В. М. Кирьянова, Ю. А. Парфенова невротические расстройства у детей, перенесших психическую травму, имеют длительный и хронический характер и могут проявляться в виде тревожно-фобических реакций, неврастении, психосоматических и вегетативных проявлений, значительно нарушая поведение и социально-психологическую адаптацию.

Данные исследования показывают необходимость оказания психологической помощи детям, воспитывающимся в неполных семьях.

Большинство современных психологов: А. И. Тащева, Г. А. Фигдор, А. Г. Харчев, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер приходят к выводу о том, что лечение невротических расстройств у детей из неблагополучных неполных семей возможно путем системного подхода в процессе семейной психокоррекции.

Анализируя современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей психологи приходят к выводу, что многие родители не понимают истинных причин возникновения психологических проблем у детей. Родители не осознают, что первой причиной невротических состояний у ребенка является неблагоприятные взаимоотношения в семье и их собственное психическое неблагополучие. В связи с чем, психокоррекционная работа должна начинаться с оказания психологической помощи взрослым. Если не улучшить психологическую обстановку в семье, работа с ребенком будет неэффективной, какие бы современные методы не использовал психолог.

Психологическое сопровождение детей, воспитывающихся в неполных семьях, включает в себя проведение психокоррекционных занятий с детьми и семейных психологических консультаций для родителей, направленных на формирование позитивных взаимоотношений между бывшими супругами и принятие роли родителя. Родители обязаны знать индивидуально-психологические особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, обязательно позволять ребенку общаться с отцом, так как это играет значительную роль в формировании и развитии ребенка [5].

Наиболее эффективными психологическими методами лечения неврозов признаются метод патогенетической психотерапии при оказании помощи взрослым и метод арт-терапии в работе с детьми.

Арт-терапия запускает внутренние ресурсы ребенка, высвобождая негативные эмоции — агрессию, обиду, тревогу. Формируется чувство внутреннего самоконтроля, развивается воображение, повышается самооценка, что положительно влияет на снижение невротической симптоматики.

Арт-терапия позволяет детям выразить то, что очень сложно рассказать при помощи слов. Это один из самых эффективных и в то же время самых мягких и глубоких методов, ее можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Этот метод не имеет ограничений, всегда ресурсен и используется практически во всех направлениях психотерапии [2].

Взаимодействие, происходящие в арт-терапевтических группах, помогает детям идентифицировать себя с другим, сближаясь и получая эмоциональную поддержку и понимание. Эмоциональная связь с друзьями, близкими помогает правильно оценивать свои чувства и находить конструктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций. Формируется желание и способность слушать, помогать, понимать и анализировать чувства и жизненные ситуации.

Использование групповой формы арт-терапии при работе с семьей, переживающей супружеский развод, помогает снизить негативные эмоции между членами семьи, снизить механизмы психологической защиты и прийти к пониманию и поддержке друг друга. У всех участников занятий развивается способность к конструктивному бесконфликтному общению [2].

Итак, арт-терапия — это метод терапии искусством, творческим самовыражением, эффективность применения которого в контексте лечения связана с воздействием на эмоциональную сферу человека. Именно искусство позволяет воздействовать на бессознательную сферу психики ребенка. Взаимодействуя на символическом уровне, арт-терапия помогает понять скрытые переживания и чувства ребенка и отреагировать, выместить их вовне. В результате этого снимается напряженность психотравмирующей ситуации и исчезает невротическая симптоматика у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Арт-терапия способствует активизации личностных ресурсов детей, а именно формированию активности, самостоятельности, способности к эмоционально-волевой саморегуляции, уверенности в себе и настойчивости в преодоление трудностей. У детей и родителей формируется новая система отношений, основанная на понимание, доверие и поддержке друг друга в результате осознания и принятие новой модели семьи и ответственности за ее дальнейшее развитие.

Литература:

  1. Буянов, М. И. Воспитание детей в неполной семье / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1980. — 387 с.
  2. Васик, Н. В. Детская арт-терапия и её использование / Н. В. Васик // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 221–223.
  3. Вейц, А. Э. Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами / А. Э. Вейц // Вестник ЮУрГУ. — Серия: Психология. — 2012. — № 31. — С. 103–108.
  4. Захаров, А. И. Психология семейного конфликта / А. И. Захаров. — М.: Конус, 2000. — 123 с.
  5. Кузнецова, Л. Э. Особенности проявления психологического насилия по отношению к детям в семьях, перенесших супружеский развод / Л. Э. Кузнецова // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 879–882.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, расстройство, неполная семья, психологическая помощь, личность ребенка, психическая травма, родитель, младший школьный возраст, невротическая симптоматика.

Похожие статьи

Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка. Раскрывается понятие эргопедагогики и ее отличие от эрготерапии. Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Похожие статьи

Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка. Раскрывается понятие эргопедагогики и ее отличие от эрготерапии. Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...