Потребность в безопасности. Возможные причины формирования состояния одиночества в жизни лиц с ограниченными возможностями
Автор: Немцова Светлана Вячеславовна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 3002 раза
Библиографическое описание:
Немцова, С. В. Потребность в безопасности. Возможные причины формирования состояния одиночества в жизни лиц с ограниченными возможностями / С. В. Немцова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1000/ (дата обращения: 16.11.2024).
Как показывает практика, один наиболее важный и в то же время проблемный вопрос в жизни людей с ограниченными возможностями является проблема критической формы одиночества. Теории феномена одиночества являются целостными, объединяющими в себя множество факторов и трактовок. Данные факты раскрывают многогранность и многоаспектность феномена. В психологических словарях одиночество определяется, как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и\или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.() Современная психология включает богатый арсенал теоретического и эмпирического материала феномена одиночества, но проблема данного феномена у людей с ограниченными возможностями на современном этапе развития еще не приобрела определенного статуса, а вскользь затрагивалась в практико- ориентированных исследованиях К.Роджерса, К.Боумена, Дж.Янга, С.Г.Трубниковой, А.Маслоу, В.Н.Мясищева, Ф.Перлза, А.В.Петровского и др. Многообразие трактовок этого понятия с точки зрения разных исследователей подчеркивает многогранность данного психологического явления. Расхожесть мнений наблюдается и в определениях одиночества, одни определяют как – позитивное (уединенность), а другие как негативная (изоляция).
Однако отслеживается и определенная схожесть в данных трактовках, если человек самостоятельно ищет уединение (творческий поиск, принятие важных решений), то одиночество приобретает позитивную окраску, в противоположном случае- негативную: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции, никчемность и т.д.
Не возможность или ограничение способности некоторых лиц к свободному передвижению, недоступность некоторых объектов для инвалидов (памятники архитектуры, магазины, театры и т.д.), развивает дефицит к общению, порождает ряд психологических проблем, связанных с чувством одиночества и с не удовлетворением потребностей.
Основываясь на иерархии потребностей созданной американским психологом А.Маслоу, представленной виде пирамиды[10]:
Физиологические (голод, жажда, сон, секс);
Потребность в безопасности;
Потребность в принадлежности и любви (быть любимым и принадлежать к общности);
Потребности в уважении и почитании (признание, одобрение, успех);
Познавательные потребности;
Эстетические потребности;
Эстетические потребности (красота, гармония);
Потребность в самореализации (реализация своих способностей, целей).
Поведение человека обусловлено удовлетворением насущных потребностей и теория человеческих потребностей может быть приложена к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни.
Лицо с ограниченными возможностями представляет собой интегративное, организованное целое, мотивированное на удовлетворение своих потребностей. И, безусловно, большинство желаний и побуждений взаимосвязано между собой. Это может быть потребности как в еде, так и любви. Если данные потребности будут удовлетворены, то, по иерархии потребностей А.Маслоу, возникнут новые потребности- а именно потребности в безопасности ( потребность в защищенности, стабильности, отсутствия страха, тревоги, потребности сохранения физического и психического здоровья, потребность в структурированности и упорядочности окружающего мира, в законности и регуляции социального поведения, в помощи и покровительстве и т.д.). [10] Мы видим, что все потребности присущие здоровому человеку, не отличаются от потребностей для лиц с ограниченными возможностями. Те лица с ограниченными возможностями, в жизни которых есть стабильность, семья, теплый дом, достаточно денег, стабильное здоровье- чувствуют себя в безопасности, в том смысле, что им не нужно каждый день беспокоится за собственную жизнь.[8]
На основании сказанного выше мы предполагаем, что с процессом формирования феномена одиночества связано нарушение потребности в безопасности. Первичное экспериментальное изучение феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями проводилось в течении 2008- 2011 г.г. на базе Государственного учреждения Комплексного центра социального обслуживания «Гольяново», в дальнейшем ГУ КЦСО, отделение реабилитации. Отбор в экспериментальные группы проводился с помощью техники рандомизации. Т.к. известно, рандомизация является наиболее валидным способом отбора испытуемых в экспериментальную выборку, из которых в дальнейшем были сформированы, соответственно, в экспериментальная и контрольная группы. [1]
Все потенциальные испытуемые (принявшие участие в эксперименте), характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья, группой инвалидностью, которые состоят на учете в КЦСО «Гольяново». В исследовании приняли участие 146 чел., из которых были отобраны 92 человек испытывающих состояние феномена одиночества одной возрастной группы- 36-55\60 лет [7], которая в дальнейшем была разделена на 46( посещавшие отделения реабилитации) и 46 чел.( не посещающие) на 2 экспериментальных по 23 чел. и 1 контрольную группы.
