Потребность в безопасности. Возможные причины формирования состояния одиночества в жизни лиц с ограниченными возможностями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Немцова, С. В. Потребность в безопасности. Возможные причины формирования состояния одиночества в жизни лиц с ограниченными возможностями / С. В. Немцова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1000/ (дата обращения: 19.12.2024).

Как показывает практика, один наиболее важный и в то же время проблемный вопрос в жизни людей с ограниченными возможностями является проблема критической формы одиночества. Теории феномена одиночества являются целостными, объединяющими в себя множество факторов и трактовок. Данные факты раскрывают многогранность и многоаспектность феномена. В психологических словарях одиночество определяется, как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и\или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.() Современная психология включает богатый арсенал теоретического и эмпирического материала феномена одиночества, но проблема данного феномена у людей с ограниченными возможностями на современном этапе развития еще не приобрела определенного статуса, а вскользь затрагивалась в практико- ориентированных исследованиях К.Роджерса, К.Боумена, Дж.Янга, С.Г.Трубниковой, А.Маслоу, В.Н.Мясищева, Ф.Перлза, А.В.Петровского и др. Многообразие трактовок этого понятия с точки зрения разных исследователей подчеркивает многогранность данного психологического явления. Расхожесть мнений наблюдается и в определениях одиночества, одни определяют как – позитивное (уединенность), а другие как негативная (изоляция).

Однако отслеживается и определенная схожесть в данных трактовках, если человек самостоятельно ищет уединение (творческий поиск, принятие важных решений), то одиночество приобретает позитивную окраску, в противоположном случае- негативную: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции, никчемность и т.д.

Не возможность или ограничение способности некоторых лиц к свободному передвижению, недоступность некоторых объектов для инвалидов (памятники архитектуры, магазины, театры и т.д.), развивает дефицит к общению, порождает ряд психологических проблем, связанных с чувством одиночества и с не удовлетворением потребностей.

Основываясь на иерархии потребностей созданной американским психологом А.Маслоу, представленной виде пирамиды[10]:

  • Физиологические (голод, жажда, сон, секс);

  • Потребность в безопасности;

  • Потребность в принадлежности и любви (быть любимым и принадлежать к общности);

  • Потребности в уважении и почитании (признание, одобрение, успех);

  • Познавательные потребности;

  • Эстетические потребности;

  • Эстетические потребности (красота, гармония);

  • Потребность в самореализации (реализация своих способностей, целей).

Поведение человека обусловлено удовлетворением насущных потребностей и теория человеческих потребностей может быть приложена к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни.

Лицо с ограниченными возможностями представляет собой интегративное, организованное целое, мотивированное на удовлетворение своих потребностей. И, безусловно, большинство желаний и побуждений взаимосвязано между собой. Это может быть потребности как в еде, так и любви. Если данные потребности будут удовлетворены, то, по иерархии потребностей А.Маслоу, возникнут новые потребности- а именно потребности в безопасности ( потребность в защищенности, стабильности, отсутствия страха, тревоги, потребности сохранения физического и психического здоровья, потребность в структурированности и упорядочности окружающего мира, в законности и регуляции социального поведения, в помощи и покровительстве и т.д.). [10] Мы видим, что все потребности присущие здоровому человеку, не отличаются от потребностей для лиц с ограниченными возможностями. Те лица с ограниченными возможностями, в жизни которых есть стабильность, семья, теплый дом, достаточно денег, стабильное здоровье- чувствуют себя в безопасности, в том смысле, что им не нужно каждый день беспокоится за собственную жизнь.[8]

На основании сказанного выше мы предполагаем, что с процессом формирования феномена одиночества связано нарушение потребности в безопасности. Первичное экспериментальное изучение феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями проводилось в течении 2008- 2011 г.г. на базе Государственного учреждения Комплексного центра социального обслуживания «Гольяново», в дальнейшем ГУ КЦСО, отделение реабилитации. Отбор в экспериментальные группы проводился с помощью техники рандомизации. Т.к. известно, рандомизация является наиболее валидным способом отбора испытуемых в экспериментальную выборку, из которых в дальнейшем были сформированы, соответственно, в экспериментальная и контрольная группы. [1]

Все потенциальные испытуемые (принявшие участие в эксперименте), характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья, группой инвалидностью, которые состоят на учете в КЦСО «Гольяново». В исследовании приняли участие 146 чел., из которых были отобраны 92 человек испытывающих состояние феномена одиночества одной возрастной группы- 36-55\60 лет [7], которая в дальнейшем была разделена на 46( посещавшие отделения реабилитации) и 46 чел.( не посещающие) на 2 экспериментальных по 23 чел. и 1 контрольную группы.

