Использование активных и интерактивных методов при обучении психологии в Южно-Казахстанском государственном университете им М.О. Ауезова
Автор: Искакова Мира Садвакасовна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1651 раз
Библиографическое описание:
Искакова, М. С. Использование активных и интерактивных методов при обучении психологии в Южно-Казахстанском государственном университете им М.О. Ауезова / М. С. Искакова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1002/ (дата обращения: 20.12.2024).
Целями и задачами кафедры «Общая психология» в учебно-воспитательном процессе ВУЗа являются:
Формирование творческой личности и высококвалифицированного специалиста, психологическое просвещение студентов.
Совершенствование содержания и качества преподаваемых психологических дисциплин.
Формирование у студентов определенных качеств личности, т.к. умение непрырывно учиться, общаться, управлять, жить по законам морали, вызывать уважение других, обладать высокой общей культурой, уметь пользоваться современными технологиями .
Обеспечить подготовку студентов к профессиональной деятельности .
Сейчас требования к личности изменились. Личность на данном этапе имеет больше шансов успешно реализоваться в личном и профессиональном пространстве. Творческий, креативный подход к процессу обучения и получение профессиональных знаний является базой для быстрой адаптации, активизации умения ориентироваться в изменяющихся условиях. Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок. Кафедра является структурным подразделением ВУЗа и осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по психологическим дисциплинам, также ведет повышение квалификации преподавателей и воспитательную работу среди студентов. При кафедре функционирует магистратура по специальности «Психология».
Циклы читаемых дисциплин: Психология, Самопознание, Пед.психология, Психодиагностика, Теория и метод. межличн. отношений, Психология высшей школы, Психология обучения, Возрастная психология. Кафедра имеет 4 кабинета Самопознания в корпусах университета, оснащенные телевизорами и DVD. Один из кабинетов оснащен интерактивной доской. Занятия ведутся во всех корпусах университета соответственно расписанию факультетов. Технические средства обучения в учебном процессе применяются очень широко и свободно оперируются преподавателями. Арсенал мультимедийных средств обучения собран по всем темам читаемых дисциплин. Трудности адаптации студента к новой системе обучения (Кредитное технология обучения ) связаны с ускоренным ростом объема информации, которую, в любом случае, всю охватить невозможно, т.к. возможности человеческого восприятия небезграничны. Студент жалуется на неуспевание. И это правда. Усвоить весь учебный материал без навыков рациональной работы, неумения распределять силы в умственном труде приводит к «информационному неврозу»–потери зрения, стрессу, депрессии, срывам, психологическому истощению, негативизму, стрельбе и др.
Активные и интерактивные методы обучения призваны решить проблему информационного невроза – студент сам выбирает или не выбирает самообразование, у него развивается желание постоянно овладевать знаниями и применять их в практике . Преподавателю трудно, он должен быть компетентным в специальности и удовлетворять жажду знаний студентов. Использование интерактивных методов самый перспективный путь обучения студентов. Трудно в начале пути, но стремление повышать познавательную активность студентов и возникновение обратной связи, (а именно интереса к деятельности) с лихвой окупают всяческие трудности.
Дидактическое проектирование предметного содержания психологических дисциплин реализуется использованием активных и интерактивных методов обучения .
На кафедре «Общая психология» по сравнению с 2009-2010г. внедрено в уч,процесс на 63% больше методов инновационных обучения. Активные и интерактивные методы активно используются на аудиторных внеаудиторных занятиях.
Внедрение активных и интерактивных методов обучения на кафедре «Общая психология» в 2010-2011уч. году
Вид занятия |
Общ.кол-во аудиторных часов |
Презентация |
Круглый стол |
Кейсовые задачи |
Конференция |
Семинар |
Тренинг |
Мозговая атака |
Деловая игра |
Драматизация |
Лекции |
1198 |
1198 |
342 |
30 |
100 |
- |
- |
152 |
- |
5 |
Практ.занятия |
2874 |
2874 |
672 |
10 |
700 |
300 |
92 |
205 |
560 |
5 |
СРСП |
1950 |
1950 |
848 |
52 |
400 |
200 |
25 |
75 |
345 |
5 |
Итого |
6022 |
6022 |
1862 |
92 |
1200 |
500 |
117 |
432 |
905 |
15 |
|
100% |
100% |
30,91% |
1,52% |
19,92% |
8,30% |
1,94% |
7,12% |
15,02% |
0,24% |
Вид занятия |
Общее Количество аудиторных часов |
Презентация
|
Круглый стол |
Кейсовые задачи |
Конференция |
Семинар
|
Тренинг |
Мозговая атака |
Деловая игра |
Драматизация |
Лекция |
2093 |
1000 |
70 |
- |
15 |
- |
- |
21 |
8 |
- |
Практические занятия |
5944 |
302 |
129 |
- |
55 |
38 |
- |
30 |
30 |
- |
СРСП |
2046 |
504 |
102 |
- |
50 |
32 |
- |
9 |
32 |
- |
Итого |
6022 |
1806 |
301 |
- |
1200 |
70 |
- |
60 |
70 |
- |
% |
100% |
30% |
5% |
0% |
2% |
1% |
0% |
0,5% |
1% |
0% |
Презентация – лекция учит организации содержание передаваемого материала, поиску главной информации в материале, совершенствованию мультимедийной компетенции студента.
Презентации важны при СРСП во внеаудиторное время . Студент самостоятельно или в группе просматривает презентацию, отвечает на вопросы праподавателя, она может переходить в обсуждение с использованием приема рефлексии. Лектор знакомит с презентативной работой и в последствии студент на СРСП сам становится конструктором презентации или группового проекта.
В процессе опосредованного саморазвития индивида формируется его индивидуальность, которая проявляется в чертах характера, системе ценностей, интеллектуальных способностях, направленности мотивов и интересов, внешних особенностей.
Следовательно, понятие «личность» выражает социальную сущность человека, в то время как понятие «индивид и индивидуальность» свидетельствует об их природном аспекте. Из вышесказанного вытекает, что личностно-ориентированное обучение направлено на учащегося как социальное существо для удовлетворения его познавательных потребностей развития и легитимности. Индивидуализация обучения - это учет в этом процессе индивидуальных психологических и возрастных характеристик учащихся, т.е. их способностей, потребностей и интересов, вида памяти, стиля мышления, качеств, ведущего типа деятельности.
По мнению российского педагога В.В. Серикова, личность - это способность человека занимать определенную позицию. Исходя из такого понимания личности, он выделяет ряд диагностических функций в реализации его способностей:
избирательность (способность к выбору);
рефлексию (умение оценивать свою жизнь);
бытийностъ (поиск смысла жизни и творчества):
ответственность;
автономность;
- формирующую функцию (формирование образа «Я») /70/.
Таким образом, целью личностно-ориентированного обучения является создание благоприятных условий для полноценного развития всех перечисленных функций индивидуума, концентрация на личностных свойствах как родовой сущности человека.
Все это предполагает радикальную перестройку традиционно образовательной технологии в соответствии с парадигмой личностно-ориентированного обучения, условиями реализации которого является ряд взаимосвязанных мер, а именно:
создание психологического климата доверия между субъектами педагогического процесса;
обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
актуализация мотивационных ресурсов учения;
развитие у практических работников личностных установок, наиболее адекватных гуманному обучению;
помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.
Поиск наиболее оптимальных и рациональных форм и методов обучения должен базироваться прежде всего на личностном подходе в обучении и воспитании учащихся.
В последнее время все больший интерес вызывают методы обучения, способствующие проявлению скрытых творческих возможностей студентов и активизирующие учебный процесс. Одним из таких методов является модерация - ориентированная на цель работа в группе (коллективе) и с группой (коллективом). Модерация не рассматривается нами в качестве образовательной технологии, это, современный метод, тесно связанный с технологией личностно-ориентированного обучения. Инструментарий этого метода позволяет обобщать опыт и творческий потенциал студентов для решения поставленных проблем на основе использования их теоретических и практических знаний. Применение метода модерации имеет цель заставить студентов действовать в одной команде для решения в кратчайшие сроки конкретных проблем или деловых ситуаций. Проблема должна решаться поэтапно: от ее постановки до коллективного обсуждения. Студенты учатся открытому обмену идеями, критике и оценке, привыкают проявлять инициативу в дискуссиях.
Модератор (преподаватель) берет на себя управление работой группы студентов, не оказывая на них давления. Модератор должен активизировать потенциал всех участников дискуссии, способствовать разрешению проблемы, предоставлять методы, ведущие к цели, помогать группе работать. Мероприятия по модерации включают в себя обсуждение поставленной цели, разбивку группы на микрогруппы, формулировку вопросов, дискуссии внутри микрогрупп, ознакомление с результатами дискуссий и их обсуждение в группе в целом, подведение итогов.
Во время дискуссий перед модератором стоит задача ненавязчиво руководить работой группы с тем, чтобы студенты сами могли решать поставленные задачи. Преподаватель должен тщательно продумать план и регламент дискуссий, контролировать время и используемые методы.
