Особенности преподавания нейрофармакологии в подготовке психологов
Автор: Латцердс Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 313 раз
Библиографическое описание:
Латцердс, Н. В. Особенности преподавания нейрофармакологии в подготовке психологов / Н. В. Латцердс. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1127/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из важнейших задач процесса преподавания «Нейрофармакологии» в системе высшей школы является, с одной стороны, теоретическая подготовка с учетом существующих фундаментальных знаний, с другой, создание условий максимальной наглядности и иллюстративности изучаемых явлений и процессов с широким использованием для этой цели различных биологических объектов, включая иллюстративные программы по виртуальной физиологии.
Важной особенностью такого курса является также более углубленное рассмотрение роли центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции физиологических и патологических процессов за счет формирования специфических регуляторных контуров, включающих в себя как надсегментарные отделы ЦНС и ВНС, так и эндокринную, и иммунные системы, как элементы единого «регуляторного многопараметрического пространства». В данной дисциплине освещаются такие важные для будущего психолога вопросы, как основные сведения о лекарственных средствах, их фармакокинетике, фармакодинамике, метаболизме.
Современные условия требуют также подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов, обладающих глубокими профессиональными знаниями, как в области нейрофармакологии и физиологии, так и ориентирующимися в различных смежных областях деятельности [2, с. 250].
Формирование личности будущего специалиста в высшей школе является сложным и многогранным процессом, успех которого обеспечивается, прежде всего, организацией и планированием деятельности студентов, активным выполнением ими определенных задач, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного проявления необходимых профессиональных качеств. При этом необходимо учитывать, что становление специалиста происходит не только наряду с дальнейшим развитием и закалкой качеств, полученных им до поступления в вуз, но и с развитием новых, а также с приобретением знаний, умений и навыков, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности.
Достижение в успехе преподавания определяется следующими непременными условиями – желанием и умением студентов учиться, желанием и умением преподавателя обучать и уровнем организации учебного процесса. Рассмотрим их поэтапно применительно к изучению дисциплины «Нейрофармакология», в курсе которой студенты получают знания о нейрофизиологических механизмах работы материального носителя психики – мозга: рассматриваются механизмы действия, побочные влияния и противопоказания; методология фармакологического мышления, которая позволяет студенту ориентироваться в лекарственных средствах, применяемых в нейрофармакологии.
Эта дисциплина относится к базовым дисциплинам медико-биологического профиля и является фундаментальной в образовании будущего психолога. Высококачественный учебный процесс не может быть без профилизации и дифференцированного преподавания теоретических дисциплин, а в условиях создания многоуровневого высшего профессионального образования значимость фундаментальных дисциплин существенно повышается [3].
Рассмотрим второе обстоятельство – профессиональный уровень преподавателя и его желание и умение обучать. Эффективность и качество преподавания в значительной степени зависит от личностных качеств преподавателя, его профессиональной подготовки и педагогического мастерства. Преподаватель выступает ведущей фигурой всего образовательного процесса. Он должен быть носителем профессиональных знаний, профессиональной культуры, нравственно-этических принципов и являться творческой личностью. Роль преподавателя заключается в согласовании мотивационных и смысловых новообразований у студентов в процессе обучения. От мастерства преподавателя зависит, насколько продуктивно построен учебный процесс, организована самостоятельная работа студентов, правильно выбраны методы контроля. Он должен видеть конечную цель и способы ее достижения. Преподаватель должен осмыслить место своей дисциплины в процессе подготовки квалифицированного специалиста. Мы стараемся в своей работе следовать этим принципам: тщательно и кропотливо отбираем необходимый учебный материал, структурируем курс в соответствии с целями, согласуем его с профильными кафедрами и соответственно выстраиваем деятельность обучаемого (самостоятельную и аудиторную работу).
Преподавание дисциплин естественнонаучного блока имеет еще одну очень важную особенность: нейрофармакология – экспериментальная наука. Все знания, накопленные ею, получены из опыта. Поэтому нельзя ограничиваться чисто теоретическим преподаванием. Учитывая это, мы вводим в курс физиологические эксперименты, как источник знаний и материал для анализа. На глазах студентов с их собственным участием из опыта рождается новое знание.
Мы стараемся использовать еще один педагогический прием – воспитание через предмет. Например, обсуждая и разбирая механизмы работы нервных клеток, очень наглядно можно показать негативное воздействие никотина, алкоголя и наркотиков на мозг и другие системы организма. Изучая механизмы стресса как позитивного явления с одной стороны (закаливание, тренировки и адаптации систем организма), мы обращаем внимание на «болезни стресса», которыми может заканчиваться это состояние (гипертоническая болезнь, язва желудка, нервно-психические расстройства). Изучая первую и вторую сигнальную системы, мы на конкретных примерах показываем, почему слово может лечить и ранить, подводя научную базу для психотерапевтической коррекции в будущей профессиональной деятельности студента.
Что касается традиционного «классического» процесса образования, то здесь личное общение преподавателя и студента решает все. Развитие информационных технологий вносит радикальные изменения в процесс обучения: классическая диада – преподаватель-студент перестает быть актуальной. Однако, исследование, проведенное в московском филиале СГИ с помощью рейтинговой методики, показало, что студенты позитивно оценивают значимость и перспективы преподавания и в дистанционном обучении.
