Компетентность профессионала как психолого-акмеологическая проблема
Авторы: Бережнова Ольга Викторовна, Пилюгина Екатерина Ивановна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1458 раз
Библиографическое описание:
Бережнова, О. В. Компетентность профессионала как психолого-акмеологическая проблема / О. В. Бережнова, Е. И. Пилюгина. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1131/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема компетентности как свойства профессионала и ее конкретных видов традиционно является одной из важнейших в психолого-акмеологических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности (Вегерчук Н.Э., Денисов О.И., Деркач A.A., Дроздов И.Н., Егорова Т.Е., Елина И.Е., Жидаев С.С., Зазыкин В.Г., Игельник М.С., Маркова А.К., Степнова JI.A., Юсупов С.А. и мн. др.). В психологии и акмеологии проведены как теоретические, так и прикладные исследования различных видов компетентности - профессиональной, социальной, психологической, коммуникативной, аутопсихологической, конфликтологической, социально-психологической, компетентности в управлении кризисными организациями, при осуществлении кадровой работы и др.. Выявлены их сущностные характеристики, психологическая структура, психологические и акмеологические условия и факторы развития, однако эта проблема еще пока далека от своего законченного решения [3].
Среди проведенных психолого-акмеологических исследований компетентности заметное место занимают те, в которых было подвергнуто анализу сама категория «компетентность» Обобщение их позволяет утверждать, что в них «компетентность» (competentia - принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «...обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории: competence - «...законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных психологических и акмеологических исследований исследованиях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования [1].
В психолого-акмеологических исследованиях компетентность традиционно рассматривалась в контексте выделения ее свойств на уровне общего, особенного и единичного, что соответствует одному из ведущих методологических принципов научного знания (Ананьев Б.Г., Бодалев A.A., Мясищев В.Н.). В связи с этим сама категория «компетентность», как подчеркивалось, отвечает требованиям уровня общего, является обобщающей именно на уровне общего.
В психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [4].
«Профессиональная компетентность» является общенаучной категорией, однако в разных науках в понимание ее сущностных характеристик вкладывался свой смысл. Например, в кадроведении она рассматривается как высокий уровень общих и профессиональных знаний и овладения разных сфер служебной деятельности, глубокое понимание профессиональных проблем, деловую надежность в решении профессиональных задач, связанных с кадровой работой и кадровой политикой.
Среди исследований специальных видов (подвидов) профессиональной компетентности, имеющих непосредственное отношение к компетентности в сфере управления, следует выделить работы Деркача A.A. и других авторов (акмеологическая компетентность) [2], Елиной И.Е. (компетентность в профессиональной деятельности госслужащих) [4], Дроздова И.Н. (компетентность в кадровом оценивании персонала), Ситника С.Н. (компетентность субъектов кадровой работы), Жидаева С.С. (компетентность в сфере управления кадровой работой в организации), Игельника М.С. (психологическая компетентность в условиях антикризисного управления), Зазыкина В.Г. (психологическая компетентность руководителя), Вегерчук И.Э. (социально-перцептивная компетентность), Степновой JI.A. (аутопсихологическая компетентность) [7], Кузьминой Н.В. (психолого-педагогическая компетентность), Жукова Ю.М. и Петровской JI.A. (коммуникативная компетентность), Марковой А.К. (профессиографическая компетентность) [6], Юсупова С.А. (коммуникативная компетентность госслужащих в их взаимодействиях со СМИ) и др .
В некоторых психолого-акмеологических исследованиях представлялись и другие основания для выделения специальных видов компетентности, обладающих обобщающими свойствами. Так, А.К.Маркова указывала, что на существование следующих видов компетентности (по критерию «общее-особенное»):
- специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности);
- социальная компетентность как ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального взаимодействия и общения;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии [6].
Анализ представленных выше особенных видов компетентности показывает, что обобщающей является специальная компетентность, а остальные являются ее важными структурными составляющими. Заметим, что данные особенные виды компетентности, исходя из их содержания, входят в структуру управленческой компетентности.
С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:
- гностический или когнитивный компонент, характеризующий наличие необходимых профессиональных знаний;
- регулятивный компонент, позволяющий использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;
- рефлексивно-статусный компонент, дающий право за счет признания авторитетности действовать именно так;
- нормативный компонент, определяющий круг полномочий, сферу профессионального ведения;
- коммуникативный компонент, необходимость которого обусловлена тем, что многие виды профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействий. Поэтому компетентность проявляется прежде всего в общении [3].
Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов.
Рассматривая данный вопрос, целесообразным видится акцентирование внимания на психологическом и акмеологическом содержании психологической компетентности, где обоснована общая структура психологической компетентности и разработана ее теоретическая модель, включающая несколько взаимосвязанных подструктур:
- социально-перцептивную компетентность, проявляющуюся в «знании людей»;
- социально-психологическую компетентность, выступающую как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений людей, включенных в профессиональные или социальные группы;
- аутопсихологическую компетентность как систему знаний, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;
- психолого-педагогическую компетентность как систему знаний о методах осуществления влияния на людей [2, 5].
Между данными подструктурами имеются тесные системные функциональные связи. Данная модель на сегодняшний день считается обобщенной, в то же время проводятся исследования по ее дополнению и совершенствованию.
Расширение комплексных исследований профессиональной и психологической компетентности привело к необходимости изучения их акмеологического содержания.
В исследованиях Денисова О.И. были разработаны две психолого- акмеологические модели конфликтологической компетентности руководителя в виде табличного и структурно-функционального системного описания. В табличном описании выделялись следующие уровни (подструктуры): гностический, проектировочный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный [1].
Степнова Л.А. разработала общую описательную модель профессиональной компетентности государственных служащих, включающую следующие подструктуры: на уровне структурно- содержательных видов - психологическую, социально-психологическую, социально-перцептивную, коммуникативную, профессионально- педагогическую; на уровне операционно-технологических видов - рефлексивную и аутопсихологическую [7].
Проведенные психологические и акмеологические исследования создали необходимые научные предпосылки для разработки проблемы акмеологической компетентности. Эта проблема начала разрабатываться в теории акмеологии (Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Селезнева Е.В. и др.).
В теоретической акмеологии сущностные характеристики акмеологической компетентности рассматривается как проявление интегральной способности зрелой личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы (Маркова А.К., Селезнева Е.В. и др.). Акмеологическая компетентность складывается из знаний о закономерностях достижения высоких уровней профессиональных и личностных достижений, психологических качеств личности, достигшей вершин в своем развитии, умений различать объективные и субъективные факторы, способствующих достижениям, способности планировать свое прогрессивное профессиональное развитие, уметь осуществлять его и др. (Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К.) [2, 6].
Думается, значимым вкладом в развитии концепции акмеологической компетентности будут являться прикладные психолого- акмеологические исследования конкретных видов акмеологической компетентности, являющихся залогом успешности конкретных видов профессиональной деятельности и их системных связей.
Литература:
Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. - М.: МААН, 2000.
Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2010.
Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология: познание и развитие. - СПб.: ПИТЕР, 2008 и др.
Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности госслужащих / / Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. Ч. 1. - М.: РАГС, 2000.
Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Матер, научно- практ. конф. - М.: РАГС, 1998. - С.295-296.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2000.
Степнова Л.А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности. - М.: Эдельвейс, 2007.