Поскольку эксперимент выступает в тесной связи с методами исследования. Следовательно, наиболее актуальным является метод комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов: анкетных опросов, бесед и т.д.

Нами был проведен педагогический эксперимент, который подразумевает под собой замер изначальных состояний, а на завершающей стадии позволяет сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.[1]

Цель данной работы- выявление устойчивых взаимосвязей между показателями нарушения потребности в безопасности и состояния одиночества.

Следовательно, целью эксперимента являлась разработка психолого-педагогических условий исследования феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями.

В качестве задач экспериментального исследования на данном этапе нами были определены следующие:

1. Подобрать диагностические методики

2. Проанализировать психологическое состояние одиночества у лиц с ограниченными возможностями.

3. Выбрать контрольные и экспериментальные группы для проведения эксперимента.

4.Определить взаимосвязь между нарушением потребности в безопасности и формированием феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями с помощью метода корреляционного анализа Пирсона.

Данные полученные с помощью метода опроса показывают, что существуют определенные системообразующие причины формирования феномена одиночества у людей с ограниченными возможностями, которые можно условно разделить на: внутренние и внешние.

Внешние:

1. Отсутствие или нарушения социальных отношений, выступающих причиной или следствием перенесенного заболевания, приведшего к инвалидности.

2. Ограничение или прекращение трудовой деятельности.

3. Невозможность или ограничение самостоятельного передвижения (самостоятельный выход из дома ограничен), приводящего к вынужденной изоляции.

Внутренние:

  1. Нарушение потребности в безопасности.

  2. Эмоциональные реакции на последствие заболевания.

  3. Развитие акцентуаций личности в результате или последствии заболевания- приводящих к нарушению круга общения и\или разрыву значимых связей.

  4. Крушение жизненных планов.

  5. Наличие внутренней (собственной) изоляции на основе эмоциональной самооценки.

Выраженная трудность у людей с ограниченными возможностями при осознании собственного одиночества заключается, в первую очередь с обострением нарушений в сфере потребности в безопасности: беспокойства за свое состояние, особенностями протекания заболевания (инвалидности), чувством незащищенности, беспокойством за свое будущее; с другой – неготовность самих людей к активному решению своих проблем, «восприятием себя как активного субъекта», в связи с этим наблюдается тенденция перекладывания ответственности на других людей.

При проведении выборочного анонимного анкетирования и беседы, мы установили:

-46 %, опрошенных людей с ограниченными возможностями испытывают состояние одиночества связанного с нарушением потребности в безопасности;

-29%- чувствуют себя беспомощными, всеми покинутыми; 15%- испытывают нарушения во взаимоотношениях;

-10%- отсутствия взаимопонимании со своими близкими.

Результаты исследования показывают, что выраженная трудность у людей с ограниченными возможностями при осознании собственного одиночества заключается, в первую очередь с обострением нарушений в сфере потребности в безопасности: беспокойства за свое состояние, особенностями протекания заболевания (инвалидности), чувством незащищенности, отчужденность от других людей, беспокойством за свое будущее; с другой- неготовность самих людей к активному решению своих проблем, «восприятием себя как активного субъекта», в связи с этим наблюдается тенденция перекладывания ответственности на других людей.