Поскольку эксперимент выступает в тесной связи с методами исследования. Следовательно, наиболее актуальным является метод комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов: анкетных опросов, бесед и т.д.
Нами был проведен педагогический эксперимент, который подразумевает под собой замер изначальных состояний, а на завершающей стадии позволяет сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.[1]
Цель данной работы- выявление устойчивых взаимосвязей между показателями нарушения потребности в безопасности и состояния одиночества.
Следовательно, целью эксперимента являлась разработка психолого-педагогических условий исследования феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями.
В качестве задач экспериментального исследования на данном этапе нами были определены следующие:
1. Подобрать диагностические методики
2. Проанализировать психологическое состояние одиночества у лиц с ограниченными возможностями.
3. Выбрать контрольные и экспериментальные группы для проведения эксперимента.
4.Определить взаимосвязь между нарушением потребности в безопасности и формированием феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями с помощью метода корреляционного анализа Пирсона.
Данные полученные с помощью метода опроса показывают, что существуют определенные системообразующие причины формирования феномена одиночества у людей с ограниченными возможностями, которые можно условно разделить на: внутренние и внешние.
Внешние:
1. Отсутствие или нарушения социальных отношений, выступающих причиной или следствием перенесенного заболевания, приведшего к инвалидности.
2. Ограничение или прекращение трудовой деятельности.
3. Невозможность или ограничение самостоятельного передвижения (самостоятельный выход из дома ограничен), приводящего к вынужденной изоляции.
Внутренние:
Нарушение потребности в безопасности.
Эмоциональные реакции на последствие заболевания.
Развитие акцентуаций личности в результате или последствии заболевания- приводящих к нарушению круга общения и\или разрыву значимых связей.
Крушение жизненных планов.
Наличие внутренней (собственной) изоляции на основе эмоциональной самооценки.
Выраженная трудность у людей с ограниченными возможностями при осознании собственного одиночества заключается, в первую очередь с обострением нарушений в сфере потребности в безопасности: беспокойства за свое состояние, особенностями протекания заболевания (инвалидности), чувством незащищенности, беспокойством за свое будущее; с другой – неготовность самих людей к активному решению своих проблем, «восприятием себя как активного субъекта», в связи с этим наблюдается тенденция перекладывания ответственности на других людей.
При проведении выборочного анонимного анкетирования и беседы, мы установили:
-46 %, опрошенных людей с ограниченными возможностями испытывают состояние одиночества связанного с нарушением потребности в безопасности;
-29%- чувствуют себя беспомощными, всеми покинутыми; 15%- испытывают нарушения во взаимоотношениях;
-10%- отсутствия взаимопонимании со своими близкими.
Результаты исследования показывают, что выраженная трудность у людей с ограниченными возможностями при осознании собственного одиночества заключается, в первую очередь с обострением нарушений в сфере потребности в безопасности: беспокойства за свое состояние, особенностями протекания заболевания (инвалидности), чувством незащищенности, отчужденность от других людей, беспокойством за свое будущее; с другой- неготовность самих людей к активному решению своих проблем, «восприятием себя как активного субъекта», в связи с этим наблюдается тенденция перекладывания ответственности на других людей.
