Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов
Авторы: Храпов Алексей Владимирович, Кузнецова Лейла Эдуардовна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 16.10.2018
Статья просмотрена: 786 раз
Библиографическое описание:
Храпов, А. В. Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов / А. В. Храпов, Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/14569/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов. В статье уделяется внимание анализу понятия профессиональной карьеры, рассматриваются психологические классификации карьер. Выделяются психологические особенности личности, способствующие построению успешной профессиональной карьеры.
Ключевые слова: личность, карьера, профессиональная деятельность, успешность построения профессиональной карьеры.
Изучением феномена «карьеры» занимаются различные научные направления и школы. Исследования социологов, политологов, экономистов уделяли внимание продвижению личности по карьерной лестнице в процессе накопления личностью профессиональных умений и навыков. И только в психологии, впервые, о профессиональной карьере заговорили как о развитие личности, личностной самореализации и саморазвитии в профессии.
В 20-м веке изучению особенностей развития личности в карьере, личностных предпосылок ее успешного построения уделяли внимание зарубежные психологи: Ф. Вудкок, Н. Джисберс, К. Макдениэлс, Ф. Марвис, И. Мур, Д. Сьюпер, Л. Хансен, Д. Холл, Д. Френсис и др.
Анализ зарубежный исследований позволяет рассматривать карьеру как быстрое и успешное продвижение в профессиональной деятельности, профессиональный рост.
Ф. Вудкок понимает под профессиональной карьерой профессиональное развитие личности, профессиональный путь, направленный на достижение целей, движение по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками [1].
Н. Джисберс рассматривает карьеру как путь к успеху в профессиональной деятельности, власти, высокому социальному положению и материальному благополучию [2].
К. Макдениэлс расширяет понимание карьеры, считая, что карьера не тождественна понятию профессии. Это стиль жизни, проявляющийся в значимости профессиональной деятельности для личности. Личность, ориентированная на карьеру, уделяет ее построению большую часть времени, проявляет настойчивость, мотивацию достижения, активность.
Л. Хансен считает, что карьера — это целая цепочка событий от начала обучения личности до достижения высокого уровня профессионализма и значимого социального положения. События, направленные на достижения карьерного роста, являются компонентами ролевой интеграции.
И. Мур понимает под карьерой процесс саморазвития и самоинтеграции личности, обусловленный взаимовлиянием социально-психологических факторов, событий, происходящих в обществе, семье [4].
Д. Сьюпер рассматривает карьеру как множество взаимосвязанных событий в жизни человека. Интересы, способности, склонности, социальные институты, должности, профессиональные и социальные роли дают общую направленность личности на профессиональное развитие. Карьера рассматривается как динамический процесс, существующий только в движение. У каждого человека свой уникальный профессиональный путь, обусловленный индивидуальностью личности, ее жизненной активностью. Карьера личности включает в себя периоды жизни человека до построения карьеры и после ее завершения. Успешность карьеры определяется интеграцией всех жизненных ролей личности [3].
Д. Сьюпером была разработана одна из первых психологических классификаций карьер. В основу классификации были положены признаки стабильности карьеры, а также определялась специфика построения профессиональной карьеры мужчинами и женщинами.
В профессиональной деятельности мужчин можно выделить стабильную, обычную, нестабильную и карьеру с множеством проб. У женщин возможно формирование следующих типов карьер: карьеры домохозяйки, обычной карьеры, после получения образования женщины работают до замужества, а затем становятся домохозяйками; стабильной рабочей карьеры; двухлинейной карьеры, заключающейся в сочетание карьеры домохозяйки и стабильной рабочей карьеры; прерывающейся и нестабильной карьеры; карьеры с множеством проб, заключающейся в постоянном поиске актуальной профессии.
Женщины при построении карьеры более зависимы от социального окружения и много энергии тратят на создание определённого социального окружения на работе.
Исследования Д. Сьюпера показали, что на основе пола дифференцируются сферы профессиональной деятельности, карьерные достижения. Даже в современном обществе мужчины и женщины выбирают традиционные профессиональные сферы. Нетрадиционные профессиональные выборы у мужчин обусловлены их нетрадиционностью в сексуальных характеристиках. Профессиональный выбор у женщин обусловлен престижностью выбираемых профессий, способностями, интеллектом. Женщины более, чем мужчины, склонны к планированию собственных карьер. Однако именно у мужчин успешность карьеры обусловлена их планами [3].
