Обоснование необходимости психологической подготовки несовершеннолетних осужденных в процессе ресоциализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Леус, Э. В. Обоснование необходимости психологической подготовки несовершеннолетних осужденных в процессе ресоциализации / Э. В. Леус. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/955/ (дата обращения: 16.11.2024).

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в соответствие с Уголовным кодексом, вид ИУ и степень изоляции, принимая во внимание такие факторы, как характер и тяжесть преступления, пол и возраст осужденных, наличие судимостей. Деятельность ИУ основана на строгом соблюдении законов, гарантий защиты от жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; обеспечивает раздельное содержание лиц мужского и женского пола, взрослых и несовершеннолетних, впервые осужденных и рецидивистов [1; 2, с. 148]. Исправительные учреждения (ИУ) являются структурным подразделением уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» предназначены организовывать систему исправления осужденных, предупреждать рецидивную преступность и криминализацию впервые отбывающих наказание, обеспечивать правопорядок и законность деятельности, привлекать осужденных к труду, организовывать общее и профессиональное обучение, охранять жизнь и здоровье [3].

Одной из серьезных проблем уголовно-исполнительной системы и общества в целом, является проблема социальной адаптации несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы. Большинство из них находятся в состоянии стресса, вызванного с одной стороны страхом перед забытым предстоящим чувством самостоятельности и свободы, а с другой - правовой беспомощностью, отсутствием документов, удостоверяющих личность, потерей или изменением в структуре социальных связей. Поэтому закон обязывает администрацию органов, исполняющих наказание, заранее готовить их освобождение. Работа начинается за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы и заключается в подготовке трудового и бытового устройства, а также в психологической подготовке осужденного к тем трудностям, которые могут встретиться после освобождения. Таким образом, в этот период деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач – исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного – формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе [4, с. 478].

В рамках исправительной психологии в целом и на этапе подготовки к освобождению в частности разрабатываются практические рекомендации, дающие направления в деятельности по ресоциализации осужденных, а также способы, приемы и методы социально-психологической коррекционной работы со спецконтингентом. Ресоциализация личности осужденных ориентирована на изменения в мотивационно-потребностной сфере, изменение приоритетов в системе ценностных ориентаций, выработку модели социально-одобряемого правопослушного поведения. Ресоциализация - процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, либо радикально отличающихся от освоенных им ранее. Этому предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности – десоциализация в контексте правонарушающего поведения [5, с. 12]. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться при подготовке освобождающихся подростков к жизни на свободе.

Представляют интерес особенности психических состояний и личностных характеристик осуждённых на этапе, предшествующем освобождению. Личность осуждённого представляет собой сложную структуру, объединяющую комплекс социально–психологических взглядов, потребностей, отношений, в которых доминируют отрицательные тенденции. В основе поведения и деятельности каждого человека лежат потребности. Они побуждают человека к активности, созданию и развитию общественного производства. Вместе с тем, уровень и характеристика потребностей в норме и при криминальных отклонениях могут быть принципиально разными. Выявляется дисбаланс различных потребностей и интересов, их примитивность и аморальность способов удовлетворения. У преступников материальные потребности доминируют над духовными и предполагают получение необходимой информации для криминальной адаптации в условиях исправительного учреждения. Происходит обесценивание таких необходимых и важных для каждого человека понятий, как дружба и привязанность.

В учреждение по исполнению наказаний попадает лицо с достаточно устоявшимися антисоциальными взглядами, привычками, манерой общения с людьми. Поэтому методы психологического воздействия здесь должны быть трансформированы применительно к тем характеристикам, которые свойственны лицам, отбывающим наказание за совершённое ими преступление. Социально–психологические отклонения в поведении и образе жизни индивида, укоренившиеся в процессе осуществления им преступной деятельности, требуют такого социального контроля, который направлен на разрушение преступных потребностей, ликвидацию накопившегося у него отрицательного социального опыта, создание основы для последующего развития положительной структуры связей.

Основной характеристикой психического состояния большинства осужденных, особенно в период перед освобождением, является состояние психического напряжения. Для лиц, отбывающих наказание, характерна динамичность совокупности негативных психических состояний в контексте внутриличностных изменений и конфликтов, при которых изменяются мотивационные полюса, формируются новые интересы и потребности.

