К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних
Автор: Гребенщикова Лариса Геннадьевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 4934 раза
Библиографическое описание:
Гребенщикова, Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних / Л. Г. Гребенщикова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1109/ (дата обращения: 16.11.2024).
Изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают не только взрослых, но и детей. Малый жизненный опыт последних часто не позволяет им реагировать на изменения конструктивно, что приводит к их дезадаптации. Все чаще в связи с этим мы встречаемся с проявлениями негативизма, агрессии, нарушениями существующих норм, поэтому закономерно увеличение работ по психологии девиантного поведения несовершеннолетних. Необходимо отметить, что интерес исследователей лежит, прежде всего, в области выявления причин и факторов отклоняющегося поведения с целью его профилактики.
Существующие определения трактуют девиантное поведение как отклонение от принятых в обществе норм, правил, традиций, что, по замечанию Н.Р. Сидорова, переводит нас «из предметного поля психологии» к «рассмотрению этических проблем» [14]. По этой причине Сидоров Н.Р. предлагает считать девиантным поведением «устойчивое деструктивное поведение индивида, последовательно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в человеческой общности, к которой принадлежит он сам» [13]. При этом автор уточняет, что «…в предложенном определении существенной чертой девиантного поведения является его деструктивный характер, вместо «отклонения от моральных норм» [Там же].
Анализ понятий «деструктивное поведение», «девиантное поведение» и «агрессивное поведение» (поскольку агрессия является спутницей поведенческих девиаций [5], в свой анализ мы включили и агрессивное поведение) позволяет сделать вывод, что главной особенностью деструктивного поведения является его независимость от норм и отсутствие конструктивного аспекта, что, собственно, отражено в самом названии данного вида поведения: деструктивность противоположна конструктивности. Еще одна особенность состоит в том, что готовность к деструктивному поведению предполагается, но не является установленной и изученной.
Результат анализа представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ агрессивной, деструктивной и девиантной форм поведения
Параметры сравнения |
Агрессивное поведение |
Девиантное поведение |
Деструктивное поведение |
Цель |
Обида, оскорбление (Л. Берковиц), нанесение ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним, выражение эмоции гнева. |
Преобразование существующих условий. |
Разрушение объектов, структур, систем. |
Направленность |
На других и на себя. |
На других и на себя. |
На других и на себя. |
Основные виды |
|
|
1. Внешнедеструктивное. 2. Внутридеструктивное (Ц. Короленко, Т. Донских). |
Отношение к нормам |
Конструктивная форма реализации соответствует социальным нормам, патологические – нарушают. |
Всегда нарушение (отклонение) нормы. |
От норм не зависит. |
Наличие готовности к поведению |
Агрессивность - устойчивая установка, позиция, готовность к совершению агрессивных действий (А.А. Реан). |
Девиантная установка – готовность (склонность) к реализации отклоняющегося поведения (А.Н. Орел). |
Наличие “склонности личности к деструкции” упоминается в монографии И.В. Лысак [9], однако, в литературе определения данного понятия не встречается. |
Детерминация |
|
4.Внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. |
3. Социальные факторы. 4.Культурные факторы. (И.В. Лысак) |
Готовность к определенному восприятию себя и других, к определенным формам поведения традиционно связывается с установкой. Мы будем понимать под установкой (социальной установкой) предрасположенность, готовность индивида воспринимать, оценивать, относиться и действовать определенным образом относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан.
В литературе, как научной, так и публицистической [3; 4; 7; 8] встречаются упоминания разных видов установок: катастрофических, оценочных, категориальных, коммуникативных, ситуативных, личностных, динамических, статических и других. В контексте нашего исследования особый интерес вызывают деструктивные установки.
Анализ литературы показывает отсутствие четкого определения понятия «деструктивные установки» и наличие понятий, близких к искомому.
Так, на наличие у индивида негативных установок указывают С.П. Иванов и В.В. Бойко [1; 6]. Последний понимает под негативной установкой «готовность личности недоброжелательно относиться к большинству окружающих» [6, с. 135] и описывает ее признаки:
1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.
2. Открытая жестокость в отношениях к людям.
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Оттого доля негативизма в установке к людям неизбежна – нельзя же воспринимать действительность сквозь розовые очки.
4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
5. Негативный личный опыт общения с окружающими.
Изучающий девиантное поведение Клейберг Ю.А., ссылаясь на А. Эллиса, дает понятие «иррациональных установок», как причин проблем социально-психологического функционирования личности. По мнению Клейберга Ю.А., иррациональные установки (нарушения в когнитивной сфере) приводят к возникновению синдрома дискоммуникации личности и, как следствие, к девиантному поведению [7]. Исследователями выделяются четыре типа таких установок:
1. Установка долженствования. Некоторые люди убеждены, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы.
2. Катастрофические установки. При этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета.
3. Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым.
4. Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. …отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом [7, с. 243-244].
