Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соломатин, С. А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений / С. А. Соломатин. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/983/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема мотивации в спорте высших достижений – вопрос, прежде всего, философский. Ведь желание заниматься спортом, стремление к вершинам спортивного мастерства, круглогодичные изнуряющие тренировки – все это входит в определенное противоречие с законами и принципами психологии человека. Раздражитель для нервной системы, вызывающий определенные функциональные сдвиги и связанный с субъективным чувством усталости, утомления, психологического дискомфорта, является для организма объективно отталкивающим, негативным. То есть, в норме организм человека реагирует на большие физические нагрузки соответственно их тяжести отрицательно и «дает об этом знать» центральной нервной системе, воздействуя определенным образом на психику человека и его мотивационный фон. Психика устанавливает свои стереотипы, которые способствуют субъективному приятию или неприятию нагрузки как физического раздражителя, вырабатывая мотивационные рефлексы, то есть, воздействуя в том числе на настроение человека.

В спортивной деятельности мотивация имеет свои особенности, выражающиеся в формировании привычки и положительного эмоционального отношения к высоким физическим нагрузкам, что в принципе является извращением поведенческо-ценностных ориентаций в психологической сфере человека, занимающегося спортом. Психологи, психиатры, философы и врачи долгое время ведут дискуссии о том, что же вызывает у человека, подверженного физическим нагрузкам, положительные эмоции и стремление продолжать занятия, повышая тренировочные нагрузки, по сути, против законов природы. Ведь выработка так называемых «гормонов счастья» при занятиях не может компенсировать общий отрицательный для психики спортсмена эффект при тренировках и выступлении на соревнованиях.

Положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями складывается из нескольких составляющих ее компонентов мотивации:

- формирование условных рефлекторных связей и устойчивых динамических стереотипов вегетативной нервной системы, адаптация органов и систем организма к работе в условиях изменения уровня работоспособности организма является физиологическим компонентом формирования мотивационного фона;

- формирование в психике спортсмена условных рефлекторных связей, которые можно назвать привычкой, является психологической основой формирующегося мотивационного фона;

- выработка в процессе занятий физическими упражнениями определенных биоритмов, соблюдение режима дня, рациональное питание составляют медико-биологическую основу мотивационного фона;

- стремление поддерживать свой организм в состоянии высокой спортивной формы, стремление укреплять свое здоровье и поддерживать его на высоком уровне, соблюдение гигиенических норм, здоровый стиль жизни и т.д. составляют аксиологический компонент мотивации;

- желание и стремление защищать честь своей родины, города, области на соревнованиях различного уровня, отстаивать честь учебного заведения, профессии и т.д. составляют социально-этический компонент мотивационной сферы спортсмена;

- желание доказывать себе и другим свое превосходство, стремление к славе, богатству, которого можно добиться при помощи спорта, составляют эгоистический компонент мотивации;

- желание повышать далее свое спортивное мастерство, стремление к дальнейшему развитию и совершенствованию своих физических качеств, спортивных результатов и опыта выступлений в соревнованиях составляют цельно-волевой компонент мотивации;

- стремление к удовлетворению потребности в общении и контакте с другими спортсменами, стремление получать от спорта эмоциональное насыщение составляют эмоционально-коммуникационный компонент мотивационного фона.

Мотивационная сфера спортсмена строится на основе взаимодействия всех вышеперечисленных компонентов, составляя интегративную величину, характеризующую стремление человека выполнять ту или иную деятельность (в нашем случае – спортивную). В современном спорте, безусловно, присутствуют все компоненты мотивационной сферы. Именно определенное взаимодействие данных компонентов, преобладание какого-либо из них и ранжирование их самим спортсменом в соответствии со своими ценностными ориентациями и составляют в конечном итоге мотивационный фон. В процессе роста и развития, процесса социализации, накопления личного опыта, в том числе и спортивного, социальные и иные ценности спортсмена претерпевают значительные изменения: какие-то компоненты мотивационной сферы начинают вытесняться вновь образовавшимися, обновляться или полностью заменяться другими. В результате образуется явление, которое характеризуется снижением общей мотивации спортсмена к занятиям спортом, исчезновением каких-либо компонентов мотивации или преобладание какого-либо другого, имевшего ранее более низкую для спортсмена ценность. Устойчивой и постоянной мотивация быть не может, так как ее компоненты, постоянно взаимодействуя друг с другом, подвержены изменению.

Естественно, мотивационная сфера может быть значительно изменена под воздействием высоких и чрезмерных физических нагрузок, вызывающих такие негативные психологические явления как апатия, безразличие, отсутствие желания тренироваться и др. В этом случае психологический компонент мотивации в результате сильного утомления нервной системы практически утрачивается, восстанавливаясь в процессе отдыха, или формируется заново (что является очень трудным и долгим процессом, так как клетки центральной нервной системы восстанавливаются очень медленно или не восстанавливаются вовсе).

Формирование положительной мотивации к занятиям спортом является действенным и наиболее эффективным средством психологической подготовки в спорте высших достижений. Мотивация как основа спортивной деятельности – главный компонент психологической подготовки спортсмена. Кроме того, формирование положительного мотивационного фона является важнейшим условием действия педагогического принципа сознательности и активности в спорте. Однако формирование положительного эмоционального фона спортсмена – процесс длительный. Молодому спортсмену требуется порой затратить несколько лет, прежде чем появится желание тренироваться и выступать на соревнованиях, не испытывая при этом дискомфорта или отвращения от нагрузок. И немаловажную роль здесь играет активная психологическая поддержка семьи, друзей и тренера.

Таким образом, мотивационная сфера спортсмена является интегративным показателем, включающим в себя совокупность формирующихся в процессе спортивной деятельности изменений в его психике. Решение философского вопроса о том, что же толкает человека на выполнение огромной спортивной работы, кроется, на мой взгляд, в поддержании данной совокупности на относительно стабильном уровне, предусматривающем лишь развитие новых адаптационных процессов.

Каждому структурному элементу мотивационной сферы спортсмена соответствуют разные направления физкультурно-спортивной деятельности, в которых наиболее ярко выражены отдельные компоненты мотивации, а другие находятся в подчиненном, придаточном положении.

Так, в сфере спорта высших достижений наиболее ярко выражены те компоненты мотивации, которые направлены на достижение высших спортивных результатов и реализацию спортсменом своих спортивных устремлений. Базисными компонентами в данной сфере деятельности являются физиологический и психологический компоненты, которые составляют непосредственную функциональную основу, соответствующую конкретным психофизиологическим особенностям спортсмена.

В зависимости от типа темперамента спортсмена (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), у него по-разному протекают процессы формирования и совершенствования двигательного навыка, приспособление и адаптация к нагрузкам, а также скорость приспособительных психологических реакций. Также от психологических особенностей человека зависит выбор вида спорта и постановка перспективных конкретных задач, что и определяет его мотивационный компонент. Таким образом, психологический и физиологический компонент являются основой психологического фона спортсмена, находятся в основании его пирамиды потребностей.

На более высокой ступени данной пирамиды потребностей и мотивов стоят эгоистический и цельно-волевой компоненты мотивационного фона, что соответствует низшим психологическим потребностям личности, соответствующим, по Фрейду, уровню Эго. Стремление максимально реализовать себя в спорте, получение прибыли от выступлений, а также стремление добиться спортивных успехов и славы формирует данные направления мотивации и потребностей.

Первые ступени мотивационной пирамиды являются обязательными компонентными составляющими спортивной деятельности, отвечающими за реализацию основных биологических и социальных потребностей. Пирамида потребностей Маслоу применительно ко всему обществу, таким образом, полностью соответствует потребностям и мотивам спортивной деятельности.

Высшими ступенями пирамиды являются компоненты мотивации, соответствующие высшим духовным и морально-нравственным проявлениям личности. Это аксиологический, социально-этический и медико-биологический компоненты мотивации, соответствующие духовным и нравственным потребностям спортсмена. Несмотря на то, что данные компоненты не обязательны в спортивной деятельности, без их наличия спорт как социально значимое явление не получил бы широкого распространения и не имел бы никакой социальной ценности.

Аксиологический компонент мотивации присутствует в первую очередь в физкультурно-оздоровительной деятельности, нежели в спорте высших достижений, однако является необходимым для правильного отношения к своему здоровью и формирования физической культуры личности. Данный компонент должен присутствовать в спортивной деятельности с самого раннего этапа тренировочной и соревновательной деятельности.

Первичность, приоритетность развития отдельных компонентов мотивационного фона не является постоянными для конкретного спортсмена, а зависят от многих причин, в частности, от уже упоминавшихся типов темперамента личности, психологических особенностей. Однако в процессе онтогенеза на первый план выходят общие закономерности формирования и развития мотивации спортсменов. В первую очередь, формирование конкретных мотивационных компонентов зависит от возраста начала занятий спортом и времени, в течение которого спортсмен выступает в соревнованиях и тренируется. Возраст, как биологический, так и паспортный, не является определяющим. Определяющим в данном направлении является основная форма деятельности, присущая данному возрасту. Спортивная мотивация здесь должна являться вторичной по отношению к мотивации к основной форме деятельности. Развитие спортивной мотивации, тем не менее, должно быть тесно связано с основной, являться ее логическим продолжением.

В возрасте до 10-11 лет основной формой деятельности, как известно, выступает игровая деятельность, в частности ролевая игра. Поэтому в данном возрасте мотивационный фон юного спортсмена формируется за счет игровой спортивной деятельности и тренировок, носящих преимущественно игровой характер. Соответственно, и отдельные компоненты мотивации и приоритетные ее компоненты зависят, прежде всего, от игровой деятельности.

В детском и юношеском возрасте мотивационным компонентом выступают прежде всего эмоциональные переживания. Поэтому стараться формировать у детей мотивацию к спортивной деятельности – компонентам, соответствующим высшим ступеням иерархии – нет никакого смысла. Как правило, дети психически не готовы, психологическая сфера ребенка для этого еще не подготовлена.

В подростковом возрасте основной формой деятельности является межличностное общение, общение со сверстниками. Поэтому мотивирующим компонентом является именно общение на тренировках, возможность поделиться своим внутренним миром, найти друзей и т.д. Формирование высших мотивационных компонентов следует начинать в этом возрасте, однако очень осторожно. Данный возраст является кризисным, поэтому чрезмерное давление может вызвать негативные реакции со стороны подростка и даже отказ от тренировок.

Мотивацию можно разделить на объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю). Внешняя мотивация – это компоненты мотивационного фона, которые соответствуют воздействию на спортсмена внешних сил, мнений, убеждений, традиций и т.д. Внешней мотивации соответствует прежде всего социально-этический компонент мотивационного фона, а также эмоционально-коммуникационный. Внутренняя мотивация – это компоненты мотивации, которым соответствуют личные устремления и убеждения спортсмена, индивидуальные желания, то есть, внутренние побуждения, силы, потребности. К данной форме мотивации относят все основные компоненты – аксиологический, цельно-волевой и др.

Формирование всей иерархии мотивационного фона спортсмена начинается всегда с внешних, объективных мотивационных компонентов, а затем постепенно трансформируется, переходит в субъективные, внутренние компоненты. Именно поэтому для успешного формирования мотивационного фона юного спортсмена необходимо понимание и поддержка со стороны близких, родственников, тренера; подбадривание и обязательная заинтересованность их в успешности выступления ребенка на соревнованиях.

Явление первичности формирования внешней мотивации по отношению к внутренней выражается прежде всего в упоминавшемся выше значении основной формы деятельности спортсмена в конкретный возрастной период. Если в начале занятий спортсмен, как правило, стремится удовлетворить потребности в общении, эмоциональной насыщенности (внешняя мотивация), то затем тренировки и соревнования превращаются для него в личную потребность, соответствующую психологически сформированному стереотипу (внутренняя мотивация).

Данное явление трансформации мотивационных компонентов является частным проявлением принципа перехода количества в качество в процессе спортивной деятельности. Многоразовое повторение тренировочных упражнений, тренировочных нагрузок, многократное выступление на соревнованиях в конце концов приводят к формированию четкого условного стереотипа, выражающегося в психологической адаптации спортсмена к данным проявлениям и формированию в связи с этим четкого мотивационного фона, сопровождающего спортивную деятельность.