В условиях лишения свободы, в процессе осуществления ресоциализирующих воздействий всеми специалистами исправительного учреждения, несовершеннолетние начинают более трепетно относиться к простым вещам, кажущимся обыденными на свободе, но которых они лишены в период отбывания наказания: свобода, дружеские человеческие отношения, семейное тепло и уют, безусловная любовь близких; а также к тому, что вызывало негодование и стремление эмансипироваться – контроль и воспитательные воздействия со стороны семьи и школы, требования правопослушного поведения со стороны общества, необходимость сдерживать свои желания и потребности при невозможности их немедленного удовлетворения. В связи с этим, пребывание в условиях закрытого исправительного учреждения, строгое соблюдение режима, невозможность удовлетворения потребностей в полной мере в огромной степени усугубляют переживание негативных психических состояний несовершеннолетними осужденными.

Режим лишения свободы в корне меняет все существование человека. После окончания срока многие освободившиеся выходят на свободу беззащитными, слабо подготовленными к самостоятельной жизни в бытовом, нравственном и социальном отношении, а потому требуют самого пристального внимания со стороны государственных органов и семьи в осуществлении постпенитенциарного сопровождения, что позволит им продолжить обучение, приобрести специальность, наладить социальные контакты, и все это не вступая в противодействие с законом. Несовершеннолетние осужденные освобождаются из воспитательных колоний в юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться, в будущем продолжать учебу, трудоустроиться, создать семью [6, с. 57].

Осужденные, освобождающиеся из мест лишения свободы, условно подразделяются на [7, с. 649]: лица, вполне исправившиеся в период отбывания наказания; лица с дефектами воспитания; лица, не исправившиеся в период отбывания наказания. Несовершеннолетние, относящиеся ко второй группе, - не только трудновоспитуемые подростки, но и те, кого называют «ведомые» - слабохарактерные, легко попадающие под влияние сильной личности, либо с авантюрным складом и повышенной склонностью к риску. Несовершеннолетние третьей группы – зачастую имеющие обширный «послужной список» совершенных правонарушений. Две последние категории подростков могут быть вовлечены в преступную деятельность и составлять резерв взрослой преступности, повышая тем самым рецидивную преступность.

В этой связи психологическая работа с осужденными должна осуществляться в наиболее острые периоды отбывания наказания – при поступлении, перед освобождением и по необходимости с учетом внутриличностных кризисов. Заблаговременная психологическая подготовка начинается с первого дня пребывания в колонии и продолжается в течение всего срока отбывания наказания. Непосредственная же подготовка осужденных к освобождению начинается, как предписано ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, за 6 месяцев до освобождения, при зачислении осужденных в «Школу подготовки осужденных к освобождению» [1].

Под психологической подготовкой осужденных к жизни в новых условиях понимают заблаговременный настрой их психики, формирование установки вести себя подобающим правильным образом в определенных новых условиях жизни, формирование стратегического плана поведения. Психологическая подготовка требует соблюдения следующих принципов: морально-психологическая направленность, максимальное соответствие содержания и объема информации условиям предстоящей жизни, систематичность и последовательность, дифференцированный и индивидуальный подход, активизация положительных качеств [8, с. 148]. Таким образом, психологическая подготовка сопровождает весь процесс перевоспитания осужденных, активизируя их психику, изменяя привычки и фон настроения, психические состояния, формируя у них личностную готовность жить в новых условиях, что обеспечивает быстрое включение в новую социальную среду и деятельность без возникновения внутренних конфликтов, напряжения и сопротивления воздействиям [7, с. 647]. Для эффективного осуществления психологической подготовки психологами исправительных учреждений разрабатываются и используются программы психологического сопровождения с учетом этапа отбывания наказания, срока заключения, возраста и рецидивности осужденного, их личностных и интеллектуальных особенностей. Особенностью психологического сопровождения является создание условий для изменения личности, перевод подростка из статуса пассивного объекта всевозможных воздействий в статус активного деятеля, способного и не страшащегося самостоятельно преодолевать жизненные препятствия, брать на себя ответственность за результативность или несостоятельность собственных поступков.