- Поскольку основным моментом в формировании данного феномена мы выделили процесс нарушения потребности в безопасности, который согласно нашей гипотезе является основополагающим. То на этапе констатирующего эксперимента должна быть отображена основная реальность, которая нашла свое отражение в результате предыдущих исследований. Тем самым был уточнен предмет исследования, такая сторона психики, на которую было направлено экспериментальное воздействие. С целью проверки гипотезы о существовании явления, о причинной зависимости между переменными А и В, где А- феномен одиночества, а В- нарушение потребности в безопасности, была разработана анкета, где были специально составлены парные вопросы отображающие основную реальную сущность нарушения потребности в безопасности и наличие феномена одиночества. Наличие отдельных элементов нарушения потребности в безопасности и состояния одиночества оценивалась по 3-х бальной шкале. Первичный и повторный замер состояний проводился в экспериментальной группе, поскольку для установления корреляционной зависимости между двумя переменными нет необходимости проведения замера в контрольной группе. При этом для достоверной оценки число испытуемых при экспериментальных замерах должно быть достаточно большим.[4]
Полученные результаты были отложены на координатном поле (рис№1) и с целью установления меры линейной зависимости между двумя переменными (причиной и следствием),
Связь между двумя переменными, измеренными на одной и той же выборке, мы установили с помощью линейного метода коэффициента корреляции Пирсона.[7] Полученные результаты мы представили в виде вариационных рядов для каждого из сопоставляемого признака, обозначили первый и второй ряд чисел соответственно х и у; определили для каждого вариационного ряда средние значения, нашли отклонения (dх и dу) каждого числового значения от среднего значения своего вариационного ряда, полученные результаты перемножили и возвели в квадрат, далее подставили в формулу расчета коэффициента корреляции:
Полученные результаты отобразили в таб.№1:
Таблица 1
До эксперимента
|
понятия
|
Отклонения от среднего
|
|
Квадраты отклонения
|
|||
X (одиночество) |
Y (безопасность) |
dх |
dу |
dх х dу |
dx2 |
dy2 |
|
Сумма |
1250 |
1174 |
27,2 |
0,0 |
480,3 |
1452,7 |
433,5 |
среднее |
27,17 |
25,5 |
|
|
|
|
|
При вычислении ошибки коэффициента корреляции по следующей формуле =0,12
Достоверность полученного коэффициента корреляции мы проверили по формуле: =5,04.
Полученный критерий t= 5,04 соответствует вероятности безошибочного прогноза (р) более 99%:
rxу= 0,605; mрху= 0,12; t=5,04; р > 99%.
С целью выявления дальнейшей корреляционной связи, после проведенного формирующего эксперимента мы провели повторное анкетирование в экспериментальной группе в результате чего были получены следующие результаты (таб№2):
Таблица 2
После эксперимента |
|
Понятия |
Отклонения от среднего |
Квадраты отклонения |
dх х dу |
|||
X (одиночество) |
Y (безопасность) |
dх |
dу |
dx2 |
dy2
|
|||
Сумма |
739 |
678 |
16,1 |
0,0 |
1127,9 |
672,9 |
379,8 |
|
среднее |
16,07 |
14,7 |
|
|
|
|
|
Полученный критерий t= 3,2 соответствует вероятности безошибочного прогноза (р) более 95%:
rxу= 0,44; mрху= 0,14; t=3,2; р > 98%.
Вывод. С вероятностью безошибочного прогноза (р) более 98% установлено, что чем больше нарушений удовлетворения потребности в безопасности, тем выше показатели одиночества (связь прямая, сильная, достоверная корреляционная: rxу= 0,44, р > 98%).
Литература:
Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Эко-Пресс, 2002.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С.Кукушина. Ростов н/Д., 2000.
Дружинин. В.Н. «Экспериментальная психология». М. 2002.
Корчагина С.Г. «Психология одиночества». М. 2008.- 228 ст.
Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. — М.: Физматлит, 2006. — 626-628 с.
Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. —624 с.
Лагутин М. Б. Наглядная математическая статистика. В двух томах. — М.: П-центр, 2003. — 343-345 с.
Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». М., 2008.- 432 ст.
Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход\\ Лабиринты одиночества.- м., 2008.-224 ст.
Maslow, A.H., Toward a Psychology of Being, 2nd ed., New York: Van Nostrand Reinhold, 1968. (pp. 378–379, pp. 380–381).