Формирование спортивной мотивации – частное проявление такого явления как формирование запаса прочности в организме. Выполнение упражнений, постепенное повышение нагрузки приводят в конце концов к положительным сдвигам не только в биомеханическом, физиологическом компонентах тренированности, но и в морально-психологическом и мотивационном компонентах. Это проявляется в переходе от состояния, когда тренировочная работа воспринимается как тяжелая физическая и психологическая нагрузка, к состоянию, когда предыдущее состояние остается, но в большей степени вытесняется состоянием, когда формируется положительная во всех отношениях мотивация к спортивной деятельности. Данное явление можно сравнить с явлением суперкомпенсации и назвать мотивационной (психологической) суперкомпенсацией, так как она проявляется в схожих психических изменениях, происходящих в ЦНС, что и вегетативная суперкомпенсация. Проявляется данное явление в накоплении, а затем восполнении и сверхвосполнении психической энергии, затрачиваемой на спортивную деятельность. Поэтому в процессе спортивной деятельности особенное значение имеет накопление положительных эмоций от тренировок и соревнований, которые затем и формируют в результате сверхнакопления и упрочнения запас прочности, соответствующий субъективной, внутренней мотивации. Это и составляет суть так называемой психологической тренировки.

В схожем аспекте реализуется волевая подготовка, формирование которой также протекает через формирование запаса прочности. Однако не следует путать в данном случае волю и мотивацию. Воля – это способность противостоять длительным психологическим и физическим нагрузкам. Мотивация – это основа деятельности, результат положительного отношения спортсмена к спортивной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в процессе спортивной деятельности на всех этапах подготовки должен присутствовать эмоциональный компонент, выражающийся в:

- постоянном обновлении и смене внешних условий тренировок;

- выполнении тренировочных заданий в группах и коллективах;

- чередовании нагрузок, оказывающем положительное воздействие на психологическую сферу спортсмена.

Данные явления необходимы для закрепления положительных эмоций от тренировочной деятельности и формирования положительного мотивационного фона к спортивной деятельности.

Немаловажным фактором формирования и поддержания мотивации у спортсменов практически любого уровня подготовки является визуальное или иное наблюдение, идеомоторное осуществление своего вида спортивной деятельности, в частности, просмотр телепередач о своем виде спорта, соревнований, чтение литературы по истории и теории своего вида спорта и др. Данное явление основывается на микрораздражении нервными импульсами тех участков ЦНС, которые отвечают за данную деятельность, т.е. на явлении идеомоторного акта.

Основным отличием идеомоторного воздействия от конкретно тренировочного, двигательного воздействия заключается в том, что раздражения в данном случае не сопровождаются двигательными действиями и, следовательно, состояниями утомления и усталости мышечных и вегетативных органов и систем организма. Следовательно, нейтрализуются «негативные» импульсы, отвечающие за состояние утомления и негативные психические состояния, сопровождающие спортивную и соревновательную деятельность, в том числе такие как психологическая и физическая усталость. Данный момент имеет в формировании положительного эмоционального фона преимущество перед практическим тренировочным компонентом, однако только в плане психологической подготовки, так как не способствует развитию физических качеств, а значит и росту спортивного мастерства.

Помимо общеподдерживающего и тренирующего воздействия, идеомоторный акт в процессе визуального наблюдения спортивной деятельности воздействует на центры, относящиеся к формированию духовно-нравственной сферы занимающихся и помогает воспитывать необходимые морально-нравственные качества: ответственность, патриотизм, преданность спорту и др., - а также на индивидуальные цельно-волевые компоненты личности, то есть, прежде всего на те компоненты мотивационной сферы спортсмена, которые отвечают за высшие духовные устремления его личности (высшие ступени пирамиды потребностей Маслоу).

Таким образом, идеомоторная тренировка и психологический тренинг являются наиболее благоприятными для формирования и поддержания на высоком уровне мотивации спортсмена. Мотивация как основа психологической подготовки спортсмена, реализуется и развивается прежде всего определенными психологическими, внутренним, а не двигательными, внешними, воздействием на ЦНС.

Это раскрывает вопрос о влиянии на спортивную мотивацию личности самого спортсмена, сформированных в нем самом моральных, нравственных и волевых качеств, его отношения к своей деятельности. Чем более его личность социально ответственна, чем больше развито в нем чувство внутренней ответственности перед самим собой и другими, чем более она духовно богата и чем более в ней развиты нравственные, волевые и иные психологические качества и духовные свойства личности, тем более она устойчива к сбивающим внешним и внутренним раздражителям, негативно влияющим на ее мотивационный фон.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивная деятельность, мотивационный фон, компонент, компонент мотивации, формирование, мотивационная сфера спортсмена, внешняя мотивация, мотивация, основная форма деятельности, спорт.