В психологическом сопровождении осужденных используют методы профилактики нарушений режима и рецидивной преступности, индивидуальной и групповой диагностики на разных этапах отбывания наказания, при необходимости – индивидуальное или групповое совместно с родителями консультирование по актуальным проблемам, формирование психологической культуры и компетентности через самопознание и выработку навыков понимать других людей. Основу программ психологического сопровождения, имеющих своей целью ресоциализацию несовершеннолетних осужденных, составляют индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия. Эти мероприятия направлены на самоанализ возникающих проблем; анализ причин совершения преступления; выработку дальнейших жизненных планов; развитие коммуникативных навыков, особенно в плане общения с лицами противоположного пола; искоренение антисоциальных и криминальных установок; формирование копинг-стратегий, как сознательно сформулированных способов совладания с возникающими трудностями; выработка методов самоконтроля при агрессиях и саморегуляции при стрессе; снижение тревожности личности и работа со страхами; повышение самосознания и самооценки на основе самопознания; формирование ответственности и устойчивой жизненной позиции.

При определении результативности психолого-педагогических ресоциализирующих воздействий на несовершеннолетних осужденных на этапе, предшествующем освобождению, необходимо опираться на критерии, или условные нормы, относительно которых можно делать соответствующие выводы. Критерии могут включать в себя комплекс отношений осужденных: отношение к окружающему миру и реальной действительности; отношение к общественно-полезному труду; отношение к коллективу и коллективной деятельности; отношение к другим людям; отношение к законам и требованиям морали; отношение к совершенному преступлению и назначенной судом мере наказания; отношение к самому себе; отношение к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению; отношение к воспитательным мероприятиям [9, с. 419].

В контексте внедряемой в настоящее время Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [10], совершенствование организации исполнения наказаний, направленной на социализацию осужденных; изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и их криминологической характеристики; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания в значительной степени могут способствовать эффективной ресоциализации несовершеннолетних осужденных во время отбывания наказания и подготовить их к предстоящей жизни после освобождения.

Таким образом, ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей можно рассматривать как цель государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям; как социальный процесс, в рамках которого происходит взаимодействие личности правонарушителя с окружающей социальной средой, а также целенаправленное воздействие на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных лиц в виде совокупности способов воздействия правового, организационного, психолого-педагогического и воспитательного характера, происходящий на всех этапах, начиная с момента совершения правонарушения до момента закрепления стабильного правопослушного поведения. Данный процесс направлен на восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, с целью недопущения рецидива правонарушений, и носит частичный характер, так как затрагивает отдельные группы по тем или иным причинам, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения, требуя дифференцированного подхода. При этом социально-психологическую работу с осужденными можно представить, как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания лишением свободы, главной целью которых является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество. Решающим фактором ресоциализации осужденных является создание в ИУ целостной исправительной системы, основанной на принципах гуманности, на адекватности социально-психологической структуры личности с учетом синергии всех уровней психики человека. Кроме того, осужденный должен быть субъектом собственного преобразования по формированию социально-нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 11-16-29001 а/С


Литература:

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // http://www.uikodeks.ru/vkodeks/uikodeksru/ygolovno-glava22.html //

2. Хаитжанов А. Уголовно-исполнительное право РФ: Учебное пособие. – Пенза, 2006.

3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». // КонсультантПлюс // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110217;fld=134;dst=4294967295;from=85778-0/

4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть II «Юридическая психология». – М., 1996.

5. Леус Э.В. Психологические адаптационные технологии сопровождения ресоциализации несовершеннолетних осужденных / Юридические науки и современность: монография / (Э.В. Леус, А.Н. Пряженникова, Е.В. Терехова [и др.]; отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск, 2011.

6. Орлова Ю.Р. Особенности личности несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации. // Человек: преступление и наказание. – 2009, № 2.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2002.

8. Дмитров А.В., Сафонов В.П. Основы пенитенциарной психологии. – М., 2003.

9. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. – М., 2006.

10. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р) // http://www.fsin.su/document/index.php?ELEMENT_ID=6663 /

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, освобождение, отношение, психологическая подготовка, психологическое сопровождение, рецидивная преступность, исправительное учреждение, место лишения свободы, преступная деятельность, уголовно-исполнительная система.

Похожие статьи

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Обоснование необходимости разработки методологии мониторинга факторов рисков хозяйствующих субъектов

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Похожие статьи

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Обоснование необходимости разработки методологии мониторинга факторов рисков хозяйствующих субъектов

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада