Педагогические проблемы развития личности будущего учителя в условиях колледжа
Автор: Цирихова Наталия Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, февраль 2012)
Статья просмотрена: 3248 раз
Библиографическое описание:
Цирихова, Н. В. Педагогические проблемы развития личности будущего учителя в условиях колледжа / Н. В. Цирихова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 121-125. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1296/ (дата обращения: 16.11.2024).
Педагогический колледж - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее. Здесь он учится общению с будущими учениками. Здесь формируются наиболее ценные человеческие качества личности будущего воспитателя. Здесь он овладевает не только новейшей методикой обучения, но и способам добывания новых знаний. Таким образом, в каких условиях будет проходить формирование личности учителя, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство.
В основе общенаучных, психолого-педагогических идей развития личности будущего педагога лежат идеи В.В. Зеньковского (идея преодоления социальной инертности через развитие социальных чувств и социальной идентичности), Л.С. Выготского (теория социальной среды как определяющего фактора воспитательного процесса), С.Л. Рубинштейна (теория деятельности как позиции по отношению к обществу и потребности выполнения общественного долга), Л.И. Божович (теория развития мотивационной сферы как основы формирования личности). Н.А. Бердяев считал, что «Личность ни в коем случае не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека…Личность должна себя созидать, обогащать, пополнять универсальным содержанием, достичь единства в целостности на протяжении всей своей жизни…Личность должна совершать самобытные оригинальные творческие акты, и это только и делает ее личностью, составляет единственную ценность» [1].
Анализ различных определений [Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Ю.Д. Шелухин, Т.В. Михайлова] показал, что наиболее целесообразно рассматривать профессионально-педагогическую направленность личности будущего педагога с точки зрения теории отношений, поскольку именно отношения интегрируют в себе мотивы личности, а в своей системе определяют ее направленность.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд(рис.1):
- интерес к учебному предмету — 27,2 %;
-желание обучать данному предмету — 16,2 %;
-стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2 %;
-осознание педагогических способностей — 6 %;
-желание иметь высшее образование — 13 %;
-представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %;
-стремление к материальной обеспеченности — 2,2 %; так сложились обстоятельства — 4 %.
Рисунок 1 - Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Профессионально-педагогическая направленность есть одно из выражений общей направленности в специфическом виде деятельности - педагогическом труде и тесно связана с другими видами направленности. Своеобразие профессиональной направленности задается ее структурой, которая определяется характером педагогической деятельности. На основе этих компонентов возникает обобщенное отношение к профессии учителя.
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.
Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:
-проблемы нового целеполагания;
-проблемы новой структуры образования;
-проблемы обновления содержания образования;
-проблемы обновления организационных форм и методов.
Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.
Цели педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.
Педагогическое образование в условиях колледжа предоставляет личности студента колледжа возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования; обеспечивает право личности на продолжение обучения. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.
В качестве главного механизма развития личности будущих педагогов в системе педагогического образования выступает ориентация на субъектность личности будущих педагогов как стержневое образование, что связано с развитием гуманистической позиции, нравственной зрелости, активности, самостоятельности, рефлексивности, следствием проявления которых является способность человека к саморазвитию, самоактуализации и самоидентификации в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Личностная компетентность студентов, будущих педагогов проявляется как гуманитарная позиция по отношению к детям и по отношению к самому себе, т.е. она лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. Восприятие ученика как главной ценности, отношение к нему как к человеку со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является важнейшей характеристикой социально-личностной компетентности будущего учителя.
В качестве важнейшего условия развития личности студентов в системе личностно-ориентированного образования мы определяем социально–ценностную направленность учебного процесса на принципах гуманизации, демократизации, природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода.
Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный. Каждый из названных блоков представлен рядом модулей.
Общекультурный модуль, составляющий 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения будущего учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет общую образованность будущего учителя.
Погружение будущего учителя в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеобразии требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественнонаучный, коммуникативный.
Психолого-педагогический модуль, составляющий 18 % учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания будущего учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление «Я-концепции» будущего учителя — это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный. Предметный модуль, составляющий 57 % учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся педколледжа и общения с ними.
Выделим некоторые ценностно-смысловые идеи, которые содержатся в вышеуказанных модулях, усваиваются студентами в процессе педагогического образования в условиях колледжа и являются «строительным» материалом для развития личности будущих учителей:
1.Воспитание как педагогический процесс, его компоненты и функциональные зависимости. Субъекты воспитательного процесса, их взаимоотношения.
2.Особенности воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, воспитания, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер, отсроченность результатов.
3.Основные факторы развития личности: духовность, наследственность, воспитание, собственная преобразующая деятельность, социально-экономические условия (социальная среда), географическая среда, микросреда, культурно-образовательная среда.