Поскольку основным моментом в формировании данного феномена мы выделили процесс нарушения потребности в безопасности, который согласно нашей гипотезе является основополагающим. То на этапе констатирующего эксперимента должна быть отображена основная реальность, которая нашла свое отражение в результате предыдущих исследований. Тем самым был уточнен предмет исследования, такая сторона психики, на которую было направлено экспериментальное воздействие. С целью проверки гипотезы о существовании явления, о причинной зависимости между переменными А и В, где А- феномен одиночества, а В- нарушение потребности в безопасности, была разработана анкета, где были специально составлены парные вопросы отображающие основную реальную сущность нарушения потребности в безопасности и наличие феномена одиночества. Наличие отдельных элементов нарушения потребности в безопасности и состояния одиночества оценивалась по 3-х бальной шкале. Первичный и повторный замер состояний проводился в экспериментальной группе, поскольку для установления корреляционной зависимости между двумя переменными нет необходимости проведения замера в контрольной группе. При этом для достоверной оценки число испытуемых при экспериментальных замерах должно быть достаточно большим.[4]

Полученные результаты были отложены на координатном поле (рис№1) и с целью установления меры линейной зависимости между двумя переменными (причиной и следствием),

Связь между двумя переменными, измеренными на одной и той же выборке, мы установили с помощью линейного метода коэффициента корреляции Пирсона.[7] Полученные результаты мы представили в виде вариационных рядов для каждого из сопоставляемого признака, обозначили первый и второй ряд чисел соответственно х и у; определили для каждого вариационного ряда средние значения, нашли отклонения (dх и dу) каждого числового значения от среднего значения своего вариационного ряда, полученные результаты перемножили и возвели в квадрат, далее подставили в формулу расчета коэффициента корреляции:

Полученные результаты отобразили в таб.№1:

Таблица 1

До эксперимента

 

понятия

 

Отклонения от среднего

 

 

Квадраты отклонения

 

X

(одиночество)

Y

(безопасность)

dх

dу

dх х dу

dx2

dy2

Сумма

1250

1174

27,2

0,0

480,3

1452,7

433,5

среднее

27,17

25,5


 

 

 


При вычислении ошибки коэффициента корреляции по следующей формуле =0,12

Достоверность полученного коэффициента корреляции мы проверили по формуле: =5,04.

Полученный критерий t= 5,04 соответствует вероятности безошибочного прогноза (р) более 99%:

rxу= 0,605; mрху= 0,12; t=5,04; р > 99%.

С целью выявления дальнейшей корреляционной связи, после проведенного формирующего эксперимента мы провели повторное анкетирование в экспериментальной группе в результате чего были получены следующие результаты (таб№2):

Таблица 2

После эксперимента


Понятия

Отклонения от среднего

Квадраты отклонения

dх х dу

X

(одиночество)

Y

(безопасность)

dх

dу

dx2

dy2


Сумма

739

678

16,1

0,0

1127,9

672,9

379,8

среднее

16,07

14,7







Полученный критерий t= 3,2 соответствует вероятности безошибочного прогноза (р) более 95%:

rxу= 0,44; mрху= 0,14; t=3,2; р > 98%.

Вывод. С вероятностью безошибочного прогноза (р) более 98% установлено, что чем больше нарушений удовлетворения потребности в безопасности, тем выше показатели одиночества (связь прямая, сильная, достоверная корреляционная: rxу= 0,44, р > 98%).


Литература:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Эко-Пресс, 2002.

  2. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С.Кукушина. Ростов н/Д., 2000.

  3. Дружинин. В.Н. «Экспериментальная психология». М. 2002.

  4. Корчагина С.Г. «Психология одиночества». М. 2008.- 228 ст.

  5. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. — М.: Физматлит, 2006. — 626-628 с.

  6. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. —624 с.

  7. Лагутин М. Б. Наглядная математическая статистика. В двух томах. — М.: П-центр, 2003. — 343-345 с.

  8. Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». М., 2008.- 432 ст.

  9. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход\\ Лабиринты одиночества.- м., 2008.-224 ст.

  10. Maslow, A.H., Toward a Psychology of Being, 2nd ed., New York: Van Nostrand Reinhold, 1968. (pp. 378–379, pp. 380–381).

Основные термины (генерируются автоматически): безопасность, возможность, нарушение потребности, потребность, безошибочный прогноз, контрольная группа, лицо, состояние одиночества, активное решение, активный субъект.

Похожие статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию

Трудности в обучении в начальной школе. Причины и методы коррекции

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования)

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни (из опыта работы)

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Особенности образа пожилого человека в восприятии студентов

Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию

Трудности в обучении в начальной школе. Причины и методы коррекции

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования)

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни (из опыта работы)

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Особенности образа пожилого человека в восприятии студентов

Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями