Роль полевых практик в формировании студенческого коллектива
Авторы: Атеева Юлия Александровна, Орлова Анна Георгиевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 5136 раз
Библиографическое описание:
Атеева, Ю. А. Роль полевых практик в формировании студенческого коллектива / Ю. А. Атеева, А. Г. Орлова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/965/ (дата обращения: 16.11.2024).
Практика – важная часть системы профессиональной подготовки будущего специалиста.
В пермском государственном педагогическом университете кроме лекционных, практических и лабораторных занятий проводятся несколько видов практик: педагогические и производственные, к которым на естественнонаучном факультете добавляются и учебные полевые практики.
Полевые практики - обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественнонаучного направления. Полевые практики по географии направлены на расширение и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического изучения материала. Они способствует формированию экологического мировоззрения и эстетического воспитания студентов, дают наглядное представление о природных явлениях и их взаимосвязи, учат регистрировать факты и анализировать их, обобщать увиденное и делать выводы. Особое внимание на полевых практиках уделяется вопросам взаимодействия человека и природы.
Велико значение полевых практик и в подготовке учителей географии. Это не только получение практических навыков и умений, но и путешествия, встречи с разными географическими объектами, как естественного, так и социально - экономического характера. Основные формы работы на полевых практиках по географии — учебные экскурсии, топографическая съемка местности, описание компонентов природы и природно-территориальных комплексов (ПТК), проведение измерений и последующих расчетов, обработка собранного материала, самостоятельные наблюдения [1, с. 7].
Студенты естественнонаучного факультета проходят в течение своего обучения несколько видов полевых практик. Полевые практики студентов заочного отделения специальности «География» включают практику по землеведению и топографии на первом курсе, практику по геологии и географии почв на втором, ландшафтную практику – на третьем и практику по краеведению и туризму – на четвертом курсе.
Отличительной чертой географических полевых практик является то, что выполнять задания студентам приходиться коллективно, в группах, где результат каждого зависит от умения работать в команде, взаимопонимания и взаимопомощи. Например, топографическая съемка местности на первом курсе невозможна без участия всех членов коллектива, так как одновременно используется несколько геодезических приборов и инструментов. От совместного выполнения поставленной учебной задачи зависит результат всей группы, и, следовательно, оценка за практику каждого студента. Еще более наглядным примером является практика по туризму и краеведению (IV курс). Форма проведения такой практики - поход (водный, пеший, комбинированный), который подразумевает «автономность» студенческого коллектива под руководством преподавателей. Четкое и слаженное выполнение различных видов работ каждым студентом является залогом не только успешного прохождения практики, но и безопасности жизни и здоровья всех членов коллектива. Поэтому полевые практики имеют важное значение не только для процесса обучения, но и для формирования и развития студенческой группы.
Группа – это важная форма социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения. Проблема групп – одна из центральных в социальной психологии. Интерес к объединению людей возник давно. С одной стороны, личность, её самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является суммой вошедших в неё людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам её членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности [2, с. 174].
Таким образом, группа – это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.
Состав группы – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.
Студенческая группа относится к малой социальной группе. Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Цель нашей работы: проанализировать группы студентов как малые социальные группы, рассмотреть, как изменяются межличностные отношения в группах в процессе обучения и, прежде всего, на полевых практиках.
В исследовании участвовало 4 группы студентов с I по IV курс заочного отделения естественнонаучного факультета ПГПУ в 2010 – 2011 гг. Каждая из четырех групп тестировалась два раза: до практики и после ее прохождения. Для изучения студенческих групп была использована методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера, в основе которой лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает её надёжность [3, с. 261].
Таблица 1
Пример заполненного бланка методики
В таблице приведены противоположные по смыслу пары, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. Дружелюбие |
|
|
* |
|
|
|
|
|
Враждебность |
2. Согласие |
|
* |
|
|
|
|
|
|
Несогласие |
3. Удовлетворённость |
|
* |
|
|
|
|
|
|
Неудовлетворённость |
4. Продуктивность |
|
* |
|
|
|
|
|
|
Непродуктивность |
5. Теплота |
|
|
* |
|
|
|
|
|
Холодность |
6. Сотрудничество |
|
|
|
* |
|
|
|
|
Несогласованность |
7. Взаимоподдержка |
|
|
|
* |
|
|
|
|
Недоброжелательность |
8. Увлечённость |
|
|
|
|
* |
|
|
|
Равнодушие |
9. Занимательность |
|
|
|
* |
|
|
|
|
Скука |
10. Успешность |
|
|
* |
|
|
|
|
|
Безуспешность |
Особый интерес вызывают результаты исследования группы I курса. Формирование студенческого коллектива происходит в процессе обучения, начиная с сентября. Важным этапом развития коллектива является полевая практика. Выезжая на полевую практику, многие студенты впервые остаются без попечения родителей и вынуждены практически самостоятельно обеспечивать свой быт и досуг. Они круглосуточно в период полевой практики находятся на территории агробиостанции, совместно выполняя не только задания преподавателей, но и участвуя в спортивных и культурных мероприятиях, а также хозяйственных работах. Именно в этот период студенты-первокурсники сталкиваются с коллективными видами учебных и хозяйственных работ, в ходе которых и происходит формирование и сплочение студенческого коллектива. Как и любой коллектив людей, вновь сформировавшаяся группа испытывает ряд неудовлетворительных моментов в общении. Поэтому на I курсе до полевой практики проявляется нестабильность психологической обстановки.
Рис. 1. Состояние психологической атмосферы в коллективе I курса до полевой практики
Из диаграммы видно, что в данной группе самый низкий балл (3,5) характерен для состояния «удовлетворенность – неудовлетворенность». По результатам тестирования по 3,4 балла получили групповые состояния – «согласие – несогласие», «увлеченность – равнодушие», «занимательность – скука», что свидетельствует о несформированности коллектива, об отсутствии общих дел и целей.
Рис. 2. Состояние психологической атмосферы в коллективе I курса после полевой практики
После прохождения практики результаты тестирования несколько изменились, количество баллов увеличилось практически для каждого положительного качества группы, соответственно отрицательные качества имели меньшую сумму баллов. Благодаря практике увеличились баллы у таких состояний как «удовлетворенность», «согласие», «теплота», «увлеченность», «успешность» и «взаимоподдержка» в группе. Максимальная разница баллов до и после практики характерно для состояния «сотрудничество», что можно объяснить общей целью практики и коллективной работой для ее реализации.
На старших курсах наблюдается сближение членов группы, и на этом фоне наблюдается психологическая уравновешенность в отношениях. В большей степени проявляются положительные качества, чем отрицательные. Слаженные отношения в группе положительно влияют и на процесс обучения, так как полевая практика предполагает работу в бригадах с выполнением общих заданий.
Однако даже на старших курсах наблюдается положительная динамика в отношениях между членами коллектива и улучшение психологической обстановки в группе после прохождения полевой практики.
До полевой практики психологическая атмосфера в коллективе IV курса была благоприятной: выражены такие качества, как дружелюбие, теплота, взаимоподдержка, сотрудничество, занимательность. Несмотря на это, после полевой практике по туризму и краеведению в группе повысились, хотя и в незначительной мере, оценочные баллы таких состояний, как дружелюбие, согласие и продуктивность, т.е. полевая практика сплачивает коллектив независимо от времени его существования.
Таким образом, полевые практики на естественнонаучном факультете ПГПУ играют важную роль не только для закрепления теоретических знаний и приобретения умений и навыков, но и для развития полноценного коллектива.
- Литература:
Атеева Ю.А., Орлова А.Г. Влияние полевых практик на психологическое и физическое состояние студентов-географов //Естественнонаучное образование в школе и вузе: материалы межрегиональнойконференции (г. Ярославль, 14 – 15 декабря 2010 г.). – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 216 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Практическая психодиагностика Методики и тесты.Самара Бахрах-М С,Бахрах-М, 2000г. 672с