Непременная составляющая метода модерации – это использование наглядных пособий. Демонстрационная доска должна быть приспособлена для размещения на ней плакатов, разноцветных карточек, рисунков, графиков и т.п. Например, использование карточек предполагает следующее:
- оформление карточек (на карточках содержатся вопросы, а каждый участник обсуждения должен написать на них свое предложение);
-сортировку карточек (карточки могут быть сгруппированы по сходству ответов или по другим признакам) и объединение их в блоки;
- оценка блоков. Участники дискуссии вначале оценивают варианты решения про себя, а затем каждый участник вслух дает свою оценку, отмечая соответствующий пункт на карточках.
Модерационный процесс включает в себя несколько этапов. На первом этапе происходит предложение идей и необходимо обсудить как можно больше идей участников. Модератор регулирует поток идей, фиксирует их, прикрепляет заполненные карточки к демонстрационному стенду.
Следующий этап - это фиксирование высказываний студентов по обсуждаемой теме. Если студент не может четко сформулировать мысль, нужно помочь ему в этом. Наконец, необходимо подытожить и сгруппировать предложения участников обсуждения.
Процесс модерации опирается на идеи активного сотрудничества и терпимости к чужому мнению. Все участники дискуссии равноправны, нужно дать высказаться всем и всех выслушать, нельзя оказывать давление на участников с целью объединить их мнения.
Процесс модерации значительно облегчается, если вопросы сформулированы предельно четко. При постановке вопросов необходимо исходить из следующей предпосылки: «в человеке заложены знания, надо только правильно задать вопрос, чтобы выявить их». Желательно, чтобы вопросы носили проблемный характер, чтобы рождали у участников дискуссии новые идеи и предложения.
Для проведения занятий с использованием модерационного метода нужно иметь следующие материалы: 10 карточек на каждого участника из разноцветной бумаги, фломастеры для каждого участника, плакаты, размещаемые на демонстрационном стенде, ножницы, клеящий карандаш, булавки. Все это необходимо для усиления наглядности в ходе проводимых обсуждений.
Поскольку метод модерации применяется в ходе проведения учебных занятий, постольку необходимо уделить внимание оценке знаний студентов и их умения решать поставленные задачи. Причем следует оценить как работу отдельного студента, так и работу микрогрупп. Количество параметров, по которым оценивается вклад каждого участника и группы, можно варьировать.
В последние годы этот метод стал использоваться и в казахстанских вузах, его преимуществом является его доступность, незагруженность техническими средствами. В то же время как показывает опыт некоторых педагогов, этот метод получил большую популярность среди студентов.
Мы изучали восприятие и оценку студентами активных и интерактивных методов обучения. Было опрошено 60 студентов. Результаты исследования приведены в виде гистограмме.
Оценка студентами активных методов обучения
Самым эффективным из предложенных нами методов, по мнению опрошенных, является метод мозгового штурма. Например, как оказалось, некоторые студенты не могли вспомнить, в чём заключается метод кейсов, несмотря на то, что он к ним применялся. Метод мозгового штурма давно зарекомендовал себя, как очень эффективный, что и подтверждается в нашем исследовании. Студенты считают точно так же. Настолько же высоко они оценили и интерес участия в методе.
Следующим по эффективности после метода мозгового штурма оказался метод дискуссии.
И, наконец, наименее эффективным студенты назвали метод кейсов. Вполне возможно, что это связано с не совсем чётким пониманием сути метода и его задач, т.к. ни один из опрошенных студентов не смог ответить на вопрос благодаря каким психологическим механизмам обеспечивается эффективность данного метода. Зато этот метод, по мнению студентов, оказался самым интересным. Вероятно, это объясняется тем, что данный метод является наиболее индивидуализированным из предложенных нами. Проблемные ситуации, которые даются студентам для разбора, в большинстве своём, затрагивают каждого, студент проектирует её на себя и старается найти оптимальный выход.
Оценка эффективности метода и интерес участия в методе, за исключением метода кейсов, практически одинаковы. Из этого можно сделать вывод о том, что студент оценивают эффективность метода по своим эмоциональным впечатлениям и объединяют их в одно целое.
Студенты достаточно высоко оценивают эффективность активных методов обучения в целом и им интересно принимать участие в занятиях с их применением.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
Студенты воспринимают методы активного обучения без искажений, знают процедуры проведения, в полной мере понимают их суть, достоинства и недостатки.
Лучше всего из предложенных методов активного обучения студенты воспринимают метод дискуссии.
Студенты высоко оценивают эффективность и интерес методов активного обучения.
Студенты считают наиболее эффективным из предложенных методов активного обучения метод мозгового штурма.
Студенты считают наиболее интересным из предложенных методов активного обучения метод кейсов
Литература:
Методика преподавания психологии. г.Шымкент 2008г.