Итак, желание и умение студентов учиться. Желание учиться, несомненно, у большинства студентов имеется, но оно, особенно на первых курсах, еще не «выкристаллизовалось». Как известно, источником активности студентов в усвоении знаний, овладении умениями и навыками является формирование мотивации. Так вот – мотивационные предпосылки изучения сложного материала явно недостаточны. Отсутствие должного интереса к изучению этой дисциплины или ее формальное изучение может быть связано с недостаточной работой преподавателей, направленной на повышение заинтересованности своим предметом. У студентов создается обманчивое представление, что этот материал не имеет прямой связи с психологией и далек от их будущей профессиональной деятельности. Частично такого рода представления можно объяснить сложностью учебного материала; не случайно при опросе студентов они оценивали этот предмет как чрезвычайно сложный для изучения и понимания.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что у студентов психологических факультетов нет специального медико-биологического образования и соответствующего «настроя». Подчас они психологически «не готовы» к изучению этой науки со своей специальной терминологией и сложными нейрофизиологическими процессами[4, с. 170].
Мы стараемся объяснять студентам, что психолог в своей работе будет иметь дело с психотропными (психоактивными) веществами, влияющими на высшие психические функции и часто используемыми в медицине для лечения психических заболеваний. Особого внимания заслуживают наркотики - психоактивные вещества, вызывающие абстинентный синдром и/или запрещённые законодательством.
Для грамотной профессиональной деятельности, коррекции психофизиологических состояний, использования нейротропных средств и потребуется знание фармакокинетики и фармакодинамики нейротропных средств. Особенно актуальным это становится в настоящее время, поскольку становится все более очевидным, что вся работа мозга основывается на электрических и биохимических процессах в нейронах, синапсах и нервных центрах с участием нейромедиаторных систем мозга, на которые оказывают существенное влияние психоактивные вещества.
Теперь – об умении студентов учиться. Студенты младших курсов не имеют достаточных навыков самостоятельной работы. Школа не приучает их к этому, как, впрочем, к учебе как к труду. Как это ни парадоксально, многие студенты даже не осознают, что учеба – это довольно напряженный труд.
Выработка навыков самостоятельной работы является одной из задач высшей школы. Умение самостоятельно работать – это гарантия будущих успехов в профессиональной и общественной деятельности; оно развивает творческий подход к профессиональной деятельности. В организации учебного процесса мы стараемся создать оптимальные условия для полнокровной самостоятельной работы, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку и самомотивацию. В этом плане может помочь УИРС, что позволит студентам заниматься и совершенствоваться. «Нейрофармакология» требуют не простого заучивания, а понимания основ сложнейших механизмов регуляции нарушенных физиологических функций. Помочь в этом плане может построение графических и логических схем, создание рисунков, решение ситуационных задач, составление глоссариев, обучающих тестов и т. д. [5, с. 464].
То обстоятельство, что ««Нейрофармакология»» преподается на 2-м курсе, ставит и проблему адаптации студентов к новой вузовской системе обучения, к новым требованиям, как одну из важнейших психофизиологических проблем каждого студента, обеспечивающих успех последующего освоения им знаний. В этом плане проблема обучаемости студента как и варианты освоения им того или иного предмета требуют, как нам представляется, углубленных и специальных исследований, поскольку они подразумевают в перспективе организацию дифференцированных принципов преподавания с учетом индивидуальных особенностей индивидов [1, с. 304].
К сожалению, приходится констатировать, что при всех методах обучения выживаемость знаний низка. Очевидно, что в процессе обучения основной упор следует делать не только на механизмах памяти, а заставлять включаться все механизмы аналитико-синтетической и эмоциогенной деятельности мозга, обеспечивающие эффективное восприятие, переработку и консолидацию информации. Необходимо повышать глубину усвоения и частоту применения этих знаний, т. е. их востребованность в последующих дисциплинах.
Наша цель не в том, чтобы вложить в головы студентов заранее оговоренный объем знаний, а сформировать у них системное мышление. Студент должен осознанно прийти к пониманию того, что его задача – не просто овладеть некоторой суммой знаний по отдельному предмету, но и уметь привлекать их из смежных дисциплин, донести до следующих курсов, где они должны быть непременно востребованы, обеспечивая преломление фундаментальных знаний на завершающих этапах обучения студентов в формирование конкретных знаний и навыков, включая навыки освоения новых знаний.
- Литература:
Афанасьев В.П. Развитие университетского комплекса: традиции и новации / В.П. Афанасьев, В.Б. Давыдов, Г.И. Дмитриев, В.М. Кутузов [и др.]; под ред. Д.В. Пузанкова. – СПб.: СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2004. – 304 с.
Развитие гуманитарного образования в Сибири // Сб. научных трудов. – Новосибирск, 2007. – Вып. 7, 8. – 250 с.
Современное образование / Газета Современного гуманитарного университета. – Новосибирск, 2008. – Вып. 9 (41).
Соколков Е.А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук / Е. А. Соколков. – Новосибирск, 2009. – 170 с.
Соколков Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе / Е. А. Соколков. – Новосибирск, 2008. – 464 с.
Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад / В.М. Филиппов, Б.П. Агранович, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков [и др.]; руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. – М.: Логос, 2008. – 540 с.