Половые различия влияют на доминирование ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, стиля профессионального поведения. Женщины более требовательны и ответственны при принятии карьерных решений, в связи с необходимостью установления баланса между домой и карьерой.
Таким образом, различные типологии и классификации карьер выполнены в связи с критериями, отражающими представления исследователей о феномене «карьера».
Традиционное понимание карьеры как линейно-последовательного достижения профессионального мастерства в процессе жизни в рамках выбранной профессии придерживались многие зарубежные психологи. Однако в конце 20-го века появились современные представления о карьере как поливариативном явлении. Карьера современного человека представляет сложное и не всегда последовательное явление. Достаточно часто люди меняют одну профессиональную деятельность на другую. Профессиональная карьера подразумевает не только движение вперед, но и стагнацию, регрессивное развитие личности в профессии [5].
Традиционный подход построения карьеры утверждал, что для успешного ее построения необходимо постоянно развивать одни профессиональные умения и навыки. Поливариативный подход приветствует постоянное обучение и переобучение личности, получение новых знаний, умений и навыков, овладение новыми специализациями в рамках одной профессиональной деятельности или смену профессиональной деятельности на наиболее востребованную на рынке труда, наиболее конгруэнтную типу личности. Личность может совершенствовать и развивать профессиональные умения и навыки в нескольких профессиональных сферах деятельности.
В новых социально-экономических условиях владение личностью навыками и умениями в одной профессиональной деятельности можно рассматривать как показатель неадаптивности. Постоянные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека владения разными профессиями и специализациями в рамках одной профессии. Поливариативный подход показывает необходимость владения личностью метаумениями — способностью быстро адаптироваться к инновациям, изменениям, происходящим в конкретной профессиональной сфере, в организационной системе; способностью к самообразованию и самообучению [5].
Для построения современной поливариативной карьеры личность должна обладать активностью, самостоятельностью, практичностью, поведенческой гибкостью, ответственностью, настойчивостью, целеустремленностью и др.
Исследования Л. Хансен, Д. Холл, Д. Френсис показали значительное влияние на успешность построения карьеры личностных особенностей профессионалов [6]. Карьера — это процесс, управляемый самим человеком. Активность личности по построению карьеры определяется, прежде всего, особенностями потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности.
Таким образом, в исследованиях современных зарубежных авторов карьера рассматривается как субъективное, динамичное, прогрессирующее явление, во многом определяющееся потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферами личности. Успешность построения карьеры носит интернальный характер. Для достижения определенных результатов в карьере важно субъективное осознание собственной успешности.
Литература:
- Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. — М.: Наука, 2001. — 84 с.
- Горчакова, Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе / Л. Н. Горчакова // Молодой ученый. — 2010. — № 1. — Т. 2. — С. 263–266.
- Лабунская, В. А. Социальная психология личности / В. А. Лабунская. — М.: Гардарики, 1999. — 403 с.
- Соколова, А. С. Профессиональная карьера и подходы к ее исследованию отечественными и зарубежными авторами / А. С. Соколова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 3. — С. 99–103.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Наука, 2006. — 161 с.
- Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Глобус, 2003. — 231 с.
Ключевые слова
карьера, личность, профессиональная деятельность, успешность построения профессиональной карьерыПохожие статьи
Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции
В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура профессиональной Я-концепции с выделением когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Основные вопросы построения и развития карьеры в профессиональной деяте...
Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов
В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...
Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований
В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.
Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности
Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...
Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза
В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...
Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых
В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.
Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Методики изучения профессиональной языковой личности
В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...
Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.
Социальная адаптация студентов в вузе
В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...
Похожие статьи
Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции
В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура профессиональной Я-концепции с выделением когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Основные вопросы построения и развития карьеры в профессиональной деяте...
Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов
В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...
Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований
В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.
Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности
Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...
Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза
В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...
Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых
В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.
Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Методики изучения профессиональной языковой личности
В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...
Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.
Социальная адаптация студентов в вузе
В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...