Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий
Автор: Эннс Елена Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1606 раз
Библиографическое описание:
Эннс, Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1128/ (дата обращения: 16.11.2024).
Становление целостного профессионального самосознания будущего специалиста особенно важно для профессий так называемого помогающего типа, где инструментом осуществления профессиональных функций является личность субъекта труда. Теоретический анализ психологического содержания помогающих профессий, проведенный Милаковой В.В [8], показал, что данная группа профессий обладает следующими особенностями: в профессиональной деятельности преобладают субъект-субъектные взаимодействия, процессы преобразования мира человеческих отношений, в связи с чем, она становится максимально личностной; предметом деятельности является группа или отдельный человек; средством – сам человек, его психические или личностные свойства; условия профессиональной деятельности связаны с повышенной моральной ответственностью. Все эти особенности профессиональной деятельности должны быть основанием для формирования профессионального самосознания студентов овладевающих помогающими профессиями.
Понятие профессионального самосознания опирается на понимание феномена самосознания личности в отечественной психологии. С.Л. Рубинштейн [9] охарактеризовал его как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В. С. Мерлин [7] определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности, обладающим специфическими и социально-нравственными характеристиками. Большинство отечественных психологов (И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция [3].
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [4]. Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание - это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции "профессионального Я" [3].
На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.
Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется в когнитивном компоненте наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте – это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка. Поведенческий компонент характеризуется наличием мотива к самоактуализации, стремлением к саморазвитию. Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента. Движущей силой развития профессионального самосознания является интериоризированное и актуализированное личностью противоречие между достигнутыми и желаемыми «Я-образами». Данное противоречие в позитивном варианте развития профессионала начинает преодолеваться через механизмы самоанализа, обратной связи и рефлексии с помощью самооценки личности. Целью психологического сопровождения студентов является формирование и развитие «Я-образов» специалиста именно помогающих профессий: знание и отношение к себе в системах личностного развития, взаимоотношений с субъектами профессионального взаимодействия и профессиональной деятельности.
Новые чувства и мотивы личности, возникающие в процессе сопровождения профессионального развития специалиста помогающей профессии, «приводят к интериоризации данной роли с ее когнитивными, эмоциональными и конативными компонентами, и человек вскоре начинает видеть себя и относиться к себе как к носителю данных характеристик» [10, с.287].
Кораблина Е. П. рассматривает следующие противоречия, заключенные во всех видах помогающей деятельности личности:
• между профессионально предписанными функциями специалиста - врача, педагога, психолога, социального работника — и неформальными психологическими аспектами помощи, взаимодействия между людьми;
• между признанием того, что личность является субъектом своей собственной жизни, и влиянием на нее помогающего субъекта посредством внешнего воздействия;
• между тем, что, с одной стороны, помогающий в процессе работы отдает часть своей энергии при взаимодействии с людьми, применяя свои знания, проявляя сочувствие, сопереживание (эмпатию), любовь, доброту, мужество, альтруизм, испытывая эмоциональное «выгорание», с другой стороны, он способствует своему личностному росту и приобретению определенных выгод (признание, власть, доминирование).
Помогающим специалистам необходима поддержка в решении профессиональных и личностных проблем. Как отмечает Н. В. Гришина, «...потенциально помогающие профессии дают хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения в деятельность, что является важным элементом самоактуализации…», поскольку «…выгорание — это плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания» [5].
Таким образом, становится важным совершенствование подготовки, психологической поддержки, выражающейся именно в сопровождении развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности студентов помогающих профессий, обеспечивающей их устойчивую психологическую готовность к работе. Гармонично развитое, непротиворечивое профессиональное самосознание, сформированная профессиональная идентичность позволяют специалисту быть успешным в профессии и чувствовать полноту самореализации, зрело разрешать объективные противоречия, создавая условия для собственного личностного и профессионального роста.
К психологическим условиям развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности относятся:
1. Профессионально-ориентированная информационно-насыщенная образовательная среда.
2. Активное взаимодействие с носителями профессиональных норм, ценностей и моделей поведения в учебном процессе и при прохождении практик.
3. Укрепление субъектной позиции в учебной и профессиональной деятельности.
4. Повышение субъективной значимости профессии, эмоционально-положительное отношение к профессии и к себе в профессии.
5. Ранее включение в процесс профессиональной деятельности и общения.
6. Актуализация внутренних психологических механизмов (рефлексия, идентификация) методами психологического воздействия.
Комплексной технологией обеспечения профессионального развития является технология психологического сопровождения, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения [4].
Среди личностно ориентированных технологий формирования профессионального самосознания, таких как развивающая диагностика, мониторинг социально-профессионального развития, психологическое консультирование и т.д., можно выделить особо технологию психологического тренинга как средство развития самосознания в полисубъектном взаимодействии [1].
Основной задачей тренинга профессионального самосознания является развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции) [2].
В связи с этим в настоящее время актуальна разработка комплексной программы психологического сопровождения становления профессиональной идентичности и профессионального самосознания будущих специалистов помогающих профессий. Для реализации данной программы нами разработана процессуальная модель развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности, а на ее основе — алгоритм психологического сопровождения профессионального становления студентов помогающих профессий с использованием технологии тренинга профессионального самосознания.
- Литература:
Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии. Автореф. дисс… докт. психол. наук. М.: 2002. -19 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999.
Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003 г. Стр.252.
Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2003. - N 3(6): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). - С.104-114.
Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т2. М.: Педагогика, 1989. 322 с.
Сластенин В.А. Сластёнин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.