В рамках юридической психологии исследователи оперируют понятием «предубеждение» (или перцептивно-смысловая установка, характеризующая криминогенность личности). Таких предубеждений выделяется пять:
1) установки, ориентирующие индивида на выявление в социальной действительности вредоносных для себя людей, событий и объектов и предопределяющие первостепенную оценку социальных явлений и субъектов с точки зрения их вредоносности. Они выражаются в неадекватных отрицательных предубеждениях в отношении определенных людей, событий, в чрезмерной подозрительности и т.п.;
2) установки, определяющие приоритетность выявления в окружающей действительности благоприятных возможностей для удовлетворения противоправным способом потребностей корыстно-стяжательского, «потребительского» характера или для удовлетворения стремлений к использованию другого человека в качестве средства удовлетворения своих потребностей («найти того, кого можно использовать в своих интересах»);
3) предубеждения в толерантности окружающих людей к фактам совершения определенных противоправных деяний, в их боязни воспрепятствовать совершению преступлений либо в социальном одобрении некоторых из таких деяний;
4) предубеждения в неблагоприятности возможностей для удовлетворения определенных жизненно важных потребностей правомерным способом. Неблагоприятность возможностей может связываться с социальными условиями, собственным социально-правовым статусом, с недостатками способностей, знаний, умений и физических сил и т.д.;
5) предубеждения субъекта в благоприятности социальных условий и собственных возможностей для достижения личностно ценного результата определенным преступным способом [11, с. 86].
Романов В.В. отмечает наличие в криминологии понятия «антиобщественная (асоциальная) установка», под которой понимается «состояние внутренней готовности к агрессивным, жестоким по своему характеру насильственным действиям, которые приводят к различным преступлениям против личности» [12, с. 217].
В.Ф. Пирожков наряду с дефектами индивидуального правосознания, патологией потребностной сферы и дефектами психического развития одной из особенностей преступника называет дефекты в личностных установках. Здесь возможны варианты:
- отсутствие твердых установок законопослушного поведения;
- руководство ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;
- наличие твердой криминальной установки [10, с. 18].
Рассмотрение приведенных мнений приводит нас к следующим выводам:
- исследователи разных школ и направлений признают наличие у человека готовности к определенному восприятию окружающей действительности, к поведению, отношению;
- единая классификация такой готовности, в частности, установок, отсутствует;
- психологи признают существование дихотомии готовностей, в частности, положительных и отрицательных установок;
- исследователи отмечают, что наличие отрицательных установок вызывает проблемы в функционировании личности;
- отсутствует единое понимание и единое обозначение отрицательного действия установок;
- подчеркивается неадекватность убеждений, мнений, составляющих содержание отрицательных установок;
- отмечается готовность относиться к окружающей действительности недоброжелательно, готовность к агрессивным действиям;
- отсутствует четкое определение понятия «деструктивные установки» и их признаков.
На наш взгляд, деструктивные установки – это предрасположенность, готовность индивида воспринимать, оценивать, относиться и действовать относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан, деструктивно, т.е. разрушительно. В отношении к миру, различным объектам и ситуациям у индивида должны проявляться, согласно результатам теоретического анализа, признаки деструктивности.
Рассмотрев различные представления о деструктивности, мы можем выделить ее проявления:
Агрессия.
Жестокость.
Враждебность.
Дестабилизация существующего порядка.
Причинение морального и материального ущерба, разрушение существующих объектов и систем.
Непосредственная угроза для жизни (как своей, так и чужой).
Переживание страдания (самим человеком или окружающими его людьми).
Хроническая или сиюминутная атрофия чувств.
«Произвольное и не дифференцированное отношение к миру реальному, материальному, объективно существующему в пределах человеческого опыта, и к миру виртуальному, идеальному, существующему в области мыслимой реальности» [2].
Для решения задачи выявления деструктивных установок несовершеннолетних нами был подготовлен и в настоящее время проходит апробацию опросник на основе семантического дифференциала.
- Литература:
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. [Текст] – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. – М. “Институт ДИ-ДИК”, 1997. – 640с.
Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. [Текст] – М.: Смысл, 2000. – 191с.
Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. [Текст] – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 176с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. [Текст]– М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 160с. С.17-21
Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. [Текст] – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 304с.
Кучеренко Н.Б., Кучеренко С.Н., Бобрус О.Н. Категориальная установка личности и психологические факторы ее формирования. [Текст]// «Психологический журнал», 2001г., том 22, №4. – С.12 – 20
Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. [Текст]. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.
Пирожков В.Ф. Криминальная психология. [Текст]– М.: «Ось-89», 2001. – 704с.
Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639с.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. [Текст]– М.: Юристъ, 1998. – 488с.: ил.
Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд. [Текст] // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. – С. 47 – 51.
Сидоров Н.Р. Психологические предпосылки девиантного поведения. [Текст]// Вестник практической психологии образования. 2009. №2.– С. 68 – 72.