4.Принципы современного воспитания, их содержание и обусловленность: духовность, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация, персонификация и др.
5.Системное объяснение содержания социально ориентированного воспитания: закон исторической зависимости воспитания; зависимость воспитания от сложившихся воспитательных отношений, от соответствия цели и организации действий, от соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников, от совокупного действия объективных и субъективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания, активности его участников в педагогическом взаимодействии, эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения, качества воспитательного влияния, интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников, сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсорных процессов воспитанников, интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.
В процессе изучения педагогических дисциплин актуализируется развитие ценностно-смысловой сферы личности, создаются условия для профессионально-личностного становления будущих учителей.
К числу других факторов (условий) развития социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе его обучения в вузе, как показало наше исследование, можно отнести следующие:
-ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное развитие студента, что предполагает отношение к студенту как к личности, субъекту учения, профессиональной деятельности, жизнедеятельности в целом;
-формирование мотивационной готовности студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию;
-усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности учебного процесса;
-организация деятельности будущих педагогов по решению проблем, относящихся как к содержанию будущей педагогической деятельности, так и к развитию своей профессионально-личностной компетентности;
-переход на современные образовательные технологии, ориентированные на развитие ценностных ориентаций, навыков самостоятельной деятельности, самообразования, умений профессионально-личностного саморазвития: самовоспитания, самопознания, самоутверждения, самоопределения и др.;
-реализация активности студентов в культурно-образовательном пространстве педколледжа;
-актуализация субъектной позиции в профессионально–личностном саморазвитии, формировании индивидуального опыта самоопределения, самореализации, самоутверждения, самовоспитания;
-стимулирование готовности реализовать свой творческий потенциал в исследовательской деятельности и педагогической практике;
-актуализация общественных и личных ценностных ориентаций при организации внеучебной деятельности студентов;
-активизация самостоятельной работы студентов;
-вовлечение обучающихся в социально значимую работу на основе принципа самоуправления;
-создание среды, помогающей студенту в реализации его жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;
-использование коллективных форм работы и сотрудничества (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач);
-педагогическое стимулирование деятельности студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции, что способствует освоению психолого-педагогических дисциплин.
Кроме вышеназванных модулей, в развитии личности будущего педагога важно и саморазвитие.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности будущего учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность будущего учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами — долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах будущего учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе
будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности
и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться
как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время
самый надежный способ формирования профессионального идеала —
чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим
творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал
учителя — условие эффективности его самовоспитания.
К
внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят
педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор
свободного времени.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален и зависит от психологии личности будущего педагога. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.
Итак, сделаем выводы:
1.Будущим педагогам свойственна педагогическая направленность - это свойство личности, представляющее по своей сути систему отношений к профессии, предметам, которые будет преподавать личность, детям, себе как субъекту будущей педагогической деятельности.
2.Важнейшим педагогическим условием формирования личности будущего педагога является выраженный уровень аналогичной направленности всего коллектива Отношение к предметам, которые будет преподавать личность, связано с целеустремленностью коллектива и групповыми интересами к учебным предметам, единством ценностных ориентации. Отношение к детям - с единством ценностных ориентации, целеустремленностью, самооценками активности в области достижения коллективных целей.
Отношение к себе связано с единством ценностных ориентации.
Таким образом, развитие личности студентов будущих педагогов – это многомерный и многоступенчатый процесс и во многом определяется теми условиями, в которых воспитывается и обучается студент, а также психологическими особенностями личности самого будущего педагога.
-
- Литература:
1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. // Н.А.Бердяев. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.-С.20
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах).- Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.-С.105
3.Долгова В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза// «Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru)» .-2011-март.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.
5. Киселева О.А. Эмпатийные способности как необходимое формирование коммуникативной компетенции будущего учителя // Педагогика и психология. – 2011. - №3. - С.68
6.Сергеева, К.В. Психологическая подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности ;/ К.В. Сергеева// Сборник материалов международного конгресса «Психология XXI столетия». – Ярославль: МАПН, 2008. С. 189-192.
7.Петухов С.И., Казин Э.М. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя// Практическая психология и педагогика.-СПб.-СПб ГУ.-№ 16.-2010.-С.23-28
8.Хайновская Т.А.Диагностика коммуникативной компетентности будущих учителей// По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2011 года СурГПУ-С.22-24
9. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Издательство «Питер»,из-е 4-е доп. 2009-305с.
10. Формирование творческой личности будущего учителя. Сборник научных статей /МГППУ.-М.-из-во Норма.